AMP18+

В мире

/

Саммиты Большой Восьмерки – историческая справка

На саммите Большой Восьмерки в Хайлигендамме будут обсуждаться многие вопросы, которые уже неоднократно дебатировались членами этой организации.

В частности, в программу входят вопросы глобальной экономики и торговли, борьба с эпидемией ВИЧ/СПИД, проблемы Африки, Ирана, Судана (кризис в Дарфуре), Северной Кореи и Ближнего Востока.

Как сообщает корреспондент «Нового Региона», ИАА «Маркетинг и консалтинг» предлагает перечень и основная повестка дня саммитов Большой Восьмерки, в которых принимала участие Россия.

Саммит в Санкт-Петербурге (Россия). 2006 год. Главные темы дискуссий и деклараций: глобальная энергетическая безопасность; образование в условиях мировой экономики, основанной на знаниях; борьба с распространением инфекционных заболеваний.

Также обсуждалось состояние мировой экономики, торговли, борьба с хищениями интеллектуальной собственности и коррупцией, проблемы Африки, распространение оружия массового уничтожения (Иран, Северная Корея, «ядерный» терроризм), а также проблемы Ближнего Востока, Афганистана, Дарфура, Косово и Нагорного Карабаха.

Саммит в Глениглс (Шотландия). 2005 год. Жизнь внесла коррективы в программу Большой Восьмерки – в разгар саммита в Лондоне были проведены теракты, что отразилось на дискуссии. В итоге обсуждались атаки террористов на Лондон, изменение климата, проблемы Африки (в частности, члены «Восьмерки» согласились списать долги многим африканским странам и к 2010 году удвоить объемы помощи).

Клуб также затронул проблемы глобальной экономики, торговли и положение с нефтью, подготовку и борьбу с последствиями стихийных бедствий, распространение оружия массового уничтожения, Ближний Восток, Палестина, Иран, Ирак, Судан, Северная Корея, Афганистан, Ливан, Гаити, Зимбабве и реформа ООН.

Саммит на Си-Айленде (США). 2004 год. Дебатировались проблемы Ближнего Востока, терроризм, мировая экономика, проблемы Африки, а также Палестины, Северной Кореи, Афганистана, Гаити и Судана.

Саммит в Эвиане (Франция). 2003 год. Лидеры «Восьмерки» говорили о поддержке мирового экономического роста, о предотвращении финансовых кризисов, помощи Африке (борьба с голодом, положение женщин, состояние системы здравоохранения, списание долгов и пр.).

Также обсуждались экологические проблемы (незаконная вырубка лесов, ядерная безопасность и пр.), нераспространение оружия массового уничтожения, терроризм, безопасность на транспорте, Ирак, Израиль и Палестина, Северная Корея, Иран, Алжир и Зимбабве.

Саммит в Кананаскисе (Канада). 2002 год. Главные темы: борьба с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, безопасность на транспорте, проблемы устойчивого развития, помощь развивающимся странам в освоении информационных технологий, помощь Африке, проблемы Ближнего Востока, Афганистана, Индии и Пакистана.

Саммит в Генуе (Италия). 2001 год. Обсуждались различные аспекты ликвидации бедности, охрана окружающей среды, безопасность продуктов питания и повышение благосостояния населения. В Генуе прошли массовые акции протеста антиглобалистов, которые привели к смертям. Члены «Восьмерки» особо поблагодарили власти города за гостеприимство.

Саммит на Окинаве (Япония). 2000 год. Дебатировались развитие мировой экономики, развитие информационных технологий, помощь развивающимся странам (в частности, списание их долгов), улучшение здоровья населения, улучшение систем образования, развитие международной торговли. Говорили также о поддержке культурного разнообразия в мире, борьбе с преступностью и наркотиками, проблеме старения населения, о вопросах биотехнологий и науки о жизни, об охране окружающей среды, ядерной безопасности, предотвращении конфликтов, разоружении и контроле за распространением оружия массового уничтожения, о борьбе с терроризмом.

Саммит в Кельне (Германия). 1999 год. В повестку дня вошли обеспечение устойчивого роста мировой экономики, работа ВТО, решение проблемы занятости, решение проблемы образования, укрепление систем социального обеспечения, помощь «бедным» странам, защита окружающей среды, нераспространение оружия массового уничтожения, предотвращение войн и кризисов, борьба с эпидемиями и международной преступностью, а также «проблема-2000».

Саммит в Бирмингеме (Англия). 1998 год. Обсуждались проблемы глобальной экономики, в первую очередь экономического кризиса в Азии, Всемирная Торговая Организация, помощь Африке, развитие эффективного энергетического рынка, борьба с глобальным потеплением, с безработицей, криминалом и наркоторговлей, нераспространение оружия массового уничтожения и «проблема-2000» (знаменитый компьютерный сбой, который не привел к ожидавшимся ужасным результатам).

Саммит в Денвере (США). 1997 год. Обсуждались глобализация, старение населения индустриально развитых государств, проблемы малого бизнеса, охрана окружающей среды (защита лесов, океанов, источников пресной воды, проблема глобального потепления и пр.), ядерная безопасность, энергетика, борьба с незаконным оборотом наркотиков, терроризм, реформа ООН, помощь Африке, проблемы Ближнего Востока, Албании, Кипра и т.д.

Коалиция демократических государств, обладающих крупнейшими экономиками, ныне называющаяся «Большой Восьмеркой»(The Group of Eight, Great Eight или G8), была «Большой Пятеркой», «Большой Шестеркой» и «Большой Семеркой».

В отличие от других международных структур, «Большая Восьмерка» не имеет секретариата, а её члены не подписывают формальных договоров, страны-участницы не приобретают никаких специфических прав или обязанностей.

Решения, принимаемые на саммитах, имеют рекомендательный характер, и страны-участницы вольны выполнять (или не выполнять) их. Саммит «Восьмерки» может быть очень эффективным для запуска каких-либо инициатив, если так пожелают её члены.

Это место, где великие державы могут быстро принять совместное решение и даже выполнить его. На саммитах «Восьмерки» иногда инициируются важные программы. Например, именно здесь были предприняты первые усилия по борьбе с финансированием международного терроризма – впоследствии это привело к созданию очень важных транснациональных структур.

«Большую Восьмерку» воспринимают как одну из главных организаций, координирующих международную экономическую политику. В ее работе участвуют две главные экономические силы мира – США и Европейский Союз.

Эффективность действий «Восьмерки» зависит от проблем, которые она обсуждает. «Восьмерка» традиционно не преуспевает, если разговор идет о глобальной экономике, о валютах или торговле, то есть, о вопросах, которые затрагивают интересы других крупных держав, не входящих в состав этого привилегированного клуба.

Тем не менее, «Восьмерка» очень мало чего реально решает. Членство в «Восьмерке» не оказывает серьезного влияния на политику государств, участвующих в ее работе.

Однако «Восьмерка» (точнее, ее предыдущие формы) может похвастаться определенными достижениями. К примеру, в 1978 году на саммите в Бонне было достигнуто соглашение о генеральных принципах уменьшения таможенных барьеров в сфере международной торговли (детали соглашения были утрясены чуть позже на Токийском раунде переговоров о тарифах и торговле – ГАТТ).

В 1983 году «Семерка» сформулировала общую позицию по вопросу размещения в Европе ракет средней дальности. В 1989 году было принято решение о списании долгов наиболее бедным странам мира, а также совместной борьбы с отмыванием денег и финансированием террористической деятельности (в результате, была создана международная Группа Финансовых Действий).

На саммите 1999 года были пересмотрены механизмы оказания помощи странам, пострадавшим в результате азиатского экономического кризиса, а также сформулированы общие подходы по проблеме Косово. В 2001 году «Восьмерка» фактически создала Глобальный Фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.

Деятельность «Восьмерки» (а также ее предшественников) традиционно подвергается критике. Основной набор аргументов выглядит следующим образом: эта структура обращает внимание исключительно на интересы стран-участниц, и что ее решения в иных сферах мало- или вообще неэффективны.

Подвергается сомнению и принцип комплектования этой структуры: к примеру, в «Восьмерку» входит Россия, но не входит Индия.

В этой связи указывается, что население Индии больше российского почти в 8 раз, объем валового внутреннего продукта также превосходит российский ($650 млрд. против $615 млрд. в 2005 году), а индийская демократия появилась намного раньше, чем российская (в 1947-м, а не в 1991 году).

Существует также группа экспертов, которые считают, что «Большая Восьмерка» стала политическим анахронизмом. В любом случае, совокупная экономическая мощь стран-участниц «Восьмерки» постепенно уменьшается за счет бурного развития новых экономических сверхдержав.

Нынешняя «Восьмерка» появилась на свет в 1975 году, когда по инициативе президента Франции Жискар д'Эстена и канцлера Германии Гельмута Шмидта в парижском пригороде Рамбуйе прошел Экономический Саммит, на котором представители США, Франции, Германии, Великобритании и Японии впервые обсудили вопросы глобальной экономики.

Однако подлинным местом рождения коалиции также может считаться библиотека Белого Дома. В ней в начале 1970-х годов проходили неформальные дискуссии министров финансов этих стран. Необходимость во встречах финансистов была вызвана глобальным экономическим кризисом, который начался в 1973 году, после введения эмбарго на поставку нефти в США и Западную Европу арабскими странами-экспортерами.

«Библиотечная группа» (полуофициальное название сложившейся структуры) пришла к выводу о необходимости проведения подобных обсуждений на самом высшем уровне. Во второй половине 1970-х годов к «Большой Пятерке» присоединились Италия (1975), Европейская Комиссия – ныне Европейский Союз (1977) и Канада (1978), в результате чего «Пятерка» превратилась в «Семерку». Официально об ее образовании было объявлено в 1985 году.

Подобные встречи представляли собой обсуждение наиболее важных и болезненных экономических вопросов в неформальной обстановке. В 1980-е годы эти встречи стали более регулярными, в них старались принимать участие первые лица государств, что сделало саммиты более официозными и формальными.

Впрочем, по традиции, если первый и третий дни саммита проходят в официальной атмосфере, то второй день позволяет лидерам государств общаться тет-а-тет, без соблюдения церемоний, вне досягаемости прессы.

Постепенно к дискуссиям на экономические темы прибавились и обсуждения политических вопросов. На протяжении последних лет традиционно обсуждались вопросы помощи «бедным» странам и регионам, проблемы международной безопасности, мирного урегулирования израильско-палестинского конфликта.

Кроме того, в последнее десятилетие внимание стало уделяться энергетической безопасности и проблеме глобального изменения климата.

В 1997 году на саммите в Денвере Россия стала членом этой организации, которая превратилась в «Восьмерку». Ныне считается, что идея пригласить Россию в элитный клуб демократических государств мира исходила от президента США Билла Клинтона.

Приглашение России решало две главные задачи: во-первых, это был своеобразный «аванс», показывающий, что Большая Семерка считает Россию подлинной демократией и мощным международным игроком, во-вторых, это была своеобразная компенсация России за расширение блока НАТО.

Ежегодно саммит проводится на территории другой страны. Порядок приема саммитов различными странами определен временем присоединения к «Восьмерке» государства-участника: ныне он выглядит следующим образом: Франция, США, Великобритания, Германия, Япония, Италия, Канада, Россия. Следующие саммиты будут происходить в Японии (2008), Италии (2009), Канаде (2010), Франции (2011) и США (2012).

Лидер государства, принимающего «Восьмерку» в этот год, является президентом данной структуры – его полномочия вступают в силу 1 января. Страна, принимающая саммит (обычно продолжается 3 дня), предварительно организует серию встреч более низкого уровня, в частности, среди министров государств-участников.

«Большая Восьмерка» может стать и «Девяткой», если, как ожидается, когда-либо в состав коалиции войдет Китай, «Десяткой» (плюс Индия) и даже «Одиннадцаткой» (плюс Бразилия). Существуют и другие варианты трансформации этого элитного клуба.

Потребность в создании новых механизмов глобального управления впервые была признана на саммите ООН в сентябре 2005 года. Тогда звучали многочисленные призывы к укреплению ООН и улучшению системы.

Однако за это время особых подвижек в этом направлении не произошло. Однако все большее число политиков и экспертов отмечают, что в современном мире решения требуется принимать быстро и решительно – ныне существующие структуры с этой задачей справляются далеко не всегда.

К примеру, процесс принятия решений, который практикует ООН, считается «заторможенным» – во многих случаях ООН либо не успевала за ходом событий (так было, например, когда она оказалась неспособной отреагировать на геноцид в Руанде), либо попадает под влияние групп стран, спаянных общими интересами и преследующих свои, а не общечеловеческие, цели.

Международные финансовые институты, наподобие Всемирного банка и Международного Валютного Фонда призваны решать узкоспециальные задачи и также часто действуют неудачно. Другие глобальные форумы работают по той же схеме и не могут претендовать на роль глобального правительства.

За последние годы высказывалось достаточно много идей о том, как улучшить ситуацию в этой сфере. К примеру, в рамках ООН, в дополнение к Совету Безопасности, предлагалось создать Социально-Экономически-Экологический Совет, который бы занимался решением указанных в его названии проблем (как известно, Совет Безопасности специализируется на вопросах безопасности).

Также предлагалось модифицировать мировые финансовые институты – например, изменить порядок управления ими, превратив ныне существующие советы директоров, в которых заседают представители государств-членов, в саммиты, в которых будут участвовать первые лица государств.

В свою очередь, Большая Восьмерка представляет собой набор стран, которые доминировали на мировой арене в середине 20-го века. Несмотря на то, что они остаются мощнейшими во всех смыслах державами, однозначно, что их частный клуб не представляет интересов остального мира.

Под давлением «новых» индустриально развитых государств в 1999 году «Восьмерка» впервые стала «Двадцаткой», когда к вышеупомянутым участникам присоединились Аргентина, Австралия, Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Мексика, Саудовская Аравия, ЮАР, Южная Корея и Турция. Предполагается, что в перспективе статус «двадцатки» будет каким-либо образом формализован.

В любом случае, в мире уже появились конкурирующие организации-эпигоны «Большой Восьмерки». В 1997 году появилась группа D8 (Developing 8 – «Развивающаяся Восьмерка»), которую создали восемь динамично развивающихся мусульманских государств – Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Малайзия, Нигерия, Пакистан и Турция.

Декларируется, что D8 ставит своей главной задачей повышение уровня влияния стран-членов на мировые дела. Несмотря на то, что D8 имеет постоянный секретариат и проводит ежегодные саммиты, ее влияние на мир пока невелико.

Кроме того, участники этой структуры согласились развивать торговлю, для чего собираются создавать друг другу режим наибольшего благоприятствования в этой сфере.

В 1999 году была организована группа 20 ведущих индустриальных государств (изначально она называлась G33, впоследствии стала G20 – от Great 20 – «Большая Двадцатка»). Наряду с крупнейшими европейскими державами, в ее состав входит Россия, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия и пр.

Эта структура ежегодно проводит саммиты, на которых обсуждаются вопросы торговли, приватизации, управления потоками капиталов, защита интеллектуальной собственности и пр.

В 2003 году возникла другая структура под тем же названием G20 (Group 20 – «Группа Двадцати», иногда используются и иные названия и аббревиатуры, например, G21), которую образовали развивающиеся страны.

Инициаторами этого процесса стали Бразилия, Индия и ЮАР. В состав этой структуры также вошли такие страны, как Пакистан, Египет, Куба, Чили, Китай и др. (ни одно постсоветское государство к G20 не присоединилось).

Ныне на долю G20 приходится примерно 60% населения планеты, 70% крестьян мира и 26% мирового сельскохозяйственного экспорта (данные 2005 года).

В 2005 году появилась G11 (Group of Eleven – «Группа Одиннадцати»), которая объединила страны, ставящие своей главной задачей уменьшение внешнего долга и облегчение доступа к мировым финансовым ресурсам. В состав этой структуры вошли Иордания, Хорватия, Гондурас, Шри-Ланка и др., в том числе и Грузия.

В 2006 году появилась новая идея: создать организацию, объединяющую государства-лидеры, а не государства, обладающие крупнейшими экономиками (условное название LX, где L – первая буква слова leader – «лидер», а X – количество государств, которые войдут в состав этой структуры).

Авторы этой идеи указывали, что отнюдь не все страны мира, играющие первую скрипку на мировой арене, могут похвастаться большими размерами своих экономик. К примеру, влияние Ватикана на судьбы человечества крайне велико, однако его экономика имеет микроскопические размеры.

В состав LX должны войти государства, представляющие все континенты (в Большую Восьмерку не входят страны Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Австралия и пр.), предположительно 20 стран (таким образом, организация будет называться L20).

Лидеры человечества должны будут оперативно реагировать на глобальные и региональные проблемы и совместно искать пути их решения, то есть L20 призвана стать важной дискуссионной площадкой.

Еще одна идея связана с созданием специализированной экологической структуры, с ориентировочным названием, наподобие E8 (Environmental 8 – «Восьмерка по Охране Окружающей Среды»). E8 должна объединить страны, способные влиять на мировую экологическую политику – это особо важно, поскольку мир вступает в эпоху глобального потепления.

В E8 предполагается пригласить США, Европейский Союз, Японию, Россию, Китай, Индию, Бразилию и ЮАР – они отобраны на основе своей экологической и политической значимости. На долю этих государств приходится 80% мирового ВВП.

Москва, Всеволод Ягужинский

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия, Экономика,