Британские солдаты отлучены от компьютерных игр
Как стало известно британской газете The Guardian, министерство обороны потихоньку ввело широкомасштабные новые инструкции, запрещающие военнослужащим оглашать информацию об их служебной деятельности.
Военнослужащие сухопутных войск, флота и ВВС не смогут вести блоги, участвовать в опросах общественного мнения, выступать публично, размещать в интернете объявления или реплики на онлайн-форумах, играть в компьютерные игры с участием множества игроков, а также посылать sms или фотографии без разрешения начальства, если информация, которая при этом сообщается, касается вопросов обороны.
Они также не могут предавать огласке аудио-, видео- или фотоматериалы – то есть материалы, аналогичные тем, на основе которых ранее были начаты расследования издевательств над иракцами. Циркуляр предписывает, что «все подобные акты коммуникации должны способствовать поддержанию и по возможности улучшению репутации вооруженных сил».
Инструкции изданы Директоратом коммуникационного планирования вскоре после того, как разразился спор по вопросу, должно ли министерство обороны разрешить двум членам экипажа судна «Корнуолл», которые побывали в иранском плену, получать от прессы деньги за рассказ о пережитом.
Теперь военнослужащим запрещено получать деньги за интервью, выступления и книги, рассказывающие о случившемся при исполнении воинского долга, пишет газета (перевод Инопресса.ру).
Циркуляр Министерства обороны, распространенный на прошлой неделе, касается «всех публичных актов коммуникации в устной, письменной или какой-либо иной форме, в том числе через интернет и другие технологии обмена информацией по вопросам, связанным с официальными обязанностями данного лица или опытом деятельности при их исполнении, как во время боевого дежурства, так и во внеслужебное или свободное время».
В рядах военных эти правила вызвали ужас. Вчера юристы, специализирующиеся на правах человека, заявили, что эти ограничения, возможно, нарушают 10-ю статью Акта о правах человека, которая разрешает свободу слова.
Правила касаются не только военнослужащих регулярных частей, но и состава Территориальной армии (резервистов), а также курсантов военных училищ в период несения службы и гражданского персонала министерства обороны.
На данный момент военнослужащие подчиняются так называемому Королевскому воинскому уставу, предполагающему, что они должны общаться с журналистами лишь с предварительного разрешения, но вольны вести блоги и участвовать в онлайновых дискуссиях.
Однако многие на условиях анонимности высказываются по таким вопросам, как плохое обмундирование и размещение, а также проблемы в лечении раненых военных, эвакуированных из зон боевых действий. В прессу попадает критика действий британских ВВС в Афганистане и плохого состояния ветшающей боевой техники, которая там используется.
На неофициальном сайте военных arrse.co.uk вчера шли яростные споры по этому вопросу. Один из участников форума написал: «Почему министерству не приходит в голову, что, если бы оно делало все как положено и хорошо обращалось со своими людьми, они реже чувствовали бы потребность предавать ситуацию публичной огласке, и тогда не пришлось бы тратить столько времени на заметание следов?»
Другой предположил, что правила призваны заткнуть рот обычному рядовому «томми», тогда как высшие офицеры вольны общаться с журналистами без страха наказания.
«Все до одной утечки важной информации в прессу – за последние полгода уж точно – исходили с самых низов. А не сверху, – заметил он. – Если капрал Блоггз или майор Классный Парень из какой-нибудь казармы в каком-нибудь Хельманде-на-Стиксе пожалуется в частном письме, что у него недостаточно боеприпасов для ликвидации врагов королевы или что ВВС надо бы получше расстараться на предмет их доставки, то тут сразу и «виновного ко мне, мать-перемать», и «поведение, недостойное военнослужащего», и взыскания, и кулаком грозят».
Генеральный директор министерства обороны по связям с прессой Саймон Макдаэулл отрицает, что инструкции являются формой цензуры или попыткой заткнуть рот военнослужащим:
«Мы пытаемся дать недвусмысленные, четкие указания, которые соответствовали бы современной ситуации. Существующие статьи устава создавали путаницу и не предусматривали таких вопросов, как получение платы за выступления. Циркуляр касается разглашения информации о вопросах, касающихся службы, а не частной жизни. Практической безопасности могут повредить конкретные вещи – информация, которой кто-то может завладеть. Даже маленькое фото, посланное с мобильного телефона из Афганистана, может поставить под угрозу жизнь людей и повредить безопасности боевых действий».
Макдауэлл также добавил: «Мы никому не затыкаем рот. Мы устанавливаем правила, чтобы люди знали, в чем они состоят». С теми, кто нарушает эти правила, будут разбираться в каждом конкретном случае отдельно, отметил он. «Теперь, когда есть четкие инструкции, гораздо менее вероятны ляпы типа случившегося с Ираном».
Макдауэлл сообщил, что министерство обороны в качестве эксперимента санкционирует ряд блогов военнослужащих, находящихся в Афганистане. Оно также ищет «законные средства самовыражения для людей».
Королевский адвокат Джеффри Робертсон, ведущий юрист в области прав человека, отмечает, что инструкции, по-видимому, противоречат Акту о правах человека. По словам Робертсона, они напомнили ему «всеохватную» статью прежнего закона о государственной тайне, гласившую, что огласка информации без законных полномочий на это является уголовным преступлением.
Эта плохо зарекомендовавшая себя статья, отмененная в 1989 году, «не позволяла военным разглашать, чай какого сорта подают в столовой Минобороны», заметил он.
«Поскольку Великобритания посылает все больше войск за рубеж, часто совместно с менее дисциплинированными войсками, становится все важнее, чтобы рядовые офицеры и чиновники могли откровенно говорить с журналистами о своей службе, без того, чтобы их честные рассказы искажались с той или иной целью», – заключил Робертсон.
Лондон, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».