Косовский вопрос – битва еще не закончена
Россия одержала промежуточную победу в урегулировании косовского кризиса, решительно выступив против вывода этого вопроса из компетенции Совета Безопасности ООН.
Однако Москве не стоит расслабляться, поскольку представители США и ЕС, входящих вместе с Россией в посредническую «тройку», даже не скрывают того, что могут решить вопрос без участия Москвы.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет политический обозреватель Фонда стратегической культуры Петр Искендеров. Предлагаем полный текст материала:
Принципиальная позиция России, решительно выступившей в Совете Безопасности ООН и международной Контактной группе против предоставления Косову независимости без учета позиции Сербии, вызвала в западных столицах тревогу и замешательство.
В Вашингтоне и Брюсселе на словах отказались от немедленного признания косовской независимости и создали посредническую «тройку» для организации нового раунда переговоров между Белградом и Приштиной. Генсек ООН Пан Ги Мун предложил посредникам представить развернутый доклад по существу проблемы к 10 декабря.
До этого времени дипломаты – спецпредставитель российского министра иностранных дел по Балканам Александр Боцан-Харченко, спецпосланник Вашингтона по вопросам косовского урегулирования Фрэнк Визнер и представляющий ЕС германский дипломат Вольфганг Ишингер – договорились совместно работать в режиме «челночной дипломатии» и попытаться «запустить» прямые сербо-албанские переговоры.
Однако, как оказалось, сторонникам уважения международного права и поиска политического решения исторически сложной косовской проблемы успокаиваться рано. Создание посреднической «тройки» по Косову является для Запада уловкой, призванной успокоить общественное мнение и повязать Россию общей ответственностью за противоправные действия.
США и ЕС получили удобную возможность, действуя за спиной России и прикрываясь ее авторитетом, «продавливать» независимость для своих косовско-албанских подопечных, тем более учитывая, что ни в «тройке», ни в Контактной группе Москва не имеет права вето.
Пробным камнем на заключительном этапе реализации косовской стратегии Запада стала оглашенная герром Ишингером идея раздела края. Момент был выбран заранее. Это произошло в последний день пребывания «тройки» на Балканах 12 августа, однако в тот момент, когда российский представитель Александр Боцан-Харченко уже покинул Приштину.
Протоколом был предусмотрен общий выход трех дипломатов к прессе, и во время этого выхода они выглядели сплоченной командой. Самое интересное началось позднее, – когда представитель ЕС организовал собственный отдельный выход и заявил, что «тройка» готова согласиться на раздел Косова, если эта идея устроит сербов и албанцев.
Тупиковость предложения была ясна изначально. И Контактная группа, и Приштина, и Белград категорически против раздела. Однако главным для Брюсселя было произвести психологический эффект. И это сработало.
В косовских албаноязычных СМИ и солидных европейских изданиях развернулись дискуссии на тему раздела, а ЕС смог позиционировать себя как организацию, предлагающую «свежие» решения и искренне заинтересованную в разблокировании ситуации.
Насладившись произведенным эффектом, Вольфганг Ишингер и стоящие за ним руководящие натовско-евросоюзные круги дезавуировали нашумевшее высказывание. Немецкий дипломат заявил, что его «не так поняли», а он всего-навсего имел в виду, что ожидает от Белграда и Приштины новых нестандартных шагов.
И 23 августа он отправился с новым двухдневным визитом в Косово, на этот раз вообще без российского и американского коллег. В программе частных бесед с лидерами албанских сепаратистов уже не были предусмотрены выходы к прессе.
Ишингер уделил особое внимание тайной вечере с лидером оппозиционной Демократической партии Косова (ДПК) и бывшим политическим руководителем террористической «Армии освобождения Косова» (АОК) Хашимом Тачи.
ДПК имеет реальные шансы придти к власти по итогам намеченных на ноябрь выборов в Ассамблею Косова – и спецпредставитель ЕС решил «сверить часы» с возможным будущим премьером и даже президентом «Косовской Республики».
Польщенный Тачи не преминул заметить по итогам беседы, что считает приезд Ишингера «очень позитивным и очень важным для процесса, в который мы вовлечены». А нынешний глава косовского правительства (он же экс-главком АОК) Агим Чеку разъяснил содержание беседы с Ишингером по-военному просто.
«Речь идет о том, что мы должны использовать выделенное для переговоров дополнительное время в позитивном и конструктивном смысле и сфокусировать усилия на выстраивании добрососедских отношений между двумя странами – Косовом и Сербией», – отметил Чеку.
А другая представленная в формально единой «тройке» сторона – США – дала свое хозяйское благословение сепаратной активности герра Ишингера.
Постоянный представитель США при ООН Залмай Халилзад – бывший американский посол в Багдаде и политик, входящий в ближайшее окружение Джорджа Буша-младшего, – заявил 27 августа в интервью венской газете «Прессе», что решение проблемы статуса Косова может быть найдено «и без России».
Дальнейшее развитие событий представляется следующим. Ишингер и Визнер будут создавать видимость коллегиальности в работе «тройки», но на самом деле – поощрять албанских сепаратистов Косова к неуступчивости. Острая реакция на идею раздела Косова послужит еще одним доказательством в пользу безальтернативности независимости края.
Традиционно играющая роль «мозга» евроатлантических структур «Международная кризисная группа» уже призвала ЕС не играть с огнем в виде разделов, а выступить «коллективным заступником полной независимости Косова», если к 10 декабря стороны не договорятся.
Об этом же заявил бывший посол США в Белграде Уильям Монтгомери, предложивший «создать коалицию стран доброй воли» и признать косовскую независимость в одностороннем порядке. А ответственность за все произошедшее будет по традиции возложена на Сербию и стоящую за ее спиной Россию.
Как вести себя в сложившейся ситуации Москве? Во-первых, не отказываться от требования найти компромиссное решение по статусу Косова. Во-вторых, продолжать блокировать в СБ ООН резолюцию о независимости края или его разделе вопреки мнению Белграда и таким образом вынудить «коалицию» сторонников албанских сепаратистов действовать на свой страх и риск.
К тому моменту, когда США и страны-члены ЕС решат признать независимость Косова в одностороннем порядке (к середине декабря), у России должна быть сформирована своя «коалиция стран доброй воли».
Российским ответом на признание западными державами одностороннего самоопределения Косова должен стать отказ от нынешних малоэффективных форматов приднестровского, абхазского, югоосетинского (а также, по мнению некоторых экспертов, нагорно-карабахского) урегулирования и официальное признание Россией и ее союзниками государственной независимости самопровозглашенных республик бывшего СССР.
Ситуация на евразийском пространстве от этого не дестабилизируется – ни Грузия, ни Молдавия, ни Азербайджан не станут воевать с Россией, да и ресурсов для реинтеграции в свой состав бывших советских автономий у них нет. Евросоюз получит у своих границ незаживающую косовскую язву.
США будут вынуждены признать чувствительный провал своей стратегии на постсоветском пространстве. А Россия подтвердит свое историческое призвание державы-собирательницы христианских народов и защитницы всех преследуемых и угнетенных.
Москва, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».