Россия и США осуждают убийство Беназир Бхутто
В четверг в городе Равалпинди в Пакистане после митинга оппозиции была убита Беназир Бхутто, бывший премьер страны. В критическом состоянии ее доставили в больницу, однако врачам не удалось ее спасти.
В результате теракта погибли по меньшей мере 25 человек, около 40 раненых, передает newsru.com со ссылкой на Sky News. Теперь парламентские выборы, намеченные на январь 2008 года, могут быть отложены или отменены.
Беназир Бхутто скончалась от ран, полученных в результате теракта террориста-смертника. При этом он сначала выстрелил ей в грудь и в шею, а затем подорвал себя. Бхутто находилась в автомобиле в окружении охранников в бронежилетах. На ней бронежилета не было.
Беназир Бхутто скончалась в 18:16 по местному времени в центральной больнице Равалпинди, подтвердил член партии Бхутто Васиф Али Хан. Другой помощник Бхутто, Вахид Хасан, констатировал: ситуация в Пакистане развивается по «худшему сценарию».
Теракт произошел спустя несколько минут после того, как Бхутто выступила на митинге. Свидетели сообщают, что террорист-смертник пытался прорвать полицейское оцепление, и среди погибших есть сотрудники правоохранительных органов.
Абдул Карим, советник Беназир Бхутто, уточнил, что теракт был совершен в тот момент, когда автомобиль Бхутто покидал район парка Лиагат Багх, где проходил митинг, передает AP. По словам пресс-секретаря ее партии, бомба сработала менее чем в 50 метрах от машины. В первые минуты после теракта сообщалось, что экс-премьер не пострадала.
Погиб уникальный для Востока политик с богатейшей биографией. Бхутто дважды была премьером. В какой-то степени она ушла, так же, как мужчины в ее семье: у нее погибли отец и два брата. Это было не первое покушение на жизнь Бхутто.
Сразу после ее прибытия в страну из многолетней эмиграции в городе Карачи на пути кортежа сработали две бомбы. Тогда погибли около 140 человек, однако сама Бхутто уцелела. В дальнейшем она продолжала получать угрозы от террористов из «Аль-Каиды».
Сегодня же в результате стрельбы были убиты четверо сторонников другого бывшего главы правительства Пакистана Наваза Шарифа, сообщает Reuters. Выстрелы раздались возле офиса проправительственной партии – огонь открыли изнутри здания. По словам источников в правоохранительных органах, оппозиционеры пытались повесить плакат, когда на них напали.
Власти осудили случившееся и заявили, что не причастны к преступлению. Сам Шариф в этот момент находился в нескольких километрах от места происшествия. Политик заявил, что правительство не контролирует ситуацию, и его жизнь также находится в опасности. В декабре ему было отказано в праве баллотироваться в парламент.
На предстоящих 8 января парламентских выборах Беназир Бхутто намеревалась выступить против сторонников президента Мушаррафа. По мнению правозащитников, выборы не будут честными и справедливыми – провести полноценную избирательную кампанию противникам власти не удастся. Однако Мушарраф ранее заверил, что голосование пройдет без нарушений.
«Настоящие мусульмане» никогда не согласятся на то, чтобы ими управляла женщина-премьер. Об этом прямо говорилось в одном из письме с угрозами от «Аль-Каиды», которые Беназир Бхутто получала по возвращении в страну, пишет newsru.com.
Стоит отметить, что пакистанские власти всячески подчеркивали, что стремятся не допустить подобного исхода: несколько раз перед участием Бхутто в оппозиционных акциях ее брали под домашний арест. Эти меры объяснялись соображениями безопасности.
Убийство Бхутто произошло всего через пару недель после отмены чрезвычайного положения, которое было объявлено властями 3 ноября. Тогда было приостановлено действие Конституции, отключены от вещания негосударственные информационные телеканалы, в столицу Пакистана Исламабад и некоторые другие города введены войска.
Власти объяснили введение ЧП ростом количества террористических актов и активизацией вооруженных группировок на границе с Афганистаном. Оппозиция обвинила власти в нарушении конституции, ряд оппозиционных партий и движений заявили о том, что намерены бойкотировать предстоящие выборы.
Между, тем Вашингтон выступил с осуждением теракта, жертвой которого стала лидер пакистанской оппозиции. С соответствующим заявлением выступил в четверг представитель пресс-службы государственного департамента США Том Кейси.
«Мы безусловно осуждаем теракт, который указывает на то, что еще есть люди, которые пытаются сорвать построение демократии в Пакистане», – заявил он.
В свою очередь, в российском МИДе заявили, что теракт может подхлестнуть волну терроризма в Пакистане. Совершенный в Пакистане теракт, в результате которого погибла Беназир Бхутто, может подхлестнуть волну терроризма в этой стране. Такое мнение высказал заместитель главы МИД РФ Александр Лосюков, передает ИТАР-ТАСС.
«Теракт – это плохой признак, – сказал он – Мы выражаем соболезнования по поводу случившегося. Считаем, что это опасное развитие, которое и в так нестабильной ситуации накануне выборов в Пакистане, станет еще одним нестабильным фактором, – продолжил дипломат. – Мы озабочены и расстроены совершенным терактом».
«В Москве неоднократно обращали внимание на то, что власти Пакистана должны принять все необходимые меры в этот ключевой период (выборы президента) для обеспечения стабильности в стране, – сказал официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин. – Надеемся, что власти страны обеспечат стабильность и не допустят повторения терактов. Мы решительно осуждаем произошедшее и выражаем соболезнования».
Теракт внес «новый элемент» в предвыборную борьбу в этой стране, осложнил положение как партии Бхутто, так и ее политических противников. Такое мнение, как передает ИТАР-ТАСС, высказал председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.
Без своего лидера партия Бхутто оказалась «в сложном положении», признал Маргелов, пояснив, что на Востоке, как правило, «партия без лидера, даже трагически погибшего и ставшего мучеником, редко побеждает в голосовании». Партии на Востоке обычно являются не «партиями, строящимися на ценностях и программах, а партиями персоналий», – добавил сенатор.
Однако, полагает он, в не менее сложном положении будут и политические противники Бхутто, «так как им будет чрезвычайно сложно полемизировать с погибшим противником, который, по восточной традиции, автоматически причисляется к священному списку неприкасаемых авторитетов».
Маргелов считает, что победа партии, лишившейся лидера в условиях авторитарной системы правления, возможна «лишь в случае восстания». Однако, добавил он, «не уверен, что сама Бхутто хотела бы подобного будущего для своей партии». Она выступала, напомнил сенатор, за возвращение во власть для себя и своих сторонников «политическими демократическими методами».
Убийство Беназир Бхутто может привести к переходу власти в стране к радикальным исламистам, считает директор института политических исследований Сергей Марков.
«Мне кажется, что покушение на жизнь Беназир Бхутто связано с кризисом власти в стране и борьбой за нее. Гибель одного из лидеров оппозиции является шагом к тому, чтобы власть в ядерном Пакистане перешла к радикальным исламистам типа «Аль-Каиды» и Бен Ладена», – сказал Марков «Интерфаксу».
В свою очередь, президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов убежден, что в гибели одного из лидеров пакистанской оппозиции были заинтересованы как правительство Пакистана, так и радикальные исламисты. «В гибели Бхутто заинтересованы, во-первых, власти Пакистана, потому что она бросала им вызов и, безусловно, рассматривалась как враг действующего режима», – сказал он.
По словам политолога, «в гибели Бхутто также заинтересованы и исламисты, для которых ее связь с Западом и демократические ценности были абсолютно неприемлемыми». «И исламисты, и правительство были в равной степени не заинтересованы в том, чтобы Беназир Бхутто стала серьезной политической фигурой, а тем более – возглавила Пакистан», – отметил Никонов.
Утверждать, что за террористическим актом, повлекшим смерть Бхутто, «стоят спецслужбы, связанные с официальными властями, преждевременно». Об этом сегодня в интервью ИТАР-ТАСС заявил председатель комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев.
По оценке Косачева, ситуация в Пакистане сейчас характеризуется предельной степенью напряженности и находится под прямым воздействием террористической угрозы. Групп, которые используют в своей борьбе террористические методы, в Пакистане более чем достаточно.
В то же время, отметил он, нельзя исключать любого варианта, потому что власти в Пакистане достаточно жестко относятся к действиям оппозиции. «Эта трагедия должна сейчас быть предметом самого серьезного расследования», – не сомневается Косачев.
Со своей стороны, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко заявил, что убийство Бхутто может нарушить баланс сил в Пакистане. По мнению политолога, президенту Пакистана Первезу Мушаррафу это убийство не выгодно: «Ему было выгоднее иметь такого конкурента, чем покойника», пишет newsru.com.
Бхутто являлась тем политиком, которому удавалось поддерживать баланс сил в стране, считает Малашенко. Что касается конкретных вариантов развития ситуации, то, по мнению политолога, нельзя исключать, что на улицы выйдут сторонники Мушаррафа, единомышленники Бхутто и исламисты.
Незадолго до возвращения в Пакистан госпожа Бхутто согласилась дать интервью израильским СМИ. По телефону с ней беседовал журналист «Новостей недели» Алексей Осипов, NEWSru Israel публикует это интервью полностью.
Так, отвечая на вопрос, совместимы ли политика и семья, лидер оппозиции говорила, что всегда есть возможность совмещать карьеру и личную жизнь. Она уверена, что женщин в политическую жизнь вовлекать необходимо и давать им возможность карьерного роста хотя бы потому, что они составляют половину населения земли.
В ее же случае, политическая карьера – и семейная традиция, и собственный выбор. «Мне повезло, что мой отец верил в эмансипацию женщин и равенство между ними и мужчинами», – рассказывала Бхутто. Она говорит, что именно традиция не позволяет женщинам развиваться в мусульманском обществе.
«Но я не думаю, что эта традиция напрямую связана с религией. Загляните в историю, и вы узнаете, что пророк женился на работающей женщине и посредством этого брака установил образец для всех женщин, для которых работа является частью их жизни», – заявляла лидер оппозиции. Она рассказывала, что на посту премьера Пакистана первоначально была шокирована тем количеством ядовитых и злобных высказываний только из-за отношения к слабому полу.
«Меня обвиняли в нарушении религиозных устоев и законов, меня оскорбляли порой откровенной нецензурщиной, а однажды моему супругу было заявлено, что женщина в глазах мусульманских традиционалистов – собственность мужчины, и ничего более», – говорила Бхутто.
Когда она только начала свою политическую деятельность, главнокомандующий Пакистанской армией отказался отдавать ей честь, но позже адаптировалась и армия . «Я считаю, что быть женщиной в политике – это своего рода вызов, но я уверена, что это становится все более приемлемым», – заключила бывший премьер.
Исламабад, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».