Гаагский трибунал вынес боснийскому генералу смехотворный приговор
Международный трибунал по бывшей Югославии вынес новый важный приговор, на этот раз по делу бывшего начальника генерального штаба армии Боснии и Герцеговины (БиГ) Расима Делича.
Суд постановил, что Делич виновен в том, что не предпринял необходимых действий для предотвращения жестокого обращения или наказания виновных в жестоком обращении с пленными солдатами, совершённых моджахедами, находившимися в составе подчинённой ему армии БиГ, и приговорил его к трём годам лишения свободы.
По существу, суд был не столько над Деличем, сколько над моджахедами («воинами Аллаха»), приехавшими в Боснию в основном из арабских стран для ведения джихада и уничтожения православного сербского населения с целью создания «чистой» исламской Боснии.
Об этом пишет кандидат юридических наук, заведующий кафедрой международного права казанской Академии управления Александр Мезяев на сайте Фонда стратегической культуры. Столь неадекватный приговор за совершение военных преступлений в комментариях не нуждается. Однако дело генерала Делича намного сложнее, чем это попытался изобразить суд.
Дело Расима Делича есть издевательство и над сербами – жертвами боснийской агрессии, и над здравым смыслом. Ещё Слободан Милошевич во время своего процесса для доказательства предвзятости МТБЮ в отношении сторон югославского конфликта задал одному из свидетелей вопрос: «Сколько босняков было осуждено данным трибуналом?»
Судья Р.Мэй, опережая свидетеля, ответил: «В данном трибунале вообще нет ни одного дела против босняков, поэтому не может быть и приговоров!» И только потом судья осознал, как глупо он вмешался. «В этом-то и проблема, господин Мэй», – ответил ему С.Милошевич.
Действительно, ещё в 2003 году – на седьмом году деятельности – Международный трибунал по бывшей Югославии не только не осудил никого из босняков, но даже не выдвинул против них обвинения. Это служило неопровержимым свидетельством предвзятости МТБЮ, и потому было решено срочно выдвинуть обвинения против нескольких босняков, албанцев и македонцев, в том числе против Делича. Однако эти обвинения были демонстративно унизительными для сербов.
Во-первых, обвинения были выдвинуты против лиц низшего и среднего ранга. Во-вторых, обвинения касались лишь малозначительных (по сравнению с главными) преступлений. В-третьих, по большей части эти обвинения касались преступлений, совершённых не против главных жертв югославского конфликта – сербов, а против представителей других сторон.
Наконец, все эти обвинения успешно завершились либо оправданиями, либо вынесением обвинительных приговоров по 1-2 малозначительным пунктам и смехотворными наказаниями. Наиболее яркими примерами являются дела Насера Орича и Рамуша Харадиная.
Так, ещё с 1991 года были хорошо известны факты массовых преступлений, совершённых Оричем и его бандитами против сербского гражданского населения (прежде всего, убийства с особой жестокостью женщин, детей и стариков). При этом Орич публично гордился совершенными им убийствами.
Однако прокуратура МТБЮ демонстративно обвинила его лишь в единичных эпизодах, касающихся жестокого обращения с несколькими сербами – заключёнными в концлагерях, находившихся под контролем Орича. Во время процесса обвинение сделало всё возможное, чтобы вина Орича доказана не была. В результате Орич был полностью оправдан.
Даже если прокуратуре действительно «не удалось» бы доказать личную вину Орича за преступления своих подчинённых в концлагерях, воистину удивительна позиция суда, который даже не задался вопросом о том, какое право имел этот самый Орич создавать концлагеря и осуществлять над ними контроль! Такое издевательство над правосудием вполне вписывается в общую направленность деятельности МТБЮ.
В апреле 2008 года трибунал вынес решение по делу ещё одного бандита – бывшего премьер-министра «независимого» Косова Р.Харадиная. По той же самой схеме, на фоне массовых убийств десятков тысяч сербов, совершённых по приказам Харадиная и лично им самим (о чём он написал в своей книге), прокуратура МТБЮ выдвинула обвинение по единичным эпизодам, также в большей части связанным даже не с убийствами, а с жестоким обращением в концлагерях.
И вновь – полное оправдание! И вновь – ни слова о том, какое право имел «премьер-бандит» создавать концлагеря для сербов. В недавно опубликованной книге бывший главный прокурор МТБЮ Карла дель Понте заметила, что косовских бандитов и прежде всего Харадиная, боятся даже сами судьи. Конечно, реальные причины провозглашения Орича и Харадиная невиновными очевидны.
МТБЮ, активно продавливающий версию о том, что в 1995 году в Сребренице якобы был совершён геноцид мусульман, просто не мог признать Орича виновным, потому что в таком случае картина событий в Сребренице становилась бы совершенно иной.
Геноцид в Сребренице, действительно, произошёл, но это был не геноцид сербов против мусульман в июле 1995 года, а четырехлетний (1992-1995) геноцид мусульман против сербов. То же относится и к Косову.
Дело Расима Делича в целом полностью вписывается в данную схему. Согласно версии МТБЮ (а точнее – его хозяев), главными виновниками боснийского конфликта являются сербы. А босняки – невинные жертвы. Ну, если и виноваты, то самую малость… Поэтому обвинительный акт против Делича и не содержал никаких иных преступлений, кроме преступлений, совершённых моджахедами.
Это означает, что для МТБЮ армия БиГ не совершала никаких преступлений. Так подобраны и «эпизоды» обвинения: дескать, от преступлений моджахедов пострадали все: и хорваты, и сербы. При этом эпизоды умышленно примитивные: «убийство 24 хорватских военных», «жестокое обращение с 12 военнопленными», «жестокое обращение с 10 заключёнными» и т.д.
Конечно, и убийство 24 человек, и жестокое обращение с пленными – это тяжкие преступления, но почему прокуратура МТБЮ «не заметила» массовые убийства десятков тысяч мирного сербского гражданского населения, и совершённых не столько кучкой моджахедов, сколько «армией» БиГ.
На этом фоне выдвижение обвинения против главы армии БиГ за совершение преступлений моджахедами является демонстративно несправедливым, ибо выводит его из-под ответственности за совершение главных преступлений.
Всё это можно сравнить только с ситуацией, когда серийного убийцу обвиняют… в незаконном хранении оружия. А потом доказывают, что оружие он хранил, оказывается, на законных основаниях!
Главное преступление, в котором должен был быть обвинён Делич, – это участие в государственном перевороте в СФРЮ, повлекшее массовое кровопролитие среди мирного населения, это участие в создании, а затем руководстве незаконными вооружёнными формированиями, почему-то названными «армией БиГ» и совершившими массовые военные преступления.
Однако такое обвинение в отношении Делича Гаагский трибунал выдвинуть не мог, так как его хозяева – США и другие страны НАТО – являются организаторами и соучастниками тех преступлений, которые творила так называемая армия так называемой Республики Босния и Герцеговина. Только самой формулировкой обвинения против Делича Гаагский трибунал освятил и преступное создание БиГ, и преступное создание её «армии».
Если Апелляционная палата, в конце концов, не оправдает Делича (что весьма вероятно), ему придётся заплатить всего лишь тремя годами лишения свободы за судебное оправдание великого международного преступления под названием «Босния и Герцеговина» и за его личный вклад в военные преступления против сербского народа.
В своём решении суд признал, что, хотя Делич и контролировал банды моджахедов (которые «входили в состав армии БиГ»), он не знал о совершении указанных в обвинительном акте преступлений и даже – не имел оснований полагать, что такие преступления совершались!
Даже из такого обрезанного обвинения суд исключил все, кроме одного-единственного эпизода о «жестоком обращении с 12 пленными солдатами»! Таким образом, МТБЮ в «историческую летопись балканского конфликта», как называют его деятельность на Западе, внёс свою запись о том, что армия БиГ не совершила ни одного преступления, кроме «жестокости по отношению к 12 пленным солдатам», да и то руками пришлых моджахедов.
Так же, как в делах Орича и Харадиная, сама прокуратура не очень-то стремилась что-то доказывать. Чего стоила только её просьба не рассматривать дело Делича в самом трибунале (как малозначительное!) и о передаче его в суды … Боснии! Да и сам суд не относился к обвиняемому достаточно серьёзно. Делича не только не подвергли заключению под стражу до суда, но и во время судебного процесса отпускали домой на новогодние каникулы.
И всё же, что этот суд был демонстративно куцым, в стенограммах судебных заседаний остались свидетельства тех зверств, которые совершали моджахеды, находившиеся в составе «армии» БиГ. Остались свидетельства изощрённых пыток и способов убийств, многочисленные свидетельства об отрубленных головах православных сербов и того, что делали «воины Аллаха» с головами потом.
Остались свидетельства того, что моджахеды направлялись в Боснию Аль-Каидой. Остались и свидетельства того, что преступления совершали не только моджахеды. Ни за что за это Делич не ответил.
Полагаем, что и сам Гаагский трибунал история оценит не только за его официальные постановления, но и за его отказ выдвинуть обвинения против тех, кто организовал и осуществил геноцид сербского народа в Боснии в 1992-1995 годах, заключает Фонд стратегической культуры.
Белград, Анфиса Шахова
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».