AMP18+

В мире

/

Американцы вдруг вспомнили доктрину Монро, на которую давно наплевали

5 октября госсекретарь США Кондолиза Райс заявила: «Мы не видим и не приемлем никакого понятия об особой сфере влияния России».

Незадолго до этого в конгресс США был направлен проект резолюции, осуждающий направление российских военных кораблей и самолетов в Венесуэлу: «Палата представителей конгресса считает развертывание российских вооруженных сил в Западном полушарии опрометчивым, провокационным и нарушающим доктрину Монро».

Тем самым в истории самой давней и хорошо известной геополитической концепции Соединенных Штатов, известной как «доктрина Монро», можно сказать, открылась новая страница. Неплохой повод для того, чтобы перелистать предыдущие и попытаться понять, зачем Америке понадобилось именно сейчас доставать из шкафа эту пахнущую нафталином «обновку», пишет Владимир Винников в статье, опубликованной на сайте Win.ru.

2 декабря 1823 года 5-й президент США Джеймс Монро в ежегодном послании конгрессу США, касаясь переговоров с Российской империей, заявил буквально следующее: «Было сочтено целесообразным воспользоваться случаем для утверждения в качестве принципа, касающегося прав и интересов Соединенных Штатов, того положения, что американские континенты, добившиеся свободы и независимости и оберегающие их, отныне не должны рассматриваться как объект будущей колонизации со стороны любых европейских держав».

«Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела уже существующих колоний или зависимых территорий какой-либо европейской державы. Но что касается правительств стран, провозгласивших и сохраняющих свою независимость, и тех, чью независимость, после тщательного изучения и на основе принципов справедливости, мы признали, мы не можем рассматривать любое вмешательство европейской державы с целью угнетения этих стран или установления какого-либо контроля над ними иначе, как недружественное проявление по отношению к Соединенным Штатам», – добавил тогда Монро.

Напомним, что это был 1823 год, всего девять лет назад британские войска захватили и сожгли американскую столицу Вашингтон, а в Европе после победы над Наполеоном был заключен «Священный союз» монархов Австро-Венгрии, Пруссии и России.

Соединенные Штаты Америки и бывшие испанские колонии, получившие независимость в ходе освободительных войн 1810-1824 годов, оставались практически единственными «демократическими» республиками того времени (за исключением разве что Швейцарии).

Это еще не «Америка для американцев!», где под американцами подразумеваются, прежде всего, Соединенные Штаты – до такой интерпретации «доктрины Монро» должно было пройти еще несколько десятилетий. Пока же американский президент выступает в пользу свободы и независимости «обеих Америк» от европейской колонизации, заодно обещая не вмешиваться «в дела уже существующих колоний или зависимых территорий какой-либо европейской державы».

Уже в 1843 году, сразу после окончания Первой опиумной войны, американские военные корабли направляются к берегам Китая, а 6 июля 1844 года под прямой угрозой интервенции был заключен Вансяский договор, согласно которому порты Гуанчжоу, Сямынь, Фучжоу, Нинбо и Шанхай открывались для американской торговли.

В 1857 году американцы присоединились к новой интервенции англичан против Китая (Вторая опиумная война), приняв участие в бомбардировке фортов Гуанчжоу и окрестных деревень. В 1853 году аналогичным образом американцы «открывают» для себя Японию.

Американо-мексиканская война 1846-1848 годов стала первым вооруженным конфликтом между США и независимым государством Латинской Америки, привела к утрате Мексикой почти половины своей территории, дала Соединенным Штатам удобные порты для тихоокеанской торговли, а модифицированную «доктрину Монро», «доктрину предопределенной судьбы», превратила в настоящий наступательный документ американского империализма.

Теперь под ней подразумевалось право США единолично решать любые политические вопросы во всем Западном полушарии. В 1856-1860 годах американские войска дважды высаживаются в Новой Гранаде, чтобы воспрепятствовать укреплению позиций Великобритании на Панамском перешейке.

Новый толчок этому процессу придал период небывало бурного развития Соединенных Штатов после Гражданской войны 1861-1863 годов. Именно в этот период «доктрина Монро» впервые получила практическое подтверждение.

В 1866 году по требованию США Франция вывела свои войска из Мексики – очередная авантюра Наполеона III, который пытался предоставить престол в этой латиноамериканской стране своему родственнику Фердинанду Максимилиану Иосифу фон Габсбургу. В 1867 году император Максимилиан I был расстрелян мексиканскими повстанцами-республиканцами, которые пользовались полной поддержкой со стороны США.

За год до этого, в 1865 году США совместно с Великобританией и Францией поддержали агрессию Бразилии, Аргентины и Уругвая против Парагвая, в ходе которой эта страна лишилась половины территории и 80% населения. В 1867 году произошла покупка у Российской империи Аляски.

В 1871 году Конгресс США признал повстанцев Кубы времен Десятилетней войны воюющей стороной и потребовал от правительства Испании договориться с ними. Официальный Мадрид объявил данное требование вмешательством во внутренние дела Испании, а в 1873 году испанцы захватили в открытом море зарегистрированный в США корабль «Виргиниус», перевозивший оружие и людей на Кубу, и казнили по обвинению в пиратстве около 40 членов команды и пассажиров, что чуть не привело к войне между США и Испанией.

В 1878 году был подписан Санхонский пакт, согласно которому боевые действия повстанцев прекращались в обмен на целый ряд уступок, главными из которых были отмена рабства (проведена в 1886 году) и уравнение гражданских прав черного и белого населения острова (1893 год).

Перечисление всех военных интервенций США за период 1863-1898 годов заняло бы достаточно много места, здесь стоит указать только на их географию: от Египта и Анголы до Кореи и Китая. Пока эти акции выглядят не слишком ярко на фоне грандиозных колониальных захватов европейских держав, но уже в 1898 году, с началом американо-испанской войны, ситуация коренным образом меняется.

Достаточно быстро и безболезненно для себя разгромив слабейшую из колониальных держав Европы того времени, Испанию, установив контроль над её бывшими колониями: Кубой, Пуэрто-Рико и Филиппинами, Соединенные Штаты не просто открыли эпоху империалистических войн ХХ столетия, но и приняли в ней самое непосредственное и выгодное для себя участие.

В 1899 году госсекретарь США Джон Хэй разослал всем американским дипломатическим представительствам за рубежом циркулярное письмо, в котором ставилась задача «держать китайскую дверь открытой», то есть всячески добиваться открытия рынка Китая для импортных товаров, что впоследствии было оформлено как «политика открытых дверей» в отношении стран Азии.

В 1901 году договор Хея-Паунсфота с Великобританией передает США исключительные права на строительство и эксплуатацию канала через Панамский перешеек, и уже в 1903 году с этой целью Соединенные Штаты отрывают от Колумбии территорию нынешней Панамы.

В 1904 году 26-й президент США Теодор Рузвельт провозгласил «политику большой дубинки» в отношении стран Латинской Америки. Вторжения американских войск на суверенные территории латиноамериканских государств становятся повседневной практикой. Фактически оккупируются Панама, Гаити, Куба, Никарагуа, Доминиканская Республика.

Преемник Рузвельта на посту президента США, Вудро Вильсон, в 1918 году практически диктовал обескровленным в Первой мировой войне европейским державам-должникам США принципы Версальского мира, а устав образованной в 1919 году Лиги Наций – предшественницы ООН признает «доктрину Монро» в качестве одного из фундаментальных положений «версальской системы».

Как отметил известный исследователь американского империализма Николай фон Крейтор, «в универсализме Вильсона слились воедино доктрина «Предопределенной судьбы» – теологический компонент, доктрина «Открытых дверей» – экономический компонент и доктрина Монро – международно-правовой и политический компонент».

«Новой доктрине суждено играть такую же важную роль в мире, какую доктрина Монро играла в Западном полушарии в прошлом столетии», – утверждал Вудро Вильсон. В 1918-1920 годах американские войска участвуют в интервенции против России: высадка в Мурманске, Архангельске и Владивостоке, общая численность – около 15 тыс. человек.

Таким образом, можно заметить, что комплекс идей, называемых ныне «доктриной Монро» и в этом качестве объявляемых едва ли не «священной коровой» и первоисточником американской внешней политики, имеет весьма мало общего с изначально провозглашенными 5-м президентом США идеями защиты демократических республик Западного полушария от угрозы колонизации со стороны европейских монархий.

Один из важнейших принципов реальной доктрины Монро – невмешательство в дела существующих европейских колоний Западного полушария – был окончательно перечеркнут в ходе американо-испанской войны 1898-1899 годов.

«Мне известны только две вещи о доктрине Монро. Во-первых, никто в Америке среди политиков, с которыми я встречался, не знает, что это такое. А во-вторых, никто из американцев никогда не согласится, чтобы кто-то эту доктрину позволил себе оспаривать», – не без сарказма утверждал американский политолог Кенет Колеман.

Нынешнее массовое обращение американских политиков к этой «тени отца Гамлета» может расцениваться прежде всего как попытка апелляции к неким «вечным ценностям», позволяющая обрести дополнительную (и видимо, пока или уже отсутствующую) уверенность в собственных действиях.

И если перед лицом глобального финансово-экономического кризиса Америка по каким-то причинам будет вынуждена отказаться от ставки на мировое господство, та же самая «доктрина Монро» может стать знаменем «новейшего изоляционизма» США – в рамках того же Западного Полушария.

Впрочем, об этой конкурирующей геополитической доктрине, всегда имевшей в Соединенных Штатах немалое число сторонников, которые желали жить в «сияющем граде на холме», стоит поговорить отдельно, заключает Владимир Винников в статье на сайте Win.ru.

Вашингтон, Семен Смольный

© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,