AMP18+

В мире

/

Латинская Америка имеет шансы стать альтернативным мировым центром силы

Каракас – Бразилиа, Октябрь 18 (Новый Регион, Семен Смольный) – Еще Симон Боливар, освободивший Латинскую Америку от испанского владычества, мечтал о создании на континенте самостоятельного геополитического центра.

Однако его идеям не суждено было реализоваться на практике. Постколониальные элиты раздробили испанские колониальные владения на множество небольших государств, пишет Александр Рудаков в статье, опубликованной на сайте Win.ru.

Политические предпосылки для возникновения самостоятельного мирового центра в Южной Америке появились лишь после Второй Мировой войны. На протяжении всей второй половины ХХ века такие лидеры, как Эрнесто Че Гевара (Аргентина-Куба), Хуан Перрон (Аргентина), Жоселиу Кубичек (Бразилия), Сальвадор Альенде (Чили) пытались сформулировать геополитическую альтернативу американской Доктрине Монро, в соответствии с которой Латинская Америка объявлялась сферой влияния США.

Однако все эти попытки блокировались Вашингтоном, опиравшимся на местных помещиков-латифундистов, контролировавших вооруженные силы и составлявших ядро офицерского корпуса. Лишь Кубе во главе с Фиделем Кастро удалось благодаря поддержке СССР отстоять свое право на самостоятельный цивилизационный выбор.

В конце 70-х – начале 80-х некоторые государства Карибского бассейна (Никарагуа, Гренада) решили идти по кубинскому пути, однако американское вмешательство привело к затяжной гражданской войне в одной из стран и перевороту в другой.

После распада СССР многим казалось, что режим Кастро на Кубе доживает последние дни. Никто не мог предположить, что в Латинской Америке в 1990-е годы произойдут события, масштаб которых превзойдет региональные рамки.

И, тем не менее, такие события произошли. В конце 1998 года президентом Венесуэлы был избран Уго Чавес, провозгласивший себя последователем Симона Боливара и предложившим новую «боливарианскую» идеологию, в основе которой лежали идеи защиты национальных интересов и социальной справедливости. Постепенно Чавес сблизился с Фиделем Кастро и выдвинул концепцию «Боливарианского социализма» или «Социализма двадцать первого века».

Попытка США организовать в Венесуэле переворот и свергнуть Чавеса (2002) провалилась, после чего доктрины «Боливарианского социализма» начали свое триумфальное шествие по странам Латинской Америке. Идейные последователи Чавеса победили на выборах в Эквадоре и Боливии, в Никарагуа вернулся лидер сандинистов Даниэль Ортега.

После этого указанные страны вместо с Венесуэлой и Кубой объединились в региональный альянс АЛБА («Боливарианская альтернатива для народов нашей Америки»). Затем в АЛБА вступили еще несколько небольших стран Центральной Америки, рассчитывающих получить от Венесуэлы экономическую помощь.

Создание блока АЛБА можно рассматривать как первый этап становления нового мирового центра в Латинской Америке. Несмотря на то, что его людские, экономические и военные ресурсы невелики, АЛБА обладает весьма существенным преимуществом: он строится на идеологической основе, и, по большому счету, представляет собой единственную мировоззренческую альтернативу концепции «экспорта демократии и рынка», которая взята на вооружение трансатлантической осью.

В отличие от Китая и России, действующих в соответствии с концепциями защиты национальных интересов, АЛБА заряжена на идеологическую экспансию. Сегодня АЛБА открыто противостоит США и выстраивает через Уго Чавеса военные и экономические связи с другими крупными мировыми центрами – Россией, Китаем, Евросоюзом, Исламским миром.

Параллельно формирования блока стран «социалистической ориентации», группирующихся вокруг Венесуэлы, в Латинской Америке происходит усиление влияния Бразилии, осознающей себя в качестве региональной сверхдержавы и входящей в группу «БРИК» (Бразилия, Россия, Индия, Китай), объединяющей страны с наиболее интенсивной динамикой экономического развития.

Вопрос о независимом геополитическом позиционировании Бразилии встал на повестку дня в 2003 год, когда на президентских выборах победил Луис Инасио Лула да Силва (Лула). Начав осуществлять социальные преобразования, он столкнулся с сопротивлением олигархическим кругов, связанных с США, однако получил неожиданную поддержку со стороны Вооруженных сил Бразилии.

Военные круги этой страны быстро оценили изменения стратегической конъюнктуры и осознали, что мягкое противостояние США усилит их позиции в обществе. Сейчас Венесуэла и Бразилия ведут переговоры о создании военного блока – Южноамериканского совета обороны. Если они завершатся успехом, то можно будет говорить о втором этапе становления в Латинской Америке нового мирового центра.

Таким образом, Венесуэла является идеологическим «мотором» этого глобального проекта. В то же время Бразилия с ее огромной (свыше 8,5 млн. кв. км) территорией и 186-миллионным населением являет собой его территориальный, экономический и военный базис.

Сейчас союзники Венесуэлы (Куба, Эквадор, Боливия, Никарагуа) образуют «красный пояс» Латинской Америки, а ориентирующиеся на Бразилию умеренно левые режимы (Аргентина, Чили, Уругвай, Парагвай) представляют собой подобие «розового пояса».

Вопрос о судьбе латиноамериканского геополитического центра будет зависеть в дальнейшем от интенсивности их взаимодействия, которое пока что находится на достаточно высоком уровне, заключает Александр Рудаков в статье на сайте Win.ru.

© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия, Экономика,