Поклон в сторону Запада – Узбекистан выходит из ЕврАзЭС
Узбекистан решил приостановить свое членство в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). По сведениям газеты «Коммерсантъ», еще месяц назад ташкентские власти подготовили соответствующие документы. Это произошло через три дня после того, как Евросоюз отменил санкции против Узбекистана, введенные после событий в Андижане. Ожидается, что на днях, согласно уставу ЕврАзЭС, членство Узбекистана в этой организации будет приостановлено, пишет «Независимая газета».
Выход из ЕврАзЭС Узбекистан объясняет неэффективной деятельностью организации. Как утверждает официальный Ташкент, конкретных дивидендов от членства в организации нет никаких, поэтому предпочтение будет отдано сотрудничеству на двусторонней основе. По мнению руководства республики, на пространстве СНГ параллельно функционируют две организации – ЕврАзЭС и ОДКБ, и было бы рационально объединить эти структуры. По словам источника «НГ» в МИД РФ, в Москве к решению Ташкента отнеслись спокойно, поскольку речь пока идет о приостановке деятельности. «В любом случае ЕврАзЭС не потеряет сильно, поскольку, числясь с 2006 года в альянсе, Узбекистан до сих пор не ратифицировал все соглашения», – заявил собеседник издания.
Газета «Коммерсантъ» связывает демарш Ташкента с потеплением в отношениях между Узбекистаном и Евросоюзом. Узбекистан довольно давно был недоволен своим сотрудничеством с Москвой, в частности создаваемым таможенным союзом между Россией, Казахстаном и Белоруссией, пишет издание со ссылкой на российских дипломатов.
История взаимоотношений Узбекистана с Россией, и в рамках ЕврАзЭС в частности, никогда не была простой, отмечает газета «Коммерсантъ». Так, Ташкент не был в числе государств-основоположников этой организации в 2001 году, так как в то время его власти ориентировались в своей внешней политике исключительно на Запад. Напротив, в тот период Узбекистан (вместе с Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией) входил в блок ГУУАМ, который в Москве считали антироссийским.
Ситуация изменилась после того, как в мае 2005 года узбекские власти подавили восстание в Андижане (по официальным данным, погибших было менее двух сотен, по подсчетам правозащитников – около двух тысяч). Сразу после этого Запад ввел санкции против Ташкента, в частности, высшим узбекским руководителям было запрещено посещать ЕС.
Отношения Узбекистана с Москвой, напротив, потеплели. Ташкент впервые вошел в состав ЕврАзЭС, а затем вернулся в Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ), из которой уже однажды выходил в 1999 году.
В этом году, впервые после андижанских событий, Запад взял курс на нормализацию отношений с Узбекистаном. 13 октября Евросоюз отменил запрет на въезд в ЕС для первых лиц республики и эмбарго на поставки оружия. Согласно официальным сообщениям, санкции сняли в связи с улучшением ситуации с правами человека. Однако этому решению предшествовал саммит Евросоюза 1 сентября, на котором было принято решение активизировать реализацию проекта Nabucco – газопровода, по которому среднеазиатский газ должен поставляться в Европу в обход России.
Также Ташкент может предоставить ЕС альтернативный коридор для транзита грузов в Афганистан, где находится военная группировка НАТО, – он может проходить через Грузию, Азербайджан, Туркмению и Узбекистан.
На этой неделе блокада Узбекистана была прорвана окончательно – впервые за три года в Ташкент прибыл лидер одной из стран-членов ЕС. Речь идет о президенте Болгарии Георгии Пырванове. Официально сообщалось, что главная цель его приезда – убедить президента Узбекистана Ислама Каримова присоединиться к европейскому проекту Nabucco. Узбекский лидер тем не менее не стал обнадеживать своего болгарского коллегу, демонстративно заявив, что «Узбекистан продает газ только России» и прямые поставки газа в Европу не входят в его планы. Тем не менее президент Каримов в присутствии Георгия Пырванова сказал, что Россия не должна пользоваться своим монопольным положением и диктовать цены на газ.
Эксперты, опрошенные «Независимая газета», называют возможные версии выхода Узбекистана из Евразийского экономического сообщества.
По мнению эксперта по Центральной Азии Юрия Солозобова, возможно, корень решения президента Ислама Каримова следует искать в желании наладить крепкие связи с новой администрацией США, которая, как предполагается, будет развивать энергетические проекты со странами Центральной Азии, а также может помочь в разрешении проблемы использования водных ресурсов региона. «Для завоевания симпатии Вашингтона Ташкент мог принести такую своеобразную жертву», – предположил Солозобов.
Версию «водного фактора» разделяет аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. По его мнению, демарш Узбекистана вызван тем, что в рамках ЕврАзЭС стране не удалось добиться хотя бы понимания своей позиции по вопросу использования водных ресурсов региона. «Ташкент неоднократно на разных форумах обращался с предложением урегулировать водную проблему. Его позиция заключалась в отказе от строительства гигантских гидроэнергетических сооружений на трансграничных реках, к которым он требовал отнести Амударью, Сырдарью и их притоки. Ислам Каримов не нашел понимания в этом ни в регионе, не в формате ЕврАзЭС», – заявил Куртов.
Приостановка Узбекистаном членства в ЕврАзЭС явно является демонстративным жестом. В том случае, если Узбекистан и вправду решил ускоренными темпами идти навстречу Западу, можно ожидать, что в ближайшее время он захочет выйти и из ОДКБ, пишет «Ъ». Это будет более ощутимым ударом, так как на последнем саммите этой организации было решено превратить ее в военный блок наподобие НАТО. Впрочем, источники издания в МИД РФ заверили, что пока никаких телодвижений в отношении ОДКБ Узбекистан не предпринимал.
Напомним, что в ЕврАзЭС входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и пока Узбекистан, а Армения, Украина и Молдавия имеют статус наблюдателей.
Ташкент, Ольга Панфилова
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».