Барак Обама – кандидат нового поколения, а не цветного населения
Выборы президента США, ход и результаты которых стали неожиданностью для всех наблюдателей, безусловно, являются одним из наиболее примечательных событий в мировой политике в истекающем году. Дело даже не в том, что впервые в истории США главой государства стал чернокожий политик.
Избрание Барака Обамы знаменует собой начало смены поколений американских элит. На смену обанкротившимся ветеранам холодной войны приходят политики, которым предстоит пересмотреть позиции Америки в мире и определить новые приоритеты развития страны, пишет РБК daily.
Президентская кампания 2008 года последовательно разрушила все стереотипы, сложившиеся за последние десятилетия. Впервые кандидаты-фавориты от обеих партий определились не в начале сезона первичных выборов. Впервые в качестве серьезных кандидатов на пост президента и вице-президента рассматривались женщины – Хиллари Клинтон и Сара Пейлин – соответственно. Наконец, впервые в истории США президентом был избран чернокожий политик – сенатор от Иллинойса Барак Обама.
«Не следует преувеличивать расовый фактор в победе Обамы», – заметил РБК daily профессор Гарвардского университета Критор Сайдерсинк. Демографическая ситуация в США меняется, признал эксперт. Рождаемость среди белого большинства страны падает, а в цветных диаспорах, напротив, растет, признал эксперт. Иммиграция в США в отличие от прошлых десятилетий также перестала быть в основном белой. Тем не менее, рассматривать Барака Обаму как «президента цветных» было бы ошибкой, считает Сайдерсинк.
«Нового президента выдвинуло новое поколение избирателей», – констатировал эксперт. «Ядерный электорат», выдвинувший Обаму, состоит из людей, пришедших в общественную жизнь уже после окончания холодной войны.
Это касается как рядовых избирателей, так и активистов низовых партийных структур, под давлением которых руководство Демократической партии было вынуждено отказаться от ставки на Хиллари Клинтон и признать кандидатом Обаму, тоже, кстати, начавшего свою политическую карьеру уже в середине девяностых.
Большинство же избирателей отдали свои голоса «кандидату перемен» после того, как стал очевиден полный провал как на внешнем, так и на внутреннем фронте команды Джорджа Буша, сформированной именно из ветеранов холодной войны и так и не избавившейся от ее стереотипов.
Стремление к доминированию в глобальном масштабе и бездумное использование как экономических, так и военных рычагов давления привело Америку в конечном счете к серии проигранных войн, коллапсу национальной финансовой системы и уже признанной стагнации во всех сферах экономики.
«Америка поставила все на Обаму, – констатировала аналитик Московского центра Карнеги Мария Липман. – От нового президента сегодня фактически ждут чуда: появления ощутимых признаков преодоления кризиса в американской экономике и улучшения имиджа США за рубежом, серьезно подорванного за последние годы».
Если к концу 2009 года он не сможет предъявить избирателям реальных плодов обещанных им перемен, сегодняшняя эйфория сменится разочарованием, а экономический кризис в США перерастет в политический.
Первые шаги Барака Обамы на посту избранного президента демонстрируют приверженность нового лидера к тактике сдержек и противовесов. В новом кабинете министров США, который приступит к исполнению своих обязанностей в январе, ни одна из групп влияния не занимает доминирующего положения, отмечает РБК daily.
частности, внешнюю политику в администрации Обамы будут одновременно курировать госсекретарь Хиллари Клинтон, вице-президент Джозеф Байден и новый посол США в ООН Сьюзан Райс. Сегодня рано говорить, какие изменения претерпит внешняя политика США при новом президенте. Очевидно одно: продолжать внешнеполитический курс Буша, заведший Америку в тупик, Обама не будет.
Вашингтон, Семен Смольный
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».