Запад не верит в пиратскую версию захвата Arctic Sea и его громкое спасение Остались вопросы, на которые Москва не спешит отвечать
Накануне министр обороны РФ Анатолий Сердюков отчитался перед президентом Медведевым об аресте восьми захватчиков сухогруза Arctic Sea. По версии Минобороны, судно, экипаж которого состоял из 15 граждан РФ, угнали четверо эстонцев, двое латышей и двое русских. Сегодня военное ведомство России сообщило, что захватчики требовали выкуп за освобождение сухогруза и угрожали его взорвать в случае игнорирования их требований. Между тем, как считают зарубежные СМИ, доклад Сердюкова не прояснил картину вокруг таинственного исчезновения и спасения сухогруза. Так, британская The Independent (перевод Инопресса.ру) в своем номере за среду выражает сомнения в том, что операция по освобождению судна действительно имела место. Противоречивые заявления Москвы наводят на предположение, что якобы захваченный корабль вез тайный криминальный груз – наркотики, оружие и ядерные материалы. По версии газеты, угон судна был инсценирован с целью замести следы незаконных поставок и причастности к ним высокопоставленных лиц.
Из российской версии следует, что арестованные 8 человек – те же люди, которые 24 июля ворвались на судно, избили и допросили команду. Однако ранее сообщалось, что эти люди покинули сухогруз спустя 12 часов. К тому же они общались с командой на английском языке, что странно для граждан России и стран Балтии. Кроме того, мальтийское морское управление вчера вечером признало, что в действительности сухогруз никуда не исчезал: просто органы, которые вели расследование, скрывали информацию, опасаясь за жизнь людей и сохранность судна, пишет газета.
Одна из главных загадок – почему, если судно было захвачено еще 24 июля, никому из экипажа не удалось об этом сообщить, хотя сухогруз находился в зоне покрытия мобильных сетей. В статье перечислены еще несколько загадок: почему 24 июля экипаж сообщил компании-оператору судна – Solchart – что вновь контролирует корабль? Почему Solchart проинформировали о попытке захвата лишь через трое суток? Почему выкуп потребовали так поздно? Об этом пишет «Инопресса.ру».
По мнению The Independent, официальная версия Минобороны РФ, никак на эти вопросы не отвечает. Как полагают эксперты газеты, судно, возможно, перевозило незадекларированный груз, и в его перевозке были задействованы интересы российских чиновников самого высокого уровня. Издание также напоминает о слухах, что Arctic Sea мог перевозить откровенно криминальный груз – наркотики, оружие и ядерные материалы.
Тем, что же произошло на Arctic Sea на самом деле, интересуется и австрийская Der Standard.
Сейчас выясняется, что пираты не покидали Arctic Sea и что корабль не терялся – общественность была сознательно введена в заблуждение. Неудивительно, говорится в статье, что официальной версии о том, что на корабле была просто древесина стоимостью в 1,3 млн евро, почти никто не верит – «вид груза и его стоимость не соответствуют риску, на который пошли пираты». Тем более, как сообщается, они не были вооружены.
Поэтому ширятся слухи, что на борту судна были наркотики, оружие для одной из западноафриканских стран или даже ядерное оружие, отмечает газета.
Таинственный рейс сухогруза Arctic Sea выглядит еще загадочнее после его гипотетического освобождения, отмечает The Guardian.
Михаил Войтенко, один из ведущих российских консультантов по борьбе с пиратством, сообщил, что после разговора с некоторыми членами экипажа по-прежнему озадачен последовательностью событий. «Судя по уровню операции, в ней участвовали какие-то серьезные силы – не коммерческие или бандитские структуры», – сказал он. По словам лондонского эксперта Дэвида Ослера, в историю с пиратами никто не верит. Официальное сообщение, что в момент обнаружения судна экипаж не находился под контролем вооруженных людей, усугубляет загадку. «Если окажется, что команду ни к чему не принуждали, это будет еще один удивительный сюжетный поворот», – заметил Ослер.
По одной из версий, российские спецслужбы использовали сухогруз Arctic Sea для контрабанды оборудования, возможно, ядерного, пишет Daily Mail. Но они опасались, что западная разведка узнала об этом, и потому судно было «захвачено», полагает издание.
По мнению Михаила Войтенко, угон был бы не под силу банде уголовников. «Я думаю, тут замешаны государства и государственные интересы», – приводит издание его слова.
К теме «освобождения» Arctic Sea обращается и французская Le Monde. «Как корабль водоизмещением 4000 тонн мог исчезнуть в Атлантике? Кто организовал нападения? В то время как сценарий пиратского захвата, первого в своем роде в Балтийском море, представляется как минимум невероятным, российские аналитики выдвигают версию сведения мафиозных счетов», – рассуждает автор статьи Мари Жего.
«Однако какой коммерческий спор мог вынудить российские власти прибегнуть к таким средствам?» – задается вопросом издание. Медведев приказал найти Arctic Sea любой ценой. Все российские военные корабли в Атлантике были мобилизованы, а атомные подлодки приведены в состояние боеготовности. «Этого не случалось со времен Карибского кризиса. И все это – ради груза древесины стоимостью 1,3 млн долларов?», – указывает издание.
Подобная мобилизация, по мнению газеты, вызывает вопросы относительно природы груза. Некоторые в Москве, отмечает автор статьи, говорят о поставках оружия Ирану, что кажется нелогичным, так как проще осуществить их через Каспийское море. Кроме того, таинственный груз мог быть погружен на борт Arctic Sea в Калининграде, где корабль стоял на ремонте. «Чем дальше, тем больше это напоминает конфликт интересов нескольких российских группировок», – приводит газета слова специалиста по морской безопасности Дэвида Ослера.
Москва, Ольга Панфилова
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».