Косовские албанцы попытались силой присоединить сербский анклав Спецназ Приштины атаковал 2 КПП с одобрения американского посла, но их не поняли даже в ЕС
Власти Косово начали операцию по насильственному присоединению сербских территорий края, которые они, фактически, не контролировали. Албанские военные захватили 2 КПП на границе автономии, но были выбиты сербскими ополченцами. Когда КПП заняли миротворцы НАТО, их обстреляли уже с двух сторон, один из постов был сожжен сербами. Акцию Приштины осудили даже в Евросоюзе, однако США лишь посетовали на «несогласованность спецоперации»: как считают в Белграде, захват сербского анклава начался с одобрения американского посольства в Приштине.
Официальная Приштина решила выдавить миротворцев Евросоюза из сербских анклавов, а, заодно и самих сербов. Со времен последней войны сербов с албанцами на севере Косово образовался сербский анклав, над которым власти Приштины не имеют контроля. На территорию автономии опасались заходить даже косовские полицейские. Порядок в области поддерживали служащие ЕС и полиция, состоящая только из сербов.
В ночь на вторник несколько групп албанского спецназа (недавно созданного в Косово спецподразделения ROSU), заняли 2 КПП на границе анклава – в Ярине и Брняке, заменив собой подразделения миссии Евросоюза.
В ответ сербы из числа полицейцских и ополченцев перекрыли дороги грузовиками и дорожной техникой, оказав вооруженное сопротивление спецназовцам. Перестрелки между ними продолжались вплоть до вчерашнего утра, когда сербы все же выбили ROSU с обоих КПП. В Янире албанцы потеряли шестерых человек убитыми и ранеными, сербы – троих. Воющие стороны разделили занявшие посты поразделения НАТО – KFOR.
Уже к вечеру среды по миротворцам был открыт огонь с обеих сторон. В ночь на среду сербы начали штурм КПП Ярине, но безуспешно. Пост в Брняке был закидан бутылками с зажигательной смесью и полностью разрушен. Обстрелу подверглись два вертолета KFOR. Бутылки с «Коктейлем Молотова» были заброшены и на территрию ближайшей базы KFOR в Косово.
Столкновения на границе сербского анклава в Косово стали самым серьезным инцидентом за последнее время. Действия косовских властей осудил даже Евросоюз, под чьим протекторатом Косово фактически находится. «Операция не помогла делу. Мы ее не одобряем», – цитирует «Коммерсант» заявление спецпредставителя ЕС в Косово Фернандо Джентилини.
Его слова означают, что на столь рискованный шаг руководство Косово пошло без ведома ЕС, чего раньше не было. Более того, как стало известно, в канун операции премьер Косово Хашим Тачи уволил начальника полиции Решада Маличи только за то, что тот сообщил о предстоящей акции представителям ЕС. Акцию косовского спецназа осудила и Москва. Эти «провокационные действия», считают в МИД РФ, «дестабилизируют и без того хрупкую обстановку в крае, ведут к нагнетанию напряженности, подрывают переговорный процесс между Белградом и Приштиной».
Командующий силами НАТО в Косове генерал-майор Эрхард Бюлер, как он сам считает, добился от Приштины вывода подразделений косовской полиции из сербского анклава, однако косовское правительство отрицает факт подобных договоренностей.
Осуждение «кураторов» из Евросоюза не смутило косовского премьера Хашима Тачи. Свои действия премьер самопровозглашенной республики объяснил желание «установить конституционный порядок», передает BBC. «Мы не можем оставаться безучастными и вечно терпеть, чтобы часть нашей территории превращалась в черную дыру не только Косова, но и всей Европы. Мы не можем терпеть нарушения нашего суверенитета», – заявил бывший полевой командир «Армии освобождения Косово», а ныне премьер-министр республики.
Несмотря на обострение ситуации и критику со стороны Запада, официальная Приштина заявила о своей решимости довести спецоперацию по установлению контроля над населенными сербами северными районами края до конца. «Мы не отступим от решения установить контроль», – объявил Хашим Тачи.
«Коммерсант» приводит мнение белградских наблюдателей, которые объясняют вызывающую позицию косовского правительства негласной поддержкой спецоперации со стороны США. По этой версии, Хашим Тачи мог решиться на подобную операцию только с одобрения США и, в частности, американского посла в Приштине Кристофера Делла. При этом Делл – фигура весьма влиятельная в Косовою после его вмешательства миллиардер Беджет Паколли, получивший скандальную известность в России в связи с делом Mabetex, отказался от претензий на президентский пост, а главой республики стала выпускница академии ФБР – полицейский генерал Атифете Яхьяга. Премьер Тачи, как говорят в Приштине, «вообще мало что делает без ведома Делла». Реакция США на акцию косовского спецназа оказалась очень мягкой – в госдепе лишь выразили «сожаление», что «действия правительства Косово не были согласованы с мировым сообществом».
Еще более мягкой и парадоксальной оказалась реакция на операцию косовских полицейских в официальном Белграде.
Сербия не признает независимость, провозглашенную в 2008 году албанским большинством населения Косова, и поддерживает тесные связи с главным анклавом этнических сербов, расположенным на границе двух стран. Однако наиболее сурово прозвучала реплика сербского госсекретаря по делам Косова Оливера Ивановича, котрый назвал операцию косовской полиции «поспешным, необъяснимым жестом» и подчеркнул, что ситуация в сербском анклаве остается «крайне напряженной».
Президент Сербии Борис Тадич, как передает BBC, приказал косовским сербам немедленно сложить оружие и «прекратить насилие». Продолжающиеся несколько дней перестрелки и периодические попытки штурма КПП с обеих сторон президент Сербии охарактеризовал как «акции протеста», а их сербских участников – «хулиганами». И дал понять, что Белград «воевать не намерен», и, более того, не собирается прекращать мирные переговоры с Приштиной: «Сербия не станет хлопать дверью и прекращать переговоры с Приштиной».
Приштина, Алексей Усов
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».