Таджикистан. Перспективы выхода из транспортной изоляции
Таджикистан обладает высоким экономическим потенциалом: на территории республики находится одно из крупнейших мире месторождений серебра, запасы урана, по некоторым данным, составляют 16% разведанных мировых резервов, здесь богатые залежи алюминия, полиметаллических руд, драгоценных камней. По абсолютным запасам гидроэнергетики страна входит в восьмерку самых мощных стран мира – до 300 млрд киловатт-часов в год. Однако при этом ситуация в Таджикистане и вокруг него остается напряженной. Об этом пишет журнал «Биржевой лидер», эксперты которого проанализировали перспективы выхода республики из транспортной изоляции.
РИА «Новый Регион» приводит публикацию полностью.
Как отмечает «Биржевой лидер», Таджикистан является одним из самых бедных государств мира. В Азии по объему ВВП на душу населения республика стоит рядом с Афганистаном, Бангладеш и Непалом. Столь незавидное положение республики во многом обусловлено исторически – в советские времена Таджикистан являлся самой бедной из советских республик, а в 90-е годы, после обретения независимости, в стране бушевала гражданская война, отношениями с соседями – Афганистаном и Узбекистаном – осложнены политическими причинами, которые еще недавно порой перерастали в вооруженные столкновения с таджиками.
Но главная причина, почему Таджикистан не может в полной мере реализовать свой немаленький экономический потенциал, – неразвитость транспортной системы. Сегодня успешное экономическое развитие государства невозможно без надежной связи внутри страны и с соседними государствами – а через них и с мировой транспортной системой, без быстрого перемещения грузов и людей. В силу исторических причин Таджикистан оказался даже не на обочине, а в дальнем глухом тупике мировой транспортной инфраструктуры, хотя когда-то являлся частью Великого шелкового пути.
Есть ли возможность у республики выйти из транспортной изоляции и, тем самым, дать мощный толчок развитию национальной экономики? Что делают для этого власти? Можно ли привлечь в Таджикистан для решения транспортной проблемы иностранных инвесторов?
Естественные трудности: в чем они заключаются?
По мнению экспертов землячества трейдеров и инвесторов Таджикистана Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V, главная трудность для развития транспортной системы Таджикистана – горы (см. карту Таджикистана):
■ 93% территории республики покрыты горами, причем более половины территории Таджикистана расположено на высоте более 3 тысяч метров над уровнем моря;
■ страна разделена на Север и Юг труднопроходимым Гиссарским хребтом;
■ даже проложенные в горах автомобильные дороги оказываются закрытыми для проезда в зимний период на несколько месяцев (так, автотрасса Душанбе-Айни бездействует до 6 месяцев в году);
■ страна не имеет ни выхода к морю, ни судоходных рек.
Природные особенности страны дополняются проблемами политического характера с соседями и гибкости экономики Таджикистана:
■ выход к морю. Выход к Каспийскому морю осложняется непростыми отношениями с Узбекистаном, во многом являющимися наследием советского прошлого;
■ соседние державы. На севере Таджикистан граничит с Кыргызстаном – бедной и нестабильной республикой с неразвитой транспортной сетью;
■ роль НАТО. Афганистан на юге объят перманентной гражданской войной, длящейся уже несколько десятилетий. Предполагаемый вывод войск НАТО из страны в ближайшие годы вряд будет способствовать стабилизации обстановки в Афганистане;
■ на востоке Таджикистана находится «азиатский дракон» – Китай. Но дороги в Поднебесной, идущие к китайско-таджикской границе, не отвечают статусу международных и сейчас находятся в состоянии долгосрочной реконструкции.
Транспорт – инвестиционная задача № 1
Транспортная сеть Таджикистана находится в зародышевом состоянии:
■ главный вид транспорта – автомобильный, осуществляющий более 90% грузо- и пассажироперевозок. Но для выхода на мировые рынки автотранспорта недостаточно;
■ протяженность железнодорожных путей – менее полутысячи километров. При этом выход за рубеж имеет только узбекистанское направление;
■ для обеспечения самого современного и быстрого транспорта – авиации – в республике имеется всего лишь 2 аэродрома с взлетно-посадочной полосой более 3 километров и четыре – с ВПП более 2,5 километра. При этом авиация является самым дорогим транспортом, и ее использование для значительных экспортно-импортных операций экономически невыгодно.
Потребность в развитии транспортный сетей наглядно демонстрирует рост импорта транспортных средств, который за первое полугодие текущего года вырос на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
Власти Таджикистана осознают важность выхода из транспортного тупика, отмечают эксперты из Землячества Таджикистана Академии Masterforex-V:
■ развитие транспортной составляющей экономики. В республике разработана стратегия выхода из транспортного тупика, о которой президент Таджикистана Э. Рахмон постоянно напоминает в своих ежегодных посланиях к парламенту. В основе стратегии лежат два тезиса:
– первое – создание единой транспортной сети внутри страны и соединение ее с мировой транспортной системой через соседние государства;
– второе – присоединение к международным конвенциям и соглашениям по транспорту и коммуникациям. Важность решения транспортной проблемы для республики обозначена разделением с марта нынешнего года бывшего министерства транспорта и коммуникаций на Министерство транспорта и Службу связи;
■ инвестиции. В период с 2005 по 2011 гг. ежегодный рост инвестиций в транспортные коммуникации составлял 14,5%. С 2000 года за счет иностранных инвестиций и грантов в Таджикистане реализовано или находится в завершающей стадии реализации 20 проектов, среди которых более 1,5 тыс. километров автотрасс государственного значения, 20 мостов, 21 километр тоннелей и лавиноустойчивых автодорог и др.;
– в I квартале нынешнего года в транспортные проекты было инвестировано 93,1 млн. сомони (более $ 20 млн.) – для сравнения: в тот период в добывающие отрасли республики было вложено 36,1 млн. сомони.
– инвестиции в энергетические и транспортные проекты занимают более 40% всех вливаний в основной капитал компаний республики;
– власти республики ведут постоянную работу по кооперации транспортных проектов с южными соседями – Афганистаном, Ираном, Пакистаном, Китаем;
– благодаря вводу в эксплуатацию нескольких новых мостов на таджикско-афганской границе товарооборот между соседними странами за последние пять лет вырос более чем в 20 раз.
■ планы по развитию транспортных коммуникаций. Стратегическим международным проектом для Душанбе является строительство железной дороги Кашгар-Герат, а также автомобильной дороги через города Таджикистана и Афганистан. Последняя встреча президента Э. Рахмона с афганским коллегой Х. Карзаем по этим вопросам состоялась в начале сентября с.г. Для разработки ТЭО строительства железной дороги Кашгар-Герат власти Ирана выделили Душанбе грант $1 млн.
Эксперты Академии Masterforex-V отмечают, что иностранные инвесторы заинтересованы в интеграции Таджикистана в мировую транспортную систему – залогом этого является потенциал энергетической, горнодобывающей и обрабатывающей отраслей республики.
Душанбе, Александр Дынниченко
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».