AMP18+

В мире

/

Петербургским геям и лесбиянкам легко будет получить статус беженца в Прибалтике Если на Родине им станет невмоготу

После принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга закона против пропаганды гомосексуализма и педофилии и подписания закона губернатором Георгием Полтавченко перед питерскими активистами ЛГБТ-сообщества открылись широчайшие возможности просить и получать убежище в странах Евросоюза. Особенно привлекательными могут оказаться государства Прибалтики – они ближе, либо скандинавские страны – потому что они богаче, и, к тому же, приветливее всех относятся лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерам.

Как утверждают эксперты по вопросам ЛГБТ-сообществ, если до сего дня в Латвии, Литве и Эстонии лишь были лишь единичные случаи предоставления статуса беженца представителям сексуальных меньшинств, то теперь делать это будет гораздо проще.

СМИ северной столицы высказываю обоснованное предположение, тамошние геи и лесбиянки намерены сотнями эмигрировать из «толерантного» Петербурга. Почва для того, чтобы новых «эмигрантов» принимали с распростертыми объятьями, готовилась все последние месяцы. Законодательное Собрание Петербурга, обсуждая поправки в закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», настроило против себя и пресловутый Госдеп США, и «Международную амнистию» и многочисленные европейские ЛГБТ-организации. Последнюю точку поставил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Тем не менее, законопроект, приравнивающий публичную активность сексуальных меньшинств к пропаганде гомосексуализма и педофилии, был принят депутатами Законодательного собрания отнюдь не единодушно. В защиту традиционных ценностей выступили в основном единоросы. Остальные голосовали против, а треть народных избранников вообще отказалась от голосования.

17 марта в субботу закон вступит в силу и за публичные действия, направленные на пропаганду мужеложества, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних, будут накладываться штрафы. Российские эксперты сходятся во мнении, что формулировки закона очень расплывчаты. И сотни питерских геев подыскивают город или страну, куда бы им можно было бы эмигрировать.

Что думают об этом юристы

Рижский юрист Александр Дудинс, специализирующийся на вопросах иммиграции и беженцах сразу отметил, что одними из наиболее привлекательных для людей, претендующих на статус беженца из-за свой сексуальной ориентации, традиционно являются страны Северной Европы. Восточная Европа под предлогом бедности всячески минимизирует прием любых беженцев. Многие стремятся в Скандинавию, и не удивительно, скандинавы предоставляют беженцам самую большую социальную защиту, а Швеция вообще славится своим терпимым отношением к разного рода беженцам. Конечно, многие стремятся именно туда. Ежегодно подаются тысячи и десятки тысяч заявлений о предоставлении убежища.

В Европейском союзе национальные законодательства, касающиеся предоставления убежища гражданам третьих стран везде примерно одинаковые. Похожи правила, как писанные, так и не писанные. Есть и отличия. В худшую сторону отличается, например, Греция. Поэтому куда бы активист ЛГБТ-сообщества не решил отправиться, везде его ждет одинаковая бюрократия, только жизнь в старой Европе будет побогаче, а в новой – победнее.

Ближайшие соседи Петербурга – Финляндия и страны Прибалтики. Беженцы все-таки не нелегалы и отношение к ним немножко другое. А, например, иммигранта-нелегала могут взять под стражу, особенно если речь идет о человеке, незаконно проникшем в страну, и которого планируется из этой страны выдворить. Для них выстроены специальные «тюрьмы». В Эстонии в пригороде Таллина Харку, в Латвии под Ригой в Олайне, а в Литве в бывшей советской тюрьме в Пабраде на востоке Литвы. Это очень облегченный вид тюрем и нравы там помягче, чем обычные тюремные.

Беженец же, как пояснил корреспонденту «Нового Региона» латвийский юрист, должен на границе или уже находясь на территории Латвии, Литвы, Эстонии или любого другого государства ЕС обратиться к властям и сделать соответствующее заявление. По европейским правилам просить убежища следует в той стране ЕС, которая оказалась на пути первой. Беженца тут же опрашивают, и по первоначальным результатам интервью начинается соответствующая процедура. В странах Балтии этим, как правило, занимаются специалисты учреждений гражданства и миграции. В Европе везде примерно порядок одинаковый, – отметил наш собеседник.

Беженцам, как правило, помогают юристы, зачастую из неправительственных организаций. Первое интервью оно самое важное, – подчеркивает Александр Дудинс, – в ходе него устанавливаются т.н. первичные факты, т.е. основания, на которых человек собирается просить убежища. Уже потом чиновники анализируют интервью, собирают материалы, обдумывают, перевариваю информацию. На это уходит несколько месяцев. И только потом выносится предварительное решение. ….

Питерских геев, запросивших политического убежища, ждут спецлагеря

На этот период большинство будущих беженцев содержатся за государственный счет в специальных лагерях и центрах для беженцев. Кто побогаче, может с разрешения властей снять квартиру, дом, и в общем лагере не проживать. Но это не приветствуется. Будущих беженцев стараются держать подальше от крупных городов. В Эстонии, например, лагерь для беженцев находится в русском селе Иллука неподалеку от российской границы. До ближайшего города 50 верст. Делать там абсолютно нечего и обитатели, чтобы развлечься, учат эстонский, который им никогда не понадобится. В Латвии лагерь для беженцев расположен в маленьком городке Муцениеки. В Литве для беженцев обустроен центр в маленьком городке Рукла.

В центре в Рукла беженцы учат литовский язык, им подыскивают работу, первые месяцы они получают пособие примерно 30-40 евро, а затем они должны устраиваться сами. Литовцы частенько сетуют, что не все беженцы хотят адаптироваться и найти работу.

Кого считать беженцем – регулирует конвенция ООН о статусе беженцев. Но бывают такие ситуации, когда государство отказывает человеку в статусе беженца, но принимает во внимание, что возврат его в страну, из которой он прибыл, слишком опасен. Тогда, по европейской традиции применяется право на дополнительную защиту. Это не статус беженца, но что-то подобное. Такие статусы получали в Прибалтике иракцы, курды, афганцы.

Основной критерий, по которому человека признают беженцем – это то, что он опасается преследований за расовую, религиозную принадлежность, принадлежность к социальной группе или политические убеждения. И эти опасения должны быть обоснованными. Например, преследования достигли такого уровня, что, спасая за свою жизнь, здоровье и минимальный уровень благополучия, человек вынужден покинуть свою страну.

Принято считать, что Литва традиционно проводит более гибкую политику в отношении приема беженцев. Местные политологи полагают, что причина этого кроется в том, что Литва стала транзитной для беженцев страной. В 90-х гг. были случаи, когда самые решительные прыгали на ходу с поезда Калининград-Москва пока он шел по литовской территории.

В Эстонии же, наоборот, численность беженцев самая маленькая в ЕС. Причина этого проста. Эстонцы предлагают низкий уровень социальной защиты, да и страна эта не является, в отличие от Литвы для беженцев транзитной. Соседи же Эстонии – скандинавы, очень либеральные и привлекательные. Латвия от Эстонии в отношении иммиграционной политики особо не отличается.

Новейшая история отношений стран Балтии и России подсказывает, что, конечно, для признания человека беженцем должны быть юридические критерии, но когда принимается такое решение, играют роль и чисто политические обстоятельства. Особенно когда речь заходит о беженцах из России. По данным Департамента полиции и погранохраны, сравнительно большая группа людей из России и Белоруссии получили статус беженца или дополнительную защиту. За последние годы статус беженцев в Эстонии получили 32 человека и еще 22 получили дополнительную защиту. Например, статус беженца получил в Эстонии музыкант и блогер из Сыктывкара Савва Терентьев, осужденный три года назад за «разжигание ненависти к милиционерам». Кстати, еще лет шесть назад его за подобное высказывание могли привлечь к ответственности и в Эстонии.

Статус беженца в странах Балтии в целом приравнивает его обладателя к любому постоянному жителю, дает точно такие же права на социальную защиту, как и у местных жителей, т.е. очень скромные. Статуса постоянного жителя ЕС беженец автоматически не получает. Переехать в другую страну так просто не может. Только по прошествии нескольких лет можно на общих основаниях ходатайствовать о постоянном виде на жительство и статусе постоянного жителя ЕС.

Случаи эмиграции в странах ЕС не редкость

В Латвии и в Эстонии, как рассказывают местные правозащитники, были отдельные случаи, когда люди из числа сексуальных меньшинств обращались за убежищем. Но эти случаи редки. Возможно, их станет больше, если законодательная инициатива петербургских депутатов возымеет правовые последствия. «В Европе относятся к правам сексуальных меньшинств и вообще ЛГБТ-сообществ очень внимательно, – отметил латвийский юрист, с которым удалось пообщаться «Новому Региону». Он пожелал сохранить анонимность. – Есть прямые запреты дискриминации сексуальных меньшинств, есть требование способствовать борьбе с дискриминацией ЛГБТ-лиц. Европа относится к этому вопросу иначе, чем многие в страны мира. Еще более либеральной, чем Европа является только Канада, где ЛГБТ-сообщества имеют все, что только смогли придумать». Запрет гомосексуалистам пропагандировать свои взгляды, – отмечает собеседник агентства, – отзовется в сердцах европейских чиновников намного громче, чем в других странах.

В поисках убежища важно доказать, что твоя жизнь на родине стала невыносимой. В Европе, по крайней мере, будет серьезно рассматриваться заявление, если в нем будет указано, что на человека оказывается давление из-за его сексуальной ориентации, жизнь его становится трудной и мучительной, власти не принимают мер в его защиту и т.д. и т.п. Недостаточно просто постоять с плакатом напротив детской библиотеки, чтобы сотрудники полиции составили протокол об административном правонарушении. Такое заявление не будет звучать убедительно, и не будет свидетельствовать о грубом или систематическом нарушении прав человека.

Возможно, власти воспользуются возможностью продемонстрировать политическое отношение к России, предоставляя убежище представителям сексуальных меньшинств. «Но все-таки человеку придется доказать и продемонстрировать уровень «неудобств», которые он испытывал из-за своей ориентации. Нельзя будет просто прийти и сказать, что я де, мол, гей, а у меня дома в Питере закон приняли «против гомосексуалистов» и дайте мне убежище, – полагает латвийский юрист, – Надо бы пострадать за свои сексуальные предпочтения. Испытать неудобства, давление, травлю, полицейский произвол. В Европе и в Скандинавии, если человека пару раз оштрафуют, это может и не стать основанием для убежища. Убедительным будет выглядеть, если на человека будут наезжать, преследовать, бизнес отнимать, а полиция не будет вмешиваться».

Некоторые российские гей-активисты, например, Николай Алексеев, пошли в свое время по пути т.н. «несогласных». Устраивали незаконные пикеты, игнорировали запреты на гей-парады, подвергались административным арестам. Кое-кто теперь в глазах европейских политиков может числить себя в качестве «жертвы режима». Но это требует усилий, упорства и выдумки. Надежда есть на то, что эстонцы, находящееся «на ножах» с Россией, будут более снисходительно относиться к пострадавшим от «путинского режима». Такой политический мотив может послужить критерием в Эстонии, Латвии, Финляндии и в Скандинавских странах.

В принципе все можно объяснить красиво и в этом деле главное не что, а как подать, – отметил правозащитник, – Как правило, представления чиновника о стране, откуда спасается потенциальный беженец, довольно фрагментарны, поэтому какую информацию ему подсунут, такая и будет рассматриваться. Наличие законов, прямо или косвенно направленных против гомосексуалистов, будет дополнительным явным доказательством.

Ряд стран столкнулись с проблемой, что многие обращающиеся за убежищем ссылаются на преследования именно о причине нетрадиционной сексуальной ориентации. И многие страны стали применять проверки. В Чехии, например, рассматривался законопроект, который обязывал для принятия решения о предоставления убежища показывать претенденту порнографию гетеросексуального содержания, для того чтобы проверять реакцию. Чтобы не прикидывались гомосексуалистами ради статуса беженца.

Эстонский или латвийский чиновник, вероятно, даст разрешение на предоставление убежища, – считает латвийский юрист, но в Прибалтике не ждут наплыва такого рода беженцев. Прогнозируется, что активисты ЛГБТ-сообщества, скорее всего, отправятся в ту же Норвегию, где легко, вместе с десятками таких же, как они, собратьями по несчастью, получат убежище.

Таллин, Москва, Санкт-Петербург, Илья Никифоров

© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Северо-Запад, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия,