AMP18+

В мире

/

Кипр и Израиль форсируют отношения в пику Турции Россия склонна поддержать альянс против Анкары

В Израиле обратили особое внимание на беспрецедентное заявление, сделанное 6 апреля заместителем директора Департамента информации и печати МИД России Марией Захаровой в поддержку греков-киприотов.

«Турецкая республика северного Кипра является незаконным государственным образованием, провозглашенным на оккупированной части территории независимой и международно-признанной Республики Кипр», – объявила представительница внешнеполитического ведомства РФ. Она добавила: «... Настоятельно рекомендуем гражданам Российской Федерации воздержаться от заключения сомнительных сделок по приобретению недвижимости на территории острова, неподконтрольной законному правительству Республики Кипр».

Как отметила глава МИД Республики Кипр Эрато Козак-Маркуллис, это заявление стало «звонкой пощечиной Турции». По ее словам, «до сих пор ни одно государство, кроме Греции, не высказывало своей позиции столь четко и ясно», пишет агентство IzRus.

Россия конкретизировала свой подход к кипрской проблеме на фоне растущего противостояния Турции с крепнущим альянсом Греции, РК и Израиля. Помимо турецко-израильских «разборок», вызванных позицией Анкары по палестинской проблематике, эта конфронтация носит региональный характер именно из-за противоречий, связанных с Кипром.

Одна из главных причин заключается в том, что Турция агрессивно реагирует на действия греков-киприотов, направленные на разработку газовых месторождений, которые расположены в исключительной экономической зоне РК.

В августе-октябре 2011 года, с началом пробного бурения на юго-западном шельфе РК американо-израильским консорциумом во главе с Noble Energy, турецкие официальные лица выступили с угрозами в адрес Никосии. Затем силы ВМС Турции провели несколько дней в 45 км от буровой платформы Noble Energy. И уже в апреле 2012 года состоялись десятидневные маневры турецких ВМС в Средиземном море.

Другая причина растущей напряженности вокруг острова заключается в том, что 1 июля 2012 года РК должна стать председателем Евросоюза сроком на 6 месяцев. Анкара, хоть и неофициально, огласила ультиматум: если до тех пор не будет достигнут прогресс в мирном урегулировании между греческой и турецкой частью острова, она на полгода заморозит отношения с ЕС, а также станет добиваться международного признания Турецкой Республики Северного Кипра.

Переговоры, начавшиеся в 2008 году, действительно заметно активизировались под эгидой ООН в последние месяцы. Однако обе стороны не питают иллюзий насчет их результатов. А по итогам состоявшегося на прошлой неделе визита премьера Греции Лукаса Пападемоса в Никосию было объявлено, чтобы, если бы не попытки Анкары сорвать переговоры, уже давно удалось бы найти решение кипрской проблемы.

Именно на таком фоне прозвучало заявление Захаровой в поддержку греков-киприотов. Более того, заметно участив контакты с островным государством, особенно после визита в Никосию президента Медведева в октябре 2010 года, глава МИД РФ и его заместители каждый раз выражают полную поддержку той формуле урегулирования, которую продвигают РК и Греция.

Более того, по итогам поездки в Никосию замминистра иностранных дел Геннадия Гатилова в марте 2012 года МИД РФ сообщил: «Подтверждено единство позиций России и Кипра относительно неприемлемости установления искусственных графиков и арбитража в ходе переговорного процесса, форсирования международной конференции до предварительного достижения кипрскими общинами (т.е. греками и турками) договоренностей по внутренним аспектам урегулирования».

Таким образом, позиция Москвы в этом вопросе принципиально отличается от ее подхода к арабо-израильскому урегулированию. Россияне выступают против международного давления на РК с целью «ускорения» мирных переговоров, в том числе в привязке к началу председательства греков-киприотов в ЕС.

Причем Москва оказывает Никосии не только политическую поддержку. В ноябре 2011 года они подписали соглашение о выделении РК российского кредита на 2,5 млрд евро. А уже в январе на Кипр прибыла авианосная группа ВМС РФ, принявшая участие в совместных военно-морских маневрах с Грецией.

Интересы Москвы на этом направлении обусловлены несколькими факторами, сочетающими европейские и ближневосточные вектора ее внешней политики. Во-первых, Кипр служит идеальным плацдармом для закрепления позиций России в Средиземноморье на фоне утраты влияния в Ливии и дестабилизации в Сирии.

Во-вторых, РК в качестве дежурного председателя Евросоюза наверняка будет особо учитывать интересы Москвы. И, в-третьих, россияне стремятся принять самое активное участие в разработке, добыче и транспортировке кипрского природного газа, дабы не лишиться лидирующих позиций на энергетическом рынке Европы.

В такой ситуации столкновение интересов России и Турции было неизбежно. «Еще одним регионом, скрывающим в себе потенциал для противоречий между двумя государствами, служат Греция и Греческий Кипр, с которыми Турция имеет весьма напряженные отношения, особенно в последнее время... Россия, имеющая собственные экономические интересы в регионе (главным образом в сфере энергетики – «Газпром»), может оказаться втянутой в этот конфликт», – отмечали в ноябре 2011 года авторы аналитического документа, подготовленного для руководства страны Исследовательским отделом МИД Израиля.

Конкурируя с израильтянами в сфере освоения газовых месторождений Кипра, Москва невольно становится его политическим союзником на этом направлении. Оба государства имеют самые тесные отношения с РК и Грецией, всячески поддерживают энергетические проекты греков-киприотов и в целом действуют здесь в пику Турции.

Показательно, что особая роль в продвижении стратегического партнерства Иерусалима и Никосии принадлежит президенту Шимону Пересу и главе МИД Авигдору Либерману. Они же являются архитекторами нынешней израильской политики на постсоветском пространстве. Неслучайно Либерман сумел установить особенно доверительные отношения именно с высшими руководителями РК, Азербайджана и Казахстана.

Выдвинутая им в 2009 году концепция многовекторной внешней политики как раз ориентирована на регионы, которые традиционно относятся к зоне стратегических интересов Турции (и отчасти Ирана). Это – Южный Кавказ, Центральная Азия, Балканы и Кипр. По утверждению кипрского издания Politis, в марте 2011 года на встрече в Иерусалиме Либерман заявил журналистам из этой страны, что считает своей целью «создание израильского внешнеполитического блока, включающего Кипр, Грецию, Балканы, Восточную Европу и Россию».

Как раз 16 апреля начался трехдневный официальный визит главы израильской дипломатии в это островное государство. С момента вступления в должность он уже в четвертый раз посещает Никосию (предыдущий был ровно год назад).

В ноябре 2011 здесь побывал и президент Шимон Перес, а в феврале этого года состоялся первый в истории визит израильского премьера. За время каденции правительства Нетаниягу в Израиле впервые побывал президент РК (март 2011), главы дипломатического ведомства приезжали сюда четыре раза. В январе текущего года Еврейское государство впервые в истории посетил кипрский министр обороны.

Судя по публикациям прессы на острове, Иерусалим и Никосия активно развивают и военное сотрудничество. Так, в ноябре 2011 кипрские СМИ распространили информацию о проведении совместных военно-воздушных учений.

В январе местное издание Financial Mirror сообщило, что в ходе визита главы Минобороны Деметриса Элиадеса в Израиль были подписаны соглашения о сотрудничестве в военной сфере, в частности по линии разведок. Тогда же издание Cyprus Mail огласило информацию о заключении договора о взаимопомощи в обеспечении безопасности буровых платформ Израиля и Кипра в Средиземном море.

В свою очередь, ИА UPI сообщило, что министр обороны Эхуд Барак попросил у кипрского коллеги разрешения разместить силы ВВС ЦАХАЛа в юго-западной части острова. Правда, в начале марта Элиадес публично опроверг эту информацию. И уже в апреле Израиль и Греция провели совместные учения по защите газовых месторождений Кипра.

Сотрудничество в сфере энергетики – одно из ключевых направлений двустороннего партнерства, и не ограничивается газовой отраслью. В ноябре 2011 года стороны заключили соглашение о взаимодействии в области возобновляемых источников энергии.

Тогда же министр энергетических и водных ресурсов Узи Ландау, соратник Авигдора Либермана по партии «Наш дом Израиль», впервые озвучил идею прокладки подводного кабеля, который позволит соединить системы электроснабжения двух государств, а затем и подключить их к соответствующей инфраструктуре Греции.

4 марта государственная электрическая компания «Хеврат хашмаль» и Deh Quantum Energy (РК-Греция) подписали декларацию о намерениях относительно данного проекта. Стоимость прокладки электроветки из Израиля на Кипр, протяженностью 270 км, оценивается в 500 млн евро, а с острова на греческий Крит, протяженностью в 600 км, еще в 1 млрд евро. Реализация проекта позволит Израилю поставлять электроэнергию на Кипр и в Грецию, а в случае необходимости импортировать электроэнергию из Греции.

Кроме того, в ноябре 2011 года замминистра иностранных дел Дани Аялон (еще один соратник Либермана по НДИ) провел переговоры в Афинах по поводу поставок израильского природного газа через Кипр и Грецию на европейский рынок. В ходе январского визита в Никосию Нетаниягу не исключил прокладки газопровода из Израиля на Кипр.

А 28 марта на конференции журнала Economist в Афинах Ландау уже объявил о формировании «энергетической оси» Греция-Кипр-Израиль. В свою очередь, греческий министр энергетики Йоргос Папаконстантину добавил, что сотрудничество трех стран может создать альтернативу поставкам на европейский рынок углеводородов из России и Каспийского бассейна.

Для реализации столь грандиозных планов американо-израильский консорциум во главе с Noble Energy, обладающий лицензией на разработку газового месторождения на юго-западном участке шельфа РК, собирался построить на острове завод по сжижению газа.

Ожидалось, что туда будут поставляться углеводороды, добытые как на Кипре, так и в Израиле. В ноябре 2011 года представители консорциума даже начали переговоры с «Газпромом» с целью его привлечения к реализации проекта.

Однако по данным издания Globes, между Иерусалимом и Никосией возникли разногласия по этому вопросу. Израильтяне настаивают, по соображениям безопасности, на строительстве такого завода на собственной территории, а не на Кипре.

Данная проблематика стала основной темой переговоров Биньямина Нетаниягу с президентом компании Noble Energy Чаком Давидсоном, состоявшихся 16 апреля в Иерусалиме. Согласно тому же изданию, спорный вопрос о создании завода по сжижению газа должен обсуждаться и членами израильской делегации, сопровождающей Либермана в ходе визита на Кипр. А 17 апреля с той же целью в Никосию прибудет Чак Давидсон.

Разногласия между греками-киприотами и израильтянами могут сыграть на руку россиянам. Если стороны не сумеют договориться, Noble Energy в этом проекте может заменить «Газпром». Тем более, еще в июне прошлого года министр торговли, промышленности и туризма РК Антонис Пасхалидис обещал, что Никосия обеспечит россиянам «доступ к строительству предприятия для сжижения газа». В этой связи показательно, что заявление Марии Захаровой в поддержку греков-киприотов было сделано через восемь дней после того, как стало известно о их разногласиях с израильтянами, заключает IzRus.

Иерусалим, Рустам Галеев

© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Юг России, В мире, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Технологии, Туризм, Финансы, Экономика,