Территориальный спор Китая и Японии угрожает азиатским экономикам Помимо автопрома конфликт негативно отразится на туристическом бизнесе
Обострившийся месяц назад спор Китая и Японии из-за группы необитаемых островов общей площадью примерно 7 кв. км уже негативно сказывается на бизнесе компаний, работающих в самых разных секторах экономики – от автомобилестроения до туризма. Эксперты предполагают, что последствия этого конфликта могут вызвать многомиллионные убытки у ряда компаний и усугубить положение ведущих азиатских экономик, уже ощутивших на себе последствия европейского долгового кризиса. А для минимизации возможных рисков от подобных инцидентов в будущем японские компании могут частично перенести свое производство из Китая в соседние страны.
На прошлой неделе японская автокорпорация Mitsubishi Motors заявила о сокращении на 50% своего экспорта в Китай. Как отметил в минувший четверг президент японской компании Осаму Масуко, это решение принято по причине продолжающегося островного спора между КНР и Японией и бойкота японских товаров в Китае. В тот же день южнокорейская Hyundai сообщила о том, что ее продажи в Китае достигли рекордного уровня – 84,2 тыс. автомобилей, что примерно вдвое больше, чем удалось продать за тот же месяц японской Toyota (44,1 тыс.) и Honda (33,9 тыс.), пишет «Коммерсант».
Неделей ранее премьер-министр Японии Есихико Нода поручил правительству срочно разработать пакет мер по стимулированию японской экономики. По неофициальным данным японских СМИ, в рамках плана, который будет представлен не позднее ноября, власти страны могут потратить на стимулирование своей экономики до Ґ1 трлн ($12,6 млрд). Многие эксперты заявляют, что островной спор между Китаем и Японией, обострившийся с середины сентября, только усугубил положение одной из крупнейших экономик мира. Более того, японско-китайский спор из-за крохотных необитаемых островов общей площадью 7 кв. км может привести к многомиллиардным убыткам компаний, работающих в самых разных отраслях экономики – от производства автомобилей и электроники до металлургии и туризма.
В КНР утверждают, что острова Дяоюйдао (японское название Сенкаку) были открыты китайцами еще в 1371 году. Япония в 1895 году завладела островами как территорией со статусом terra nulius («ничейная земля»). Китай не признавал аннексии островов. В 1945 году острова Сенкаку вместе с островом Окинава перешли под юрисдикцию США. В 1971 году по условиям американо-японского договора Японии были возвращены и Окинава, и острова Сенкаку. Тайвань и Китай оспорили права Японии. Даже после подписания договора о мире между Японией и Китаем вопрос о принадлежности островов сохранился, а конфликт периодически обостряется.
Нынешнее обострение конфликта началось после того, как в апреле 2012 года власти префектуры Токио заявили о намерении выкупить острова у частных владельцев. 5 сентября стало известно, что правительство Японии договорилось о покупке трех из пяти островов за Ґ2,05 млрд (около $26,1 млн; подробнее о споре из-за островов см. «Коммерсантъ-Власть» от 24 сентября).
С середины сентября по всему Китаю прокатились акции протеста против политики Японии в отношении островов. Китайцы громили и сжигали японские автомобили, в стране зазвучали призывы устроить всекитайский бойкот японским товарам. Японские компании Sony и Canon заявили о временной приостановке работы на ряде своих предприятий в КНР. В начале октября крупнейшие японские автопроизводители отчитались о резком падении своих продаж в Китае: продажи Mitsubishi упали на 63%, Toyota – на 49%, Suzuki – 43%, Honda – 41%, Nissan и Mazda – 35%. Тогда же экс-президент Toyota Motor Хироси Окуда, ныне возглавляющий государственный Японский банк международного сотрудничества, заявил на пресс-конференции: «Честно говоря, мы весьма озадачены возникшими трениями между Японией и Китаем». По словам господина Окуды, японское деловое сообщество очень надеется на то, что «политические разногласия скоро будут разрешены и торговые отношения между Китаем и Японией восстановятся». Представитель Toyota Motor Europe сообщил «Ъ», что «некоторые наши дилерские центры в Китае были вынуждены закрыться во время акций протеста». Сколько салонов вынуждены были закрыться, где и на какое время, в представительстве не уточнили. Говоря о том, насколько масштабным может быть сокращение производства Toyota в Китае, в представительстве уточнили, что «объемы нашего производства напрямую зависят от объемов продаж».
По мнению международной исследовательской компании IHS Global Insight, из-за конфликта японские автопроизводители продадут в Китае по итогам 2012 года в общей сложности на 200 тыс. машин меньше, а в 2013 году – еще на 100 тыс. автомобилей меньше. Аналитик IHS Global Insight Намриту Чоу полагает, что «по итогам года японские автопроизводители могут потерять около 20% своих годовых продаж в Китае». Эксперты считают, что на фоне падения продаж у японских автоконцернов в Китае восполнить пробел могут их главные конкуренты – американские и европейские автопроизводители, продажи которых сейчас на подъеме, в том числе в Китае. «Хотя в данный момент пока еще сложно сказать, какие конкретно неяпонские автоконцерны смогут увеличить свою долю в Китае за счет потери доли японцами, можно сказать, что в более выгодном положении находятся немецкие и американские компании, поскольку узнаваемость их брендов в Китае весьма высока», – полагает госпожа Чоу.
В начале октября американский банк JPMorgan Chase выпустил исследование, посвященное возможным экономическим последствиям островного спора между Китаем и Японией. В исследовании говорится, что помимо автопрома конфликт негативно отразится на туристическом бизнесе. Авторы доклада, экономисты JPMorgan Securities Japan Масааки Канно и Масамити Адати, считают, что «в четвертом квартале поток китайских туристов в Японию сократится на 70%. Исходя из этого выручка от китайских туристов в Японии упадет на Ґ67 млрд ($845 млн). Туристическая индустрия понесет убытки, не успев толком восстановиться после потерь, понесенных в результате землетрясения и цунами, случившихся в Японии в марте 2011 года». По подсчетам экономистов JPMorgan Securities Japan, в 2010 году туристические поступления от китайских туристов, посетивших Японию, составили Ґ293 млрд ($3,7 млрд), а в 2011 году из-за землетрясения и цунами поступления сократились до Ґ272 млрд ($3,4 млрд).
На минувшей неделе агентство Platts сообщило, что островной конфликт отразился и на рынке алюминия. Со ссылкой на трейдеров специального алюминиевого сплава (ADC-12), используемого в производстве автомобильных двигателей, агентство сообщило, что спрос на такой вид алюминия со стороны японских автомобильных компаний уже сократился на 10-30% из-за спада продаж японских машин в Китае (подробнее см. интервью).
По оценкам JPMorgan Chase, территориальный спор и последовавший за ним китайский бойкот японской продукции может привести к тому, что ВВП Японии, по итогам 2011 года составивший $5,9 трлн, только с октября по декабрь сократится почти на 1%. КНР является для Японии самым главным источником экспорта. Ежегодный торговый оборот между КНР и Японией сейчас составляет около $340 млрд. Если в 2000 году японцы поставляли в Китай 10% от всего своего экспорта, то по итогам 2011 года доля Китая в японском экспорте составила 21%.
Эксперты считают, что двум странам необходимо как можно быстрее урегулировать островной конфликт, который лишь усугубляет последствия европейского долгового кризиса и общемировой экономической неопределенности. Как пояснил «Ъ» старший экономист JPMorgan Securities Japan Масамити Адати, «важным вопросом является то, сколько будет продолжаться территориальный спор. Хотя остается еще много неопределенности, а риск эскалации конфликта сохраняется, мы считаем, что он может пойти на спад в ближайшие три-шесть месяцев, особенно если в обеих странах появятся новые правительства». Как известно, в декабре в Японии могут пройти досрочные парламентские выборы, на которых у оппозиционной Либерально-демократической партии есть серьезные шансы на победу. В КНР 8 ноября начнется Всекитайский съезд КПК, в ходе которого должно быть избрано новое руководство страны. В связи с этим господин Адати ожидает, что «должно быть найдено решение конфликта, после чего экономические отношения должны нормализоваться».
Дитер Вермут, экономист немецкой инвестиционно-консалтинговой компании Wermuth Asset Management, сообщил «Ъ», что «к концу этого десятилетия китайский ВВП обойдет по размеру американский, поэтому недалек тот момент, когда США больше не смогут предоставлять Японии необходимую военную поддержку». В связи с этим господин Вермут полагает, что «разрядка в отношениях больше в интересах Японии, даже если отбросить тот факт, что вступление в торговую войну с Китаем будет весьма затратным предприятием. Я могу только надеяться, что японское руководство скоро начнет это понимать».
Но даже если островной конфликт будет разрешен в ближайшее время, его последствия могут привести к тому, что для минимизации рисков из-за повторения подобных споров в будущем японские компании будут активнее искать возможности производства за пределами Китая. Как сообщил в интервью «Ъ» экономист Параг Хана, содиректор исследовательской организации Hybrid Reality Institute, старший научный сотрудник New America Foundation и Европейского совета по международным отношениям, ранее работавший аналитиком Всемирного экономического форума и Brookings Institution, а в 2008 году представлявший экспертное мнение предвыборному штабу Барака Обамы, «Япония хочет диверсифицировать свое производство автомобилей и электроники и, скорее всего, увеличит аутсорсинг в таких странах, как Индия и Таиланд, чтобы получить более безопасные логистические цепочки поставок» (подробнее см. интервью). Раджив Бисвас, главный аналитик IHS Global Insight по Азиатско-Тихоокеанскому региону, считает, что с учетом негативных последствий для производственной цепочки японских компаний от землетрясения и цунами 2011 года, а также наводнения в Таиланде в том же году последние события вокруг спорных островов еще раз показывают уязвимость японских транснациональных корпораций от внешних воздействий. По мнению господина Бисваса, «это может повысить привлекательность дальнейшей диверсификации в пользу развивающихся стран Азии – таких как Индия, Индонезия, Филиппины, Вьетнам и Бангладеш, а также других крупных развивающихся стран – Мексики, Бразилии и Турции».
Старший экономист JPMorgan Securities Japan Масамити Адати также не исключает того, что японские компании могут принять решение по переносу части своего производство из Китая в соседние с ним страны. «Мы уже слышали о так называемой идее «Китай + 1», где «1» означает какой-либо другой объект для инвестиций. Данный инцидент (островной спор), скорее всего, ускорит эту тенденцию», – считает эксперт. В начале октября тайваньские СМИ сообщили, что японские компании заметно активизировали свои контакты с тайваньскими компаниями. По данным расположенного на Тайване делового онлайн-портала China Economic News Service (CENS), японская корпорация Canon наращивает инвестиции в строительство своего завода на территории Тайваня, а местные производители автокомпонентов Tong Yang Industrial и Ta Yih Industrial получают все больше заказов от своих японских партнеров.
Москва, Дарья Неклюдова
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».