Бразильский карнавал насилия и политического хаоса Сотни тысяч бразильцев вышли на улицы без определенных целей, но успели испугать президента
Почти неделю Бразилию сотрясают многотысячные уличные протесты. Они начались в минувший четверг: нищие жители фавел Сан-Паулу стали протестовать против повышения цен на проезд в общественном транспорте на 20 сентаво (3 рубля). К понедельнику на улицы 11 городов вышли уже больше 200 тысяч бразильцев: к митингующим присоединились футбольные болельщики, политизированные студенты и другая публика. Манифестанты не представили единых и конкретных политических требований. Захват правительственных зданий и столкновения с полицией оказались чем-то вроде «карнавала насилия». СМИ, описывая протестующих, «путаются в показаниях», приписывая им лозунги, которые противоречат друг другу. Зато участники «карнавала» успели напугать президента Бразилии Дилму Русефф, которая пообещала их «услышать» и передала им множество комплиментов.
Уличные митинги начались в Бразилии в четверг, 13 июня: малообеспеченные жители семи штатов опротестовали повышение цен на проезд в общественном транспорте: в автобусах и метро. В среднем стоимость проезда должна была увеличиться на 20 сентаво ( около трех рублей). Стоимость проезда до этого составляла 3 реала (около 50 рублей).
К субботе, 15 июня количество людей на улицах резко увеличилось за счет болельщиков, съехавшихся на футбольный Кубок Конфедераций. Этот турнир с участием лучших сборных всех континентов считается генеральной репетицией перед начинающимся через год футбольным Чемпионатом Мира. По примеру мифа о броненосце «Потемкин», где поводом для восстания стало червивое мясо, мощнейшим стимулом для протестов в Бразилии стали цены на билеты Кубка, оказавшиеся неожиданно высокими. Для страны, в общественной жизни которой футбол занимает второе место после католицизма, это стало достаточной искрой, чтобы возбудить не только привычных участников уличных акций – студентов, но и другие социальные группы.
В субботу в Бразилиа люди пытались прорваться к стадиону, где проходил один из матчей международного Кубка. В воскресенье у стадиона «Маракана» в Рио-де-Жанейро, где состоялся матч Италия – Мексика, протестовать против дороговизны футбольных турниров вышли около 3 тысяч человек. Спецподразделения полиции разогнали их с помощью водометов, резиновых пуль и газа, сообщает ИТАР-ТАСС.
К понедельнику на улицы вышли больше 200 тысяч человек. Участники «карнавала» стали требовать снижения цен на футбольные билеты и снижения расходов на пафосные спортивные мероприятия.
Протестующие попытались захватить здание Национального Конгресса в Бразилиа, здание законодательного собрания штата Рио-де-Жанейро и здание администрации штата Сан-Паулу, но были оттеснены полицейскими. В Рио-де-Жанейро собралось более 100 тысяч человек. Более 30 тысяч человек собрались в Белу Оризонти и около 23 тысяч – в Салвадоре, Куритибе, Порту-Алегри, Масейо, Белеме и Сантосе. В Бразилиа 5 тысяч протестующих окружили здание Национального Конгресса и пробрались на его крышу.
В «городе трущоб» – Сан-Паулу – уличные манифестации переросли в погромы и серьезные столкновения с полицией. На центральные улицы выплеснулось население фавел. Городская беднота, члены уличных банд, болельщики и студенты разгромили пункт полиции, несколько банков и магазинов и подожгли фургон одного из телеканалов, припаркованный возле мэрии.
Во вторник вечером толпа попыталась захватить здание мэрии Сан-Паулу, но была оттеснена полицейскими. Затем жители фавел вытеснили полицию из окрестностей мэрии. Здание мэрии они не смогли взять штурмом, зато разбили окна фасада и прожекторы вокруг дома. «Политизированные» участники протестов, контактировавшие со СМИ, пытались остановить обитателей городских окраин, но безуспешно. В ночь на среду толпа попыталась поджечь полицейский блокпост. Сейчас в центр Сан-Паулу и фавелы введены подразделения полицейского спецназа и армии. Армейские подразделения и «тяжелые» полицейские привлечены также к охране большинства крупных стадионов в стране.
Характерной особенностью нынешних уличных бунтов в Бразилии стало отсутствие каких-либо политических требований. Первый повод, который вывел на улицы жителей Сан-Паулу – повышение стоимости проезда на 20 сентаво, не собрал сколько-нибудь значительного количества участников манифестаций. В субботу и воскресенье, когда начались матчи Кубка Конфедераций, большинство беспорядков были связаны с высокими ценами на билеты: тысячи жителей внезапно обнаружили, что им не по карману билеты на матчи, и тогда болельщики попытались силой прорваться к стадионам. Жесткий разгон их полицией не остановил болельщиков. Напротив, это вызвало эскалацию уличных акций, критическое увеличение количества участников и начало погромов. Это оказался стихийный бунт трущоб.
«Список конкретных требований протестующие не предоставили», – констатирует ABC News.
Часть СМИ пытается представить уличные беспорядки в Бразилии как проявления политического недовольства, однако противоречат сами себе в сообщениях.
Например, агентство Reuters сообщает, что население недовольно «коррупцией, низким качеством работы госорганов и полицейским насилием». Через абзац утверждается уже противоположное: «неудовлетворенность граждан скачком криминального насилия, высокой инфляцией». BBC сообщает о неких «молодых людях, которые координируют акции через социальные сети». Но американские агентства сообщают о том, что небольшая часть политического «актива», в основном, из числа студентов, не смогла ни консолидировать вырвавшихся из трущоб погромщиков, ни остановить насилие, ни сформировать и форсировать для СМИ единый политический бэкграунд движения. Создается впечатление, что при оценке бразильских событий, излишне политизированные СМИ пытаются уложить то, что происходит сейчас мегаполисах в рамки устоявшихся идеологических шаблонов.
Ответные действия бразильских властей свидетельствуют в пользу тех изданий, которые описывают бразильские события как стихийный бунт болельщиков, а затем и фавел, спровоцированный острыми фактами социальной несправедливости. Президент Бразилии Дилма Русеф обратилась к бунтующим горожанам с речью, полной комплиментов, заявив, что «гордится ими». Затем, мэры столиц семи штатов Бразилии объявили о снижении цен на проезд в автобусах, реализовав одно из немногих конкретных требований протестующих.
Мэры городов Порту Алегри, Ресифи, Жоао Пессоа, Манаус, Куйаба и Виктория объявили о немедленном снижении тарифов на проезд. Мэр Сан-Паулу Фернандо Хаддад на собрании Городского совета отказался понизить цены, в то время как большинство участников собрания эту идею поддержали. Однако Хаддад заявил, что изучит таблицу транспортных расходов и подумает, за счет чего можно сократить цены на автобусы и метро, сообщает РИАН.
Пункт о стоимости билетов на футбольные матчи и общую цену таких мероприятий бразильские власти проигнорировали.
Кроме «пряника» по одному из немногих требований «улицы», правительство ввело в города армейские соединения, чтобы остановить «бунт фавел» и не дать ему перерасти в подобие погромов, охвативших Лондон несколько лет назад. Национальные силы безопасности начали наводить порядок в пяти городах – Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сальвадоре, Форталезе и Белу-Оризонти.
Сан-Паулу, Алексей Усов
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».