AMP18+

В мире

/

Иран обвиняет Запад в срыве переговоров

Министр иностранных дел Ирана обвинил западные страны в провале женевских переговоров о своей ядерной программе.

Мохаммад Джавад Зариф отверг заявление государственного секретаря США Джона Керри о том, что Иран не смог принять предложения Запада «в тот конкретный момент» и сказал, что причины неудачного исхода переговоров в субботу кроются в разногласиях между самими западными державами, передает Би-би-си.

По его словам, «никакие попытки» воздействия на общественное мнение не смогут изменить то, что произошло в Женеве, однако смогут «еще больше подорвать доверие».

Вину за отсутствие прогресса на переговорах Зариф возложил на Францию, которая «выхолостила более половины» предложений США.

Представители Ирана и группы «5+1», состоящей из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай) и Германии, вновь встретятся 20 ноября.

Иран подчеркивает, что его ядерная программа предназначена исключительно для мирных целей, однако Запад подозревает, что страна стремится создать ядерное оружие.

«Вина не Ирана»В некоторых статьях, написанных по результатам женевских переговоров, говорится, что они провалились из-за того, что Франция требовала жестких ограничений на реактор на тяжелой воде, который строится в Араке. Другие авторы утверждают, что главным препятствием стала настойчивость иранского правительства, требовавшего официального признания своего «права» на обогащение урана.

В ходе визита в Абу-Даби Джон Керри заявил журналистам, что группа «5+1» была «едина в субботу, когда мы представили наше предложение иранцам».

Создается впечатление, что и консерваторы, и умеренные, и реформисты согласны с тем, что нужны изменения во внешней политике. Вполне вероятно, что между ними существует негласная договоренность, что Роухани получит карт-бланш на свои действия во внешней политике, при условии, что дела внутри страны останутся под присмотром консерваторов.

Конечно, рано или поздно внутренняя политика Ирана окажется под пристальным вниманием международного сообщества. Сейчас, однако, самой главной задачей является достижение соглашения по ядерной программе Ирана.

И может сложиться ситуация, похожая на ту, что была в Советском Союзе в 80-х годах. Иран откроет двери международным инвестициям, станет вести бизнес с другими странами, до тех пор пока международное сообщество будет игнорировать или, скажем так, не сильно вмешиваться в то, что происходит внутри страны.

Это вполне возможно, особенно если посмотреть на то, какие силы в Иране сейчас набирают силу: это командиры стражей исламской революции, которых можно сравнить с российскими олигархами. Они у власти, они пользуются этой властью для того, чтобы создавать свои бизнес-империи. И следующим логичным шагом для них как раз и является смягчение санкций, чтобы они могли торговать со всем миром.

«Французы поставили под ним свою подпись, мы поставили свою подпись, все согласились, что это предложение было справедливым, – добавил он. – Иран не смог принять его в тот конкретный момент».

Позже Зариф ответил американскому госсекретарю через Twitter.

«Никакие попытки воздействия на публику не могут изменить того, что произошло внутри «5+1» в Женеве с 6 вечера четверга до 5:45 вечера субботы. Но это может еще больше подорвать доверие», – написал он.

Представляется, что Зариф говорил о министре иностранных дел Франции Лоране Фабиусе, который в пятницу утром предупредил в своем заявлении, что его страна хотела бы «надежного соглашения». В тот же день, после завершения переговоров, Фабиус сказал в интервью радиостанции Франс Интер, что Париж не может «играть в дурачки».

Агентство РИА Новости процитировало слова источника в МИД России, сказавшего, что провал был «не по вине Ирана».

«Подготовленный американцами проект совместного документа устраивал иранскую сторону, но поскольку решения на переговорах в этом формате принимается консенсусом, выйти на итоговые договоренности, к сожалению, не удалось, причем, не по вине иранцев», – сказал собеседник агентства.

Однако министр иностранных дел Ирана позитивно оценивает перспективы прорыва.

«Мы стремимся к конструктивному взаимодействию. Взаимодействие на равных – ключ для достижения общих целей», – написал он.

Керри также сообщил Би-би-си, что участники переговоров были «очень, очень близки... чрезвычайно близки» к договоренности.

«Думаю, нас разделяли четыре или пять различных формулировок одной определенной концепции», – сказал он.

В понедельник Фабиус отрицал ответственность Франции за провал переговоров и заявил, что есть несколько вопросов, которые «все еще должны быть обсуждены с иранцами». В их числе – реактор в Араке.

Тегеран заявляет, что этот реактор предназначен для производства радиоизотопов для медицинских целей, однако его отработанное топливо будет содержать плутоний, который можно использовать для ядерного оружия.

Не сняты еще вопросы, касающиеся иранских запасов урана, обогащенного до среднего уровня чистоты, или до 20%. Эксперты говорят, что он может быть обогащен до 90%, то есть уровня, необходимого для создания атомной бомбы, в относительно короткое время.

Тегеран, Ольга Радько

© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

В мире, Общество, Политика, Скандалы и происшествия, Экономика,