Задержано еще одно российское судно В Норвежском море за выброс за борт мертвой рыбы
В Норвежском море задержано российское рыболовное судно «Новоазовск», сообщили «Интерфаксу» в Росрыболовстве. Траулер не поврежден, а экипаж – здоров и объясняет, что причиной задержания стал «случайный штучный смыв рыбы за борт» из-за поломки, уточнили РБК в ведомстве.
По данным Росрыболовства, судно задержано норвежским патрульным кораблем. Капитану судна предъявлены обвинения в нарушении правил рыбной ловли в норвежской экономической зоне, выразившиеся в незаконном выбросе мертвой или умирающей рыбы за борт.
«По версии капитана СРТМ (средний рыболовный траулер морозильный) «Новоазовск» Василия Пащенко, причиной ареста судна стал «случайный штучный смыв рыбы за борт в связи с поломкой предохранительной решетки шпигата правого борта», – поделился с журналистами руководитель центра общественных связей Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Александр Савельев.
СРТМ «Новоазовск» был задержан на промысле патрульным кораблем норвежской береговой охраны «Нордкап», уточняет ИТАР-ТАСС. В настоящий момент «Новоазовск» в сопровождении корабля норвежской БОХР следует в норвежский порт Тромс для проведения расследования и дальнейшего разбирательства.
«Как правило, в таких случаях судовладелец выставляет залог, и дальше разбирательство переносится в норвежский суд», – описал возможное развитие событий представитель Росрыболовства Александр Савельев. Российские судовладельцы, в основном, выигрывают дела по задержанию промысловых судов норвежской рыболовной охраной по обвинению в нарушении правил рыболовства, заметил чиновник.
Задержанное судно принадлежит ОАО «Архангельский траловый флот», порт приписки – Мурманск. «Мы пока воздержимся от каких-либо комментариев, поскольку изучаем поступающую информацию», – заявил ИТАР-ТАСС гендиректор компании-судовладельца Юрий Никулин.
Кое-какие подробности об инциденте стали известны от представителя «Росрыболовства» в Норвегии Сергея Голованова: судно «Архангельского тралового флота» лишь начинало рейс и количество рыбы на его борту на момент задержания было невелико, а именно от этого показателя в значительной степени зависит размер штрафных выплат. «С учетом того, что капитан признает нарушение, штрафные санкции, как я надеюсь, будут минимальны, однако как решит норвежская полиция предсказать сложно, – отметил собеседник ИТАР-ТАСС. – Скорее всего капитана будут обвинять в непредумышленном выбросе рыбы, однако если он не согласится с наличием нарушений, обвинения могут быть уже совсем другими».
Кстати, капитану российского судна вряд ли имело бы смысл отрицать нарушение: один из моментов, когда рыба все же попала за борт, был зафиксирован береговой охраной на видеопленку. Именно ее будут изучать во сремя расследования инцидента с «Новоазовском», которое должно начаться 14 января.
«Новоазовск» норвежские власти останавливают не впервые, отмечает РБК. 1 марта 2007 года оно было препровождено в порт Тромс из-за подозрений в несанкционированной выгрузке рыбопродукции в мае 2006 года на транспорт М-0579 «Верховина». Было заведено уголовное дело. Судовладелец внес залог в размере 1,28 млн норвежских крон (около 250 тысяч долларов США), и траулер был освобожден, а уголовное дело – прекращено.
В 2011 году береговая охрана Норвегии сообщала о сбросе рыбы с российского судна «Сапфир-2», подкрепляя свое заявление соответствующими снимками. Тогда траулер был арестован в Баренцевом море в районе архипелага Шпицберген.
Помимо этого, громкий инцидент в водах Норвегии произошел в 2005 году, когда российское судно задержали в рыбоохранной зоне у берегов Шпицбергена, которую Россия не признает. Как только на корабль поднялись инспекторы береговой охраны Норвегии, траулер «Электрон» изменил курс и с ними на борту направился в сторону российской экономической зоны.
Отметим, что задержание «Новоазовска» состоялось на фоне скандала, разразившегося после аналогичного случая у берегов Сенегала: там в начале января был задержан траулер «Олег Найденов». По прошествии почти двух недель дипломатические усилия России по урегулированию конфликта не принесли особых результатов.
В комментарии Росрыболовства в связи с инцидентом у норвежских берегов обратили внимание на разницу между инцидентами с «Олегом Найденовым» и «Новоазовском». «Да, российский траулер «Новоазовск» был задержан патрулем Норвегии в Норвежском море. Но в отличие от «Олега Найденова», это нормальная практика для этого региона, когда, по мнению норвежской стороны, российские суда нарушают правила рыболовства Норвегии», – цитирует заместителя директора департамента по связям с общественностью Росрыболовства Сергея Горбачева РИА «Новости».
По словам чиновника, с некоторых пор норвежская сторона использует термин «выбросы», который «сами объяснить не могут». «И очень часто они задерживают наши суда по обвинению в этих выбросах», – подчеркнул Горбачев, отметив, что большую часть таких споров выигрывает российская сторона. В результате больше 60% обвинений снимается, а норвежская сторона еще и покрывает затраты российской.
Еще одно отличие – в обращении с экипажем: «При задержании (норвежцами. – Прим. NEWSru.com) не было никаких ситуаций, подобных тем, что были при задержании «Олега Найденова». Просто подошла патрульная группа и потребовала последовать за ними». При этом в инциденте у сенегальских берегов, по некоторым данным, члены команды получили ранения из-за грубости военных африканской страны.
Кроме того, решение проблем через суд, по всей видимости, не входит в планы властей Сенегала. Ранее республика потребовала выплаты штрафа от судовладельца в размере трех миллионов долларов, в настоящее время речь уже идет об одном миллионе. Вместо штрафа, выплата которого означала бы автоматическое признание вины за россиянами, капитан судна собирается внести залог, который позволит освободить сам траулер и его экипаж – то есть по той схеме, которая в случае конфликтов с Норвегией считается обычной практикой.
«Олег Найденов» был задержан сенегальскими военными 3 января в 46 милях от побережья Гвинеи-Бисау. Затем судно было отконвоировано в порт Дакара. Команда судна состоит из 62 граждан России, 23 граждан Гвинеи-Бисау и одного гражданина Белоруссии.
Сенегал объявил, что российский траулер незаконно вел промысел в экономической зоне Сенегала, и потребовал от судовладельца заплатить крупный штраф, однако официальные обвинения до сих пор не предъявлены.
Капитан судна настаивает, что «Олег Найденов» находился в момент захвата в зоне Гвинеи-Бисау. Российская сторона готовит иск в Международный морской трибунал в Гамбурге. Как считают в Росрыболовстве, захват связан с усилением конкурентной борьбы за рыбные запасы в водах Западной Африки.
Гвинея-Бисау разорвала сотрудничество с Сенегалом в рыбной сфере, и правительство этой страны создало следственную комиссию для выяснения причин и обстоятельств задержания российского рыболовного траулера.
Москва, Ольга Радько
© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».