AMP18+

В мире

/

Западная пресса соревнуется в охаивании российского президента (ФОТО) «Каждый новый кризис делает Путина сильнее»

Крушение малайзийского «Боинга» в Донецкой области вызвало шквал антироссийских публикаций в западной прессе. Не особо пытаясь разобраться в ситуации с гибелью лайнера, американские и европейские журналисты и эксперты приняли наперебой «назначать» виновником Россию и лично ее президента Владимира Путина. Самое мягкое, что утверждает западное сообщество, это «Путин мог бы повлиять на сепаратистов востока Украины, но ничего не сделал». Кроме того, американские издания устроили «состязание» язвительных обложек – кто из них сильнее лягнет Кремль, придав ему зловещий ореол.

Почему каждый новый кризис делает президента Путина сильнее? Таким вопросом задается постоянный автор американского журнала Time Саймон Шустер. «Под палящим июльским солнцем Восточной Украины лежали сотни разлагающихся трупов, а пророссийские ополченцы, некоторые из которых, похоже, были нетрезвы, потрясали своим оружием, чтобы не подпускать европейских наблюдателей», – пишет журналист.

«Один, только один голос мог бы положить конец этому непристойному противостоянию над телами безвинных жертв. Но Владимир Путин лишь пожал плечами и указал на украинское правительство, а также – расширительно – на его западных союзников. «И, безусловно, – сказал Путин на совещании своих помощников по экономике в вечер катастрофы, – государство, над территорией которого это произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию».

Путин наконец-то зашел слишком далеко? – вопрошает далее Шустер. «Дни шли, зловоние усиливалось, и российский президент с его холодной расчетливостью получил ответ: похоже, что нет», – говорится в статье. Российские СМИ «похоронили роль России в катастрофе под лавиной антизападной пропаганды», а «лидеры Европы и США снова обнаружили, что нахальство Путина стало им помехой».

Премьер-министр Голландии Марк Рютте призывал Путина помочь собрать тела погибших. Президент Обама заявил: «Если учесть ее прямое влияние на сепаратистов, Россия и в особенности президент Путин несут прямую ответственность за то, чтобы заставить их содействовать расследованию. Это самое меньшее, что они могут сделать».

Автор комментирует: «В этом суть кризиса: самое меньшее, что мог сделать Путин, это самое большее, о чем Обама мог попросить». Обама и Рютте высказывались словно лидеры, не имеющие никаких рычагов. «Их избиратели не заинтересованы в военном конфликте с Россией или ее марионетками», – говорится в статье. Поэтому Путин продолжает наступление. «Его все более неприкрытая цель – расколоть Европу, изодрать в клочья «зонтик» НАТО и восстановить российское влияние по всему миру», – утверждает Шустер.

Путин не прекратит свои усилия, до тех пор пока каждый новый кризис делает его лишь сильнее. «Этот царь XXI века освоил зловещее искусство разжигания проблем, которые только он может решить, и западные лидеры то отчитывают его, то, в следующую же минуту, умоляют», – говорится в статье. Идеальным примером журналист считает кризис вокруг химического оружия в Сирии в 2013 году: Путин стал посредником, США не стали наносить авиаудары по Сирии, Асад остается у власти.

«Другие мировые лидеры пытаются избегать кризисов – Путин испытывает от них удовольствие. Когда к власти на Украине пришло прозападное правительство, Путин поспешил аннексировать Крым», – говорится в статье. Через месяц западные дипломаты начали предавать эту историю забвению, потому что на Восточной Украине Россия «подбросила Западу еще один кризис» и «еще одну проблему, которую может урегулировать только Путин».

Может ли Запад остановить такую фигуру? «Обама, лидер страны, которая устала от войн, исключил все военные варианты, в том числе поставки оружия на Украину. Европа слишком разобщена и слишком зависима от поставок российских энергоносителей, чтобы спровоцировать какой-либо долгий разрыв отношений. Похоже, единственный выход – неуклонное ужесточение санкций», – говорится в статье.

Правда, перспектива изоляции, похоже, лишь упрочила решимость Путина. Московская правящая элита, судя по всему, тоже не дрогнула. В конце июня рейтинг Путина составил 86% – на 20% выше, чем до начала украинского кризиса. «В условиях кризисов российский президент процветает, так как очень эффективно контролирует версии событий у себя на родине», – пишет автор, упоминая о «машине телепропаганды» и сторонниках Кремля в интернете. СМИ Путина изображают конфликт на Восточной Украине как схватку России, встающей с колен, и коварного Запада.

По мнению Шустера, замыслы Путина намного масштабнее, чем Украина: «Он надеется, что конфликт на западном фланге России посеет в Европе раздробленность, которая ослабит влияние США». Как полагает автор статьи, Путин мечтает выстроить «Великую Европу» от Португалии до Тихого океана, где Москва будет одним из центров влияния. «Создавая проблемы типа украинской, которые может решить только он, Путин ставит себя в центр европейской политики», – говорится в статье.

Вскоре мнение Путина, что мощь Америки слабеет, будет проверено на практике. «В ближайшие дни выяснится, смогут ли США и Европа выступить единым фронтом против страны, которая, как думает практически весь мир, передала неконтролируемому ополчению заряженное оружие», – говорится в статье. По мнению автора, пока особого единства не заметно. Несмотря на возражения США и Великобритании, Франция не отменила поставку, как минимум, одного «Мистраля». Даже голландцы, потерявшие в авиакатастрофе много сограждан, не стремятся брать на себя инициативу.

Расследование катастрофы малайзийского лайнера вряд ли встревожит Путина в ближайшее время, считает журнал. Оно может затянуться на несколько лет. «Его осложняет тот факт, что вероятные виновники катастрофы, повстанцы, имели несколько дней на удаление улик своей вины», – пишет газета. Даже если в расследовании произойдет внезапный прорыв, Путин «буквально никому не подотчетен», – отмечает Шустер. В России благодаря контролю над радио- и телеэфиром он изобразит даже самые изобличающие доказательства как элемент американского заговора.

«Чем больше мир атакует его и Россию, тем крепче становится желание России дать сдачи – из гордости и потому, что она чувствует себя жертвой. Изоляция останется для Запада единственным средством атаки, но если Европа не захотела ввести эту изоляцию после Сирии, после Крыма и даже на фоне всемирного негодования из-за гибели MH-17, то вряд ли она примет меры, когда шок от катастрофы ослабнет», – заключает автор.

«Владимир Путин рискует потерять контроль за ситуацией», – пишет немецкий журнал Focus, обращая внимание на то, что в последние дни российский президент выглядит крайне напряженным. «После инцидента со сбитым малайзийским «Боингом» стало ясно, что он больше не оказывает влияния на пророссийских ополченцев: пока Путин доказывал, что у ополченцев нет способного на такое оружия, они сбили еще два военных самолета».

«Поэтому после трагедии мир может объявить Путину бойкот», – предполагает издание. «Политически именно Путин ответственен за гибель пассажиров, находившихся на борту сбитого лайнера, – заявляет немецкий политолог из исследовательского центра «ЕС-Россия» Эберхард Шнайдер. – Думаю, Путин знает это и сам». Сбитый над Украиной «Боинг», уверен эксперт, «всегда будет незримо витать рядом во время встреч российского лидера с иностранными политиками. Путин, конечно же, будет стараться вести себя как и прежде, но он все равно знает, что инцидент изменил отношения».

Да и в России «царь Путин» начинает вызывать немало споров, продолжает Вурстер. «С ростом международной изоляции России все больше критики в адрес президента слышится, в том числе, от его приближенных». Совсем недавно, например, бывший путинский министр финансов Алексей Кудрин заявил, что военное вмешательство России на Украине несет с собой «неконтролируемые экономические, военные и политические риски для России».

Здравые головы в России «начинают во весь голос подсчитывать стоимость конфронтационной политики», комментирует немецкий эксперт по Восточной Европе Хайнрих Фогель. Олигархи «тоже бьют копытами», говорится в статье. «Они потеряли миллиарды долларов из-за нового внешнеполитического курса Путина и обозлились на него», – поясняет Шнайдер.

Кое-что после трагедии малайзийского лайнера поменялось и в российском народе, добавляет издание. Несмотря на то, что пропагандистская машина Кремля раскручена до полных оборотов и с экранов рассказывают о том, что «Боинг» был сбит по приказу Киева, перепутавшего его с бортом Путина, настроения у интеллигенции в крупных городах «поменялись», рассказывает политолог Шнайдер.

Все это, подытоживает Вурстер, «затягивает петлю на шее у Путина, который сделал высокую ставку в конфликте на Украине и теперь рискует потерять все». Эксперт Фогель уверен, что «желание Путина остаться у власти может заставить его произвести некоторые перемены в курсе», а именно: закрыть границы, чтобы остановить поток оружия на Украину. «Если же он этого не сделает и продолжит свой прежний курс, произойдет дворцовый переворот», – считает эксперт.

«Путин, присоединив Крым к России, раздул в стране бурю патриотизма, – пишет немецкая газета Die Zeit. – Президент верил, что сможет управлять ею и мастерски делал это вплоть до недавнего времени, пока на вершину национального движения не выдвинулись силы с куда более радикальными требованиями».

Взять, например, газету «Завтра». Несколько лет назад издание считалось маргинальным и не пользовалось особой популярностью, теперь же мнение редакции отражает преобладающие в российском обществе настроения. В этом издании часто пишут, что против России развернута гигантская пропагандистская война, что россиянам необходимо готовиться к блокаде, а на Донбассе в скором времени развернется партизанское движение. Заместитель главного редактора «Завтра» Андрей Фефелов знает многих ополченцев и их командиров, воюющих на Украине, сообщает корреспондент.

«Таким образом, радикалы бросают вызов Путину», – пишет журналист. «Президент стоит перед дилеммой: с одной стороны, он хочет ослабить Украину, чтобы не отдать ее Евросоюзу, а с другой – он не хочет допустить еще большей изоляции России на международной арене и ужесточения санкций, что, в конечном итоге, приведет к усугублению экономической ситуации в стране. В результате Путин не решается на ввод российских войск на Украину и заметно отстает в плане патриотизма от борцов из Новороссии».

Их главный идеолог Александр Дугин, верящий в «вечное» противостояние между Востоком и Западом, уже в открытую критикует политиков из Кремля, продолжает автор. По его мнению, Москва недостаточно поддерживает Новороссию, но виноват в этом не Путин, а так называемая «шестая колонна в Кремле» – так Дугин называет «бизнесменов» из окружения Путина, то есть экономистов-либералов и политтехнологов. Достается от Дугина и главному советнику Путина по Украине.

«Таким образом, «Русская весна» представляет угрозу для имиджа Владимира Путина», – резюмирует газета. – Он вынужден поддерживать националистов, чтобы сохранять имидж полководца, и одновременно бороться с ними, поскольку они хотят диктовать ему собственную политику». Со временем «война на Украине станет испытанием для власти Путина, и, чем больше в обществе будут распространены патриотические настроения, тем лучше будет положение у ополченцев». «Вот и получается, что внутри России Путин должен представать в образе героя, а на международной арене предпринимать попытки для снижения напряженности», – говорится в статье.

«В четверг правительство США выступило с утверждениями, что российские военные обстреливают Украину из артиллерийских орудий, а председатель Объединенного комитета начальников штабов сказал, что это напоминает ему о вторжении России (так в оригинале) в Польшу в 1939 году», – пишет The Daily Beast.

Журналист поясняет: генерал Мартин Демпси, выступая на Аспенском форуме по безопасности в США, «среагировал на новость, что правительство США обвиняет российских военных в артобстрелах Восточной Украины с российской территории с целью поддержки сепаратистов». По словам Демпси, налицо опасная эскалация кризиса со стороны Путина, и отныне российско-украинский кризис – глобальная проблема.

«Это действительно меняет ситуацию. Мы имеем российское правительство, которое приняло сознательное решение применить военную силу внутри другой суверенной страны, чтобы достичь своих целей. Это первый случай с 1939 года или типа того, когда дело обстоит таким образом, – сказал Демпси. – Они, очевидно, вступили на путь иного своего самоутверждения не только в Восточной Европе, но и в Европе в целом, а также в отношении Соединенных Штатов».

По словам Демпси, с 2008 года российская армия наращивает потенциал, сноровку и уровень своих действий, что указывает на всемирные амбиции Путина. «Он добавил, что это стратегия одного Путина. По его словам, многие российские военные, вероятно, с неохотой участвуют в войне Путина», – передает корреспондент.

«Это, совершенно очевидно, Путин, собственной персоной, с видением Европы в его собственном понимании, то, что он считает попыткой компенсировать обиды, нанесенные России после падения СССР, а также апеллировать к этническим русским анклавам в Восточной Европе, – сказал Демпси. – Он очень агрессивно стремится к этой цели, у него есть комплекс приемов, которые два-три раза принесли ему успех, и он будет продолжать».

По мнению Демпси, Путин не выказывает признаков того, что поддается давлению. «В момент, когда некоторым удается убедить себя, что Путин должен искать предлог для деэскалации, в реальности он принял решение об эскалации», – сказал Демпси.

«Иосиф Сталин применил похожую риторику и оправдания, когда в сентябре 1939 года вторгся в Польшу», – утверждает издание. «Советское правительство не может равнодушно взирать на тот факт, что братские украинский и белорусский народы, которые живут на польской территории и брошены на произвол судьбы, теперь остались беззащитными», – цитирует автор ноту МИД СССР послу Польши в Москве (обратный перевод с английского).

Демпси заметил: «Возможно, Путин разожжет огонь, над которым утратит контроль». «Прямо сейчас в Европе существует растущая волна национализма, которая во многом была создана этими действиями российской стороны», – пояснил он.

«Несколько, мм, специфичные взгляды российского общества», проявившиеся в его реакции на уничтожение малайзийского пассажирского авиалайнера, являются симптомом «очень опасной проблемы», предупреждает в статье для The Washington Post специалист по российской экономике и демографии Марк Адоманис.

Он пишет: «Я недавно переехал в Москву, и мне бросается в глаза то, до какой степени российское общество живет в другой вселенной. Даже хорошо образованные, искушенные люди, много поездившие по Европе и Северной Америке, нередко высказывают суждения, из-за которых в Америке они оказались бы в одной компании с людьми в шапочках из фольги. Российская среда обитания базируется не на реальности».

«Почти по любому вопросу, какой бы ни пришел вам в голову, взгляды русских радикально отличаются от общепринятой в Америке точки зрения, – констатирует автор. – Над этими эксцентричными идеями («инопланетяне атакуют Сибирь!», «ответственность за теракты 11 сентября 2001 года лежит на масонах!») можно были бы от души посмеяться, не будь они показателем трагической нехватки рациональности».

«Я расспрашивал людей об этих представлениях. Русские, особенно если они слегка стесняются позиции, которую собираются отстаивать, часто обращают внимание на давнюю традицию суеверий в своей стране и ее крестьянское, аграрное прошлое. Я уже сбился со счета, сколько раз мне говорили: «Мы народ суеверный» – в качестве обоснования какой-нибудь абсурдной позиции? Хотя мнение, что в силу своей уникальной культурной истории Россия склонна к теориям заговора, несомненно, отчасти справедливо, объяснения, построенные вокруг «русской души», представляются мне бегством от действительности. Куда важнее наследия крестьянской жизни и любых природных склонностей к загадочному и непостижимому советская пропаганда. Старшие поколения в этой стране выросли в условиях систематического манипулирования информацией со стороны власти, причем масштаб этих манипуляций трудно постичь. Вы, может быть, ожидаете, что это пробудило [в русских] здоровый скептицизм, но нет, результатом, по-видимому, стала нездоровая гиперреакция. Русские не просто ставят под сомнение «официальную линию» – и я, и некоторые другие экспаты заметили, что они склонны сомневаться во всем», – пишет Адоманис.

«Подобно многим американцам, я думал, что со временем эти различия между нами пойдут на убыль, что русские, по мере того как они ездят по миру, устраиваются на работу, богатеют, все больше начнут мыслить в том же ключе, что и мы. После событий на Украине и крушения самолета Malaysia Airlines оптимизма у меня сильно поубавилось. Несмотря на то, что Россия отбросила коммунизм с его призывом к мировой революции, ее отличия от Соединенных Штатов, похоже, становятся больше, а не меньше. У России теперь не просто своя система, у нее теперь свои факты», – заключает Адоманис.

Вашингтон – Берлин, Станислав Еременко

© 2014, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Киев, Москва, Донбасс, Центр России, В мире, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт, Фоторепортаж, Авиакатастрофы, Западная пресса, США, Украина, Юго-Восток Украины,