Турция станет главной транзитной страной для беженцев Евросоюз готов разрешить безвизовый въезд туркам – если те станут «щитом» ЕС против арабских мигрантов
В Брюсселе нашли способ загнать в цивилизованные рамки массовый приток беженцев в Европу и разгрузить традиционные «транзитные» страны – Италию и Грецию. Для этого Евросоюз готов разрешить безвизовый въезд с территории Турции, взамен открыв в Малой Азии шесть центров по приему и регистрации беженцев. И заставив турков принять участие в патрулировании прибрежных европейских вод – в том числе для предотвращения кораблекрушений и массовой гибели арабских беженцев, добирающихся в ЕС на плотах, катерах и паромах.
«ЕС может разрешить безвизовый въезд для граждан Турции, но взамен требует, в частности, проведения турками совместного с греками патрулирования восточной части Эгейского моря, а также открытия и управления Евросоюзом в Турции шести центров по приему и регистрации беженцев» – приводит РИАН цитату из заявления брюссельских дипломатов.
Возможность безвизового въезда в ЕС туркам и встречные уступки Анкары будут осуждаться руководителями институтов ЕС с президентом Турции Тайипом Эрдоганом сегодня, во время визита Эрдогана в Брюссель.
Напомним, проблема беженцев с начала этого года вышла в Европе на передний план. Усиление притока мигрантов из арабских стран из-за ближневосточных войн одним из следствий имело психологический эффект: многочисленные жертвы среди нелегалов, пытающихся добраться морем до Европы. Весной, после очередного крушения у берегов Италии парома с почти тысячью беженцев на борту, власти ЕС были готовы начать «военно-гуманитарную» операцию против «торговцев живыми товаром», которые переправляют арабов морем. Но этого так и не случилось и бремя патрулирования и спасательных операций продолжают нести средиземноморские страны: Италия, Греция, Испания. При этом такие мероприятия крайне затратны: в 2014 году Рим финансировал гуманитарную операцию Mare Nostrum – по спасению арабских беженцев в Средиземном море. Операция стоила итальянским налогоплательщикам 9 миллионов евро ежемесячно. Результатом ее стало увеличение притока беженцев, которые все чаще стали отправляться в Европу не через Турцию или Испанию, а морским путем, зная, что их все равно спасут.
Потому в Брюсселе рассчитывают, что турецкий флот и турецкий бюджет смогут взять на себя часть нагрузки по патрулированию морских подступов к Европе. Кроме того, еврочиновники надеются на совместное патрулирование Эгейского моря турков с греками, что может несколько улучшить отношения на Кипре.
Проблема мигрантов не ограничивается психологическими аспектами из-за кораблекрушений. Уже к началу 2015 года только на территории Италии в «концлагерях беженцев» скопилось больше 150 тысяч человек. К концу года, из-за ухудшения обстановки в Сирии, ситуация стала критической. Евросоюз буквально захлестнула очередная волна ближневосточных мигрантов, многие из которых прибыли через Турцию.
Вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль, занимающий также пост министра экономики, заявил, что страна почти исчерпала возможности по приему новых беженцев. «Неспособность Европы разрешить кризис с мигрантами привела к тому, что даже Германия достигла предела своих возможностей, – заявил Габриэль в интервью газете Tagesspiegel. – Речь идет не только о количестве мигрантов, но и о скорости, с которой они прибывают, что делает ситуацию еще более сложной». В Германии дело дошло до того, что очередную партию беженцев поселили в бывшем нацистском концлагере Бухенвальд, а правительство одобрило сокращение денежного содержания мигрантов, ужесточение правил получения убежища, ускоренное рассмотрение прошений и сокращение сроков строительства пунктов размещения беженцев. Ожидается, что к концу года количество беженцев только в Германии превысит 800 тысяч человек.
На пути мигрантов из Турции и Греции в ЕС в сентябре возникали многочисленные конфликты – от Балкан до границы с Австрией. Приток беженцев достигал почти 8 тысяч человек в день. Хорватия перекрыла автосообщение с Сербией из-за наплыва мигрантов, Словения приостанавливала железнодорожное сообщение с Хорватией, венгры также перекрыли границу с Сербией и жестко контролировали силами полиции мигрантов, не пуская их в страну, или препровождая дальше в Европу. В ход шли и спецсредства – водометы и слезоточивый газ. Сентябрьская эпопея с арабскими мигрантами затронула даже самый север Европы: Финляндия была вынуждена усилить контроль на границе со Швеций, которую пересекали около 1200 беженцев из Ирака и Сирии. К концу года ожидается, что только в Финляндии осядут до 35 тысяч человек, что сравнимо с количеством жителей в срднестатистическом городе этой страны.
Таким образом, открытие на территории Турции шести центров контроля и распределения беженцев позволит производить предварительную фильтрацию еще до того, как мигранты достигнут Европы. Что значительно снизит нагрузку на миграционные органы стран-членов ЕС, возможно, позволит избежать межгосударственных конфликтов, связанных с транзитом беженцев.
Вопрос лишь в том, согласится ли Анкара добровольно взвалить на себя такой груз – в обмен на безвизовый въезд для граждан Турции в Европу. При этом главными аргументами Брюсселя в переговорах с Эрдоганом вновь может стать «пряник» в виде потенциального членства Турции в ЕС и «кнут» в виде обязательств, которые эта страна взяла на себя вместе со статусом страны-соискателя членства в Евросоюзе. Заявку на членство в ЕС Анкара подала в 1987 году, а переговоры о вступлении в сообщество начались только в 2005 году. С тех пор стороны согласовали 14 из 35 технических пунктов, которые должна выполнить Анкара, чтобы достичь необходимых для членства в ЕС стандартов. Остаются заблокированными еще 17 пунктов, а по четырем ведутся переговоры.
Анкара – Брюссель, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый День»