Эксперты: Две знаменитые картины Босха, скорее всего, написаны имитаторами
Два знаменитых полотна, считавшихся работами Иеронима Босха, по всей видимости, являются имитациями. Правда, они написаны в то же самое время, возможно, кем-то из учеников знаменитого художника. Речь идет о так называемой «Столешнице» – работа «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», около 1500 гда, и работе «Христос, несущий крест» (1515-1516 гг.).
Как пишут голландские СМИ, к сенсационным выводам эксперты пришли после нескольких лет исследований в рамках «Проекта по изучению и реставрации работ Босха». Эта программа, запущенная в 2010 году, была сконцентрирована на изучении ранних работ мастера.
Ученые смогли сравнить различные произведения Босха, используя инфракрасную рефлексографию, макросъемку в высоком разрешении и другие современные технологии. «Вместе с исследованием картин под микроскопом, все эти техники позволили нам составить подробные отчеты о состоянии работ», – говорится на сайте проекта. В команде экспертов были представители амстердамского Рейксмузеума, Университета Неймегена (Нидерланды) и Университета Аризоны, сообщает портал «АртИнвестмент».
Если авторство Босха у «Столешницы» и работы «Христос, несущий крест» было поставлено под сомнение, то рисунок «Пейзаж Ада», ранее считавшийся работой учеников художника, напротив, был признан произведением самого Босха.
Картина «Христос, несущий крест» сейчас находится в собрании музея бельгийского города Гента, а столешница «Семь смертных грехов» принадлежит коллекции Прадо. Не так давно у музея её хотел забрать Фонд национального наследия Испании под тем предлогом, что в Прадо работа попала для сохранности во время Гражданской войны, однако её истинным владельцем является Фонд национального наследия.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60-1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX-XX веков. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме.
Москва, Зоя Березина
© 2015, РИА «Новый День»