Наташа Кампуш не держит зла на похитителя
История похищенной маньяком восемь лет назад 18-летней жительницы Вены Наташи Кампуш обрастает все новыми душещипательными подробностями. Девушка, которая 8 лет жила в подвале жилого дома, отказывается встречаться с родителями и даже сообщить им место, где проходит курс психологической реабилитации. Зато отдает дань уважения своему похитителю – 44-летнему Вольфгангу Приклопилу, пишет газета «Время новостей». «Он был частью моей жизни, и поэтому я в какой-то мере скорблю по нему», – говорится в первом письменном заявлении для прессы, обнародованном ее психиатром.
«Если говорить метафорически, он носил меня на руках и одновременно вытирал об меня ноги», – такова первая оценка, которую г-жа Кампуш дала своим взаимоотношениям с похитителем. Она не считает, что Вольфганг лишил ее школы, и подчеркивает, что хотя она должна была называть его «хозяином», домашнее хозяйство они вели вместе и на равных обставляли мебелью ее комнатку-камеру. Приклопил даже снабжал ее книгами, обучал чтению, правописанию и математике. Наташа обещает, что со временем, быть может, расскажет все подробности своей истории, но подчеркивает: «Сфера интимной жизни принадлежит исключительно мне».
Десятилетняя Наташа Кампуш пропала восемь лет назад по дороге в школу. Поисковая операция была масштабной. Девочку искали даже в соседней Венгрии, а специальные формирования обшаривали речное дно – все безрезультатно. Теперь выяснилось, что Наташа все эти годы провела в подвале дома в Штрассхофе – пригороде Вены, находящемся в десяти с небольшим километрах от ее родного дома.
Бледная и похудевшая, но в остальном вполне здоровая Наташа объявилась 23 августа. Она воспользовалась тем, что ее похититель отлучился к ближайшему таксофону, оставив ее пылесосить автомобиль. Полиция обнаружила ее, когда она шла, пошатываясь, по близлежащему саду. Полицейские попытались задержать хозяина дома – техника-телекоммуникационщика Вольфганга Приклопила. Однако тот ушел от погони, оставил на дороге свой красный «БМВ» и бросился под проходящий поезд.
Тест ДНК подтвердил, что нынешняя 18-летняя девушка и 10-летняя пропавшая школьница – одно и то же лицо. В апреле 1998 года полиция допрашивала Приклопила как одного из более чем тысячи обладателей белых фургонов (именно в таком, как показал один из свидетелей похищения, была увезена жертва), но не нашла доказательств его причастности к преступлению. Наташа и Вольфганг прожили восемь лет в небольшой переоборудованной из гаража комнатушке размером три на четыре метра без окон, но с кроватью, раковиной, унитазом, шкафами, книжными полками и узкой бетонной лестницей, ведущей наверх к люку.
Австрийские эксперты и СМИ наперебой обсуждают мотивы поведения похитителя и его жертвы. Венская «Курир» полагает, что Вольфганг Приклопил «считал себя творцом»: им двигало стремление воплотить в Наташе свои фантазии – сделать из нее сначала принцессу, затем очаровательную молодую женщину. «Зальцбургер нахрихтен» приводит рассуждения ведущих австрийских психиатров о «стокгольмском синдроме» – когда жертва постепенно начинает оправдывать своего похитителя и жить его жизнью и мыслями. По мнению экспертов, первоначально это могло быть сознательной тактикой выживания – «подавлять эмоции, идентифицировать себя с агрессором, встать на его сторону». Однако со временем подобная модель поведения полностью подчинила несформировавшуюся до конца психику девочки, и она искренне перестала считать себя жертвой.
Вена, Ольга Панфилова
© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».