Конституционный референдум в Италии: судьба правительства висит на волоске Западные политологи пророчат выход из еврозоны
С приближением знаменательной даты, 4 декабря, дня проведения референдума о реформе Конституции Италии, страсти накаляются до предела. При кажущейся простоте постановки вопроса – «За» или «Против» конституционной реформы – дать ответ на него отнюдь не так просто.
Реформу инициировало правительство Италии для того, чтобы, по мнению разработчиков, ускорить процедуру законотворчества, упразднив Сенат, верхнюю палату Парламента Италии. При этом упраздняется также другой конституционный орган, Национальный совет экономики и труда – говорильня без реальных полномочий, пожирающая деньги налогоплательщиков и производящая на свет лишь отходы. Под все это подводится база экономии средств, что, казалось бы, в эпоху кризиса должно вызвать бурный энтузиазм трудящихся масс.
Однако предложенная правительством реформа была принята в штыки не только значительной частью итальянского общества и различными политическими силами в стране, но и многочисленными маститыми политологами за рубежом.
Маститый международный обозреватель влиятельной британской газеты «Financial Times», к примеру, резонно возразил, что Италии вовсе не требуется ускоренный процесс законотворчества, поскольку страна и так удерживает первенство в Европе по количеству принятых законов. Наоборот, стране нужно меньше, но более качественных, и менее противоречивых, законодательных актов.
Другой оппонент заявил, что всего лишь 20% законов, представленных на рассмотрение, Парламент отправляет на доработку, то есть 1 из 5, что соответствует общепринятым нормам.
Внутри страны критика реформы гораздо жестче. Прежде всего, многие местные наблюдатели отмечают тот факт, что правительство не имеет достаточных полномочий для проведения крупномасштабной эпохальной реформы Конституции. Премьеру вменяют в вину тот факт, что он не был избран, а всего лишь является назначенцем, взявшим власть в результате дворцового переворота – устранения на партийной сходке своего предшественника Энрико Летта. Премьера также обвиняют в лукавстве и непоследовательности: в начале кампании по продвижению референдума, когда у него была гранитная уверенность в победе, он заявил, что в случае провала он подаст в отставку. Когда же вдруг, согласно опросам общественного мнения, оказалось, что лидирует оппозиция, с отрывом в 3-5%, он взял свои слова обратно.
Имеются и более веские доводы: экономия на реформе Сената составит сущий мизер, а Сенат никуда не исчезнет, став карманным и управляемым премьером. Новоиспеченные сенаторы фактически будут назначаться региональными администрациями, при этом сохранив все привилегии и иммунитет прежнего Сената, избираемого всеобщим голосованием и являющегося результатом волеизъявления народа.
«Движение 5 звезд» вообще предложило, в целях экономии сил и средств, сократить наполовину количество депутатов и сенаторов, а заодно и ополовинить им зарплату. Однако их призыв не был услышан. Тем не менее, «пятизвездочники» ополовинили свои собственные депутатские и сенаторские зарплаты, отдав урезанную половину в специальный фонд поддержки молодежного и женского предпринимательства.
Сильвио Берлускони, выступающий против правительственной реформы, обвинил премьера в авторитаризме, диктаторских замашках и попытках концентрации власти в своих собственных руках.
Учитывая тот факт, что против реформы ополчились все политические силы страны, за исключением правящей Демократической партии (в которой тоже царят разброд и шатания, грозящие расколом) провал правительственной инициативы кажется неизбежным.
В Италии ставки на «за» или «против» на референдуме законодательно запрещены. Однако английские букмекеры охотно принимают такие ставки: согласно последним котировкам, в настоящее время соотношение 1 «за» к 3 «против».
Многие европейские и заокеанские эксперты по результатам референдума прочат отставку правительства, досрочные выборы и новый референдум о выходе Италии из еврозоны.
Причем победу на нем отводят евроскептикам, любителям самой музыкальной валюты – итальянской лиры.
Которая вновь может зазвучать...
Рим, Всеволод Гнетий
© 2016, РИА «Новый День»