AMP18+

Киев

/

Украинские власти равнодушны к «цифровой» отрасли

На Украине необходимо снижение государственного вмешательства в развитие Интернет и доработка законодательного поля – таковы итоги завершившегося в Киеве конгресса «Украина на пути к информационному обществу» и съезда Интернет Ассоциации Украины. Об этом читайте в материале обозревателя РИА «Новый Регион» Ирины Бохно.

Напомним, что впервые украинские деятели отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) собрались на подобный Конгресс в феврале 2005 года. Тогда состоялась широкая и, в соответствии с духом момента, романтически бурная дискуссия об эффективных технологиях взаимодействия бизнеса и власти.

Премьер Юлия Тимошенко тогда предложила подготовить ей данные о неотложных потребностях отрасли, а министр транспорта и связи в ее правительстве – Петр Порошенко – обещал советоваться с лидерами отрасли по ключевым вопросам ее развития и демонстрировал готовность «прислушиваться к профессионалам».

На той же встрече было объявлено о создании Общественного Совета по вопросам информационно-коммуникационных технологий. Совет подготовил доклад президенту Украины «О неотложных мерах по развитию информационного общества».

Однако уже вскоре власть показала лидерам отрасли, как на самом деле «прислушиваются к рекомендациям профессионалов»: из всего списка, предложенного Советом, в Национальную комиссию регулирования связи был назначен всего один человек, а главой Комиссии стал чиновник, против кандидатуры которого хором вопияла вся отрасль.
В дальнейшем не проходило и полугодия, чтобы представители ИКТ, включая даже старающихся обычно не выходить на передний план дискуссий мобильных операторов, не обращались с открытыми письмами к президенту, парламенту и правительству по поводу непрозрачности и коррумпированности деятельности НКРС.

Желанный диалог «между бизнесом, общественностью и властью» все же продвигался: совместными усилиями были организованы парламентские слушания по вопросам информационного общества; страна смогла, пусть не без трений, сформировать совместную делегацию на Тунисский форум. Наконец, во исполнение решений последнего был подготовлен и принят Закон об информационном обществе. Его, правда, следует отнести скорее к категории рамочных документов, поскольку механизмы его реализации еще предстоит разрабатывать.

Не случайно именно правовые вопросы нынешний Конгресс поставил на первое место. Присутствовавшие на нем главы профильных комитетов ВР, представители Минтранссвязи, НКРС, Антимонопольного комитета, общественных организаций предприятий связи различных форм собственности едва ли не в один голос говорили, что имеющийся сегодня комплект «телекоммуникационных» законов содержит нормы, перекрывающиеся или прямо противоречащие друг другу.

Представители бизнеса подчеркивали также, что некоторые их положения создают поле для административных злоупотреблений и сокращают конкурентную область. Кроме того – несмотря на то, что в прошлом году, наконец, был создан и Общественный наблюдательный совет при НКРС,– прозрачность работы этого регуляторного органа все еще оставляет желать лучшего. Так, один из
представителей НКРС открыто признал, что в Комиссии нередко рассматривается вопрос – какие вопросы обсуждать в присутствии Наблюдательного совета, а какие – нет,– что само по себе – опасный симптом.

Таким образом, если два года назад основной пафос Конгресса был – быть услышанными властью, светом интеллекта повести Украину в Европу, то нынче одной из главных задач лидеров отрасли становится сколь возможное сдерживание регуляторных устремлений власти. Похоже, что лозунг «страна будет прирастать интеллектуальными отраслями», под которым проходили приснопамятные парламентские слушания, практически отставлен: 3-й конгресс открылся в обстановке обострения политической борьбы в украинских верхах: НСНУ и БЮТ ведут дело к досрочным выборам в парламент, то есть – сперва к его разгону,– а следовательно, приближают очередную фазу политической и экономической нестабильности. Партия Регионов с союзниками озабочена сохранением контроля над правительством и развитием конституционной реформы,– судьба которой,
мягко говоря, зависла. Декларативным Законом об ИО отмахнулись от «назойливых
ИТ-мух» – и занялись своими делами.

В сущности, для «оранжевых» и «синих» равно – сырьевые, энергетические и перерабатывающие отрасли ценнее интеллектуальных: рулить, обдирать, дотировать, отнимать, продавать и захватывать первые понятней, прибыльней и политически эффектней.

Пример на более низком уровне: из множества рейдерских атак последнего времени только одна – и то довольно сомнительная – осуществлена в телекоммуникационной области. Да и та более отдает межучредительскими обидами, нежели серьезным экономическим действием. Захват предприятий неэлектронной формации – это получение власти над территорией, оборудованием и персоналом, коему обычно все равно некуда деться с градо(районо)образующего завода или из своей узкой специализации. Банальный же захват же, к примеру, компании по разработке ПО может предприниматься только ради его уничтожения. С точки зрения завладения, такие фирмы – как вода сквозь пальцы: программисты и менеджеры этого слоя – одна из наиболее мобильных категорий рабочей силы, а иного капитала, кроме интеллектуального, такие предприятия, в сущности, не содержат. Даже телеком – это хотя бы настроенная инфраструктура... которая «встанет», скажем, через недельку после ухода персонала. Оговоримся: телекоммуникационный «спрут», формируемый Ринатом Ахметовым,– иное дело: это вложения в будущее, которые можно даже – в случае крайне неприятного оборота политических дел – гипервыгодно продать. Но это – из тех исключений, что являются опорой правил.

Власти тащат Украину – в сопротивляющийся ЕС ли, в ЕЭП,– как страну аграрно-сырьевую. Ураинские аутсорсеры ПО и электронных услуг,– и без того изрядное шило в большой конкурентной заднице интеллектуального рынка Европы. И прагматичные политики готовы предъявить Украину Европе как страну сервисную,– понимая, что как «технодержаву» ее не потерпят. ИКТ по-прежнему не рассматривается как приоритетная отрасль – отсюда отсутствие экономико-правовых преимуществ,– таких как налоговые каникулы для инноваторов, например.

С экономической точки зрения – за два года отрасль пережила «революционный» всплеск персональных подключений к Интернет при существенно отложенном корпоративном спросе на каналы, технику и ПО в 2005-м году,– и затем размашистую реализацию этого спроса в 2006-м: такую, что целый ряд отделений международных ИТ-компаний в стране зафиксировал рост продаж в диапазоне от 40% до троекратного. Переходные процессы завершены, данный сектор экономики
вышел на определенную стабильность.

Его дальнейшее развитие может быть связано прежде всего с «очисткой» правил игры на рынке: преодолением противоречий в законодательстве и обеспечением подлинной прозрачности государственных регулирующих органов.

Тем временем, отечественные специалисты укрепляют международное положение украинского сегмента Интернет там, где это зависит исключительно от частной инициативы. Так, дочерняя структура ИнАУ – Украинская сеть обмена Интернет-трафиком (UA-IX) стала членом Euro-IX (www.euro-ix.net) – международной Ассоциации, объединяющей 40 сетей обмена трафиком, расположенных в 23 странах мира. Участие в ней Украины не только способствует открытому обмену опытом и новыми идеями, но и позволяет координировать развитие UA-IX с учетом европейского опыта и в полном соответствии с международными стандартами, предоставляет пользователям более быстрый и в целом менее дорогой доступ к европейским Интернет-ресурсам, делает «виднее миру» отечественные ресурсы.

Судьба последних, кстати, все больше беспокоит тех, чьи компании, казалось бы, являются только «транспортом» для передачи информации. И это не случайно. Рынок доставки сигнала в стране достиг определенной степени насыщения: мобильных телефонов больше, чем граждан, а к Интернет подключились на сегодня все, кто хотел и мог. Рост интереса к высокотехнологическим услугам на этом этапе может происходить преимущественно за счет оригинального контента – того
самого содержимого сайтов, файловых коллекций, электронных магазинов, мобильного аудио и видео. По мнению представителей правления ИнАУ, в этом году Ассоциация ожидает вступления в свои ряды значительной группы компаний-разработчиков этого контента.

Однако, как полагает член правления ИнАУ Александр Ольшанский, как только контент станет заметным сегментом ИКТ-рынка страны, его тут же попыткаются подвести под государственное регулирование,– скорее всего, расширив полномочия НКРС. Речь, вероятно, может идти о тех или иных формах лицензирования Интернет-ресурсов,– о которые нынче ломают копья и в США, и в странах ЕС, и в России. Привычное ожидание избыточного вмешательства государства в эту уязвимую область, граничащую с областью прав человека и гражданских свобод, уже сейчас беспокоит ИКТ-специалистов: так или иначе, они занимаются хранением и предоставлением доступа к контенту, и правовая атмосфера вокруг него – это их будущие прибыли или потери.

За круглым столом конгресса несколько наших коллег задались вопросом – а на каком основании вообще государственные структуры должны регулировать то, что на 90% процентов не сами создавали, во что не вкладывали средств и труда? – И сами себе ответили: госорганы заинтересованы прежде всего в сохранении самих себя и своей нужности – а это возможно лишь при неуклонном расширении зоны контроля. Как мы видим, в области Интернет это происходит ныне едва ли не повсеместно.

«Новый Регион» в ближайшее время продолжит разговор о том, ожидает ли украинский сегмент Интернет наступление цензуры.

Ссылки по теме:

В Верховной Раде зарегистрирована «мечта КГБ» >>>

Ахметов поможет приватизации «Укртелекома» в обмен на успех выборов-2009 >>>

США давят на Украину при помощи Microsoft >>>

Интернет-предприниматели Украины – против наступления силовиков >>>

На Украине готовится монопольный захват частот для новых технологий связи >>>

Украина: тотальный контроль под маской свободы информации >>>

СБУ: Интернет сделал свое дело, Интернет должен молчать >>>

Верховная Рада разрешила закрывать неугодные Интернет-сайты >>>

Киев, Ирина Бохно

© 2007, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Экспертиза, Крым, Конфликт на Украине, Политика, Технологии, Экономика,