В Черкассах киевский режиссер бесов гонял (ФОТО)
Премьерным спектаклем Александра Дзекуна открылся Второй международный фестиваль «Сцена людства»
Бес плоти – особый бес. И нет разницы, в каком столетии он безобразничает – в XVII или в XXI-ом. Главное – захотеть ему противостоять. Именно такую идею можно усмотреть в новом спектакле Черкасского академического областного украинского музыкально-драматического театра, которым и открылся Второй Международный фестиваль «Сцена людства».
В этом году на фестивальной сцене прилюдно изгнали «беса плоти». Все было почти по-настоящему: юная красавица, привязанная к дереву, корчилась в судорогах, хрюкала и кричала грубым мужским голосом, а «священник» кропил ее святой водой и молился. Зал замер от невиданного зрелища. А досмотрев пьесу до конца, взорвался овациями. Хеппи-энда не было, разрази его гром! Впрочем, что наделал этот гром вместе с молнией – рассказывать не будем, дабы не раскрывать главную интригу для тех, у кого просмотр «Беса плоти» еще впереди.
Для своей новой постановки на черкасской сцене киевский режиссер, народный артист России, Александр Дзекун выбрал историческую повесть современного украинского прозаика Валерия Шевчука.
В отличие от прошлой постановки Дзекуна на черкасской сцене (спектакля «Великий Льох»), в новой пьесе наличествует сюжет и взаимосвязь сцен, доступная даже такому простому зрителю, как автор этой статьи. Символизм тоже в наличии, но – понятный, привычный.
Целое стадо бутафорских овец на сцене и на прекрасном декоративном заднике (нарисованных в стиле подлинной киевской церковной фрески) символизирует нас, грешных – людей-человеков, заблудших и потерянных в этом мире среди многочисленных своих грехов.
Об этом же свидетельствуют и первые персонажи на сцене – выпивающие в корчме по поводу Святого понедельника селянки-молодицы в щегольских сапожках и белоснежных батистовых туалетах.
Такими их встречает странствующий монах и поэт Климентий (артист Виктор Коломиец). Чудаковатый, размышляющий о вечности священник-отшельник – образ особенно актуальный для искусства последнего полугодия. Как не вспомнить нашумевший российский фильм «Остров»? И вот – наш ответ киноиндустрии.
Иеромонах Климентий благостен, по-детски кроток, и в ответ на бесстыдные комментарии подвыпивших грешниц скромно читает им поучительные вирши начала XVII-го столетия: нескладные, но с высшим смыслом.
Одна из женщин – не пьющая и поэтому сразу вызывающая доверие у зрителя Пелагия (заслуженная артистка Украины Татьяна Крижановская), – как-то странно присматривается к Климентию и защищает его. Здесь, собственно, и начинается интрига пьесы.
Оказывается, что есть у Пелагии дочь на выданье – Тодосья (артистка Оксана Блащук), девушка прекрасная во всех смыслах кроме одного: завидев личность мужеского полу, теряет голову и замышляет плотский грех. Иеромонах понимает, что ему придется изгонять из несчастной беса плоти...
Что в спектакле радует: относительная непредсказуемость, стройная работа концепции «преступление-наказание», игра актеров, исполняющих главные роли. А если бы еще динамики прибавить, да сжать до минимума обширные сцены, когда действие останавливается, спектакль вполне мог бы смотреться.
Текст Шевчука, конечно, не обходится без банальностей, а в одном из эпизодов неумолимо напоминает рассуждения шутейной героини из к/ф «Формула любви». Но музыкальное и художественное оформление спектакля все компенсирует.
Красочный мир сцены изначально был задуман как образ современного Ковчега, где нашлось место не только людям, но и прочим тварям – огромным жукам, бабочкам, кузнечикам и, конечно, стаду баранов, смирно выглядывающим по бокам сцены.
Интересно, что эти четвероногие прообразы людей сотворены руками известного черкасского скульптора Сергея Шилимова: десяток овечек, баранов и козлов в почти что натуральную величину он соорудил, освоив новую технологию – виртуозно вырезая зверей разогретой струной из массива пенопласта.
Сначала задумывалось внутри животных разместить каркас, чтобы актеры смогли на них сидеть, а головы овец укрепить на пружинках: топнет кто-то на сцене ногой, а они «соглашаются».
Но технологическое удорожание работ помешало воплотить замысел режиссера, и вся отара осталась неподвижной:
«Работать с Александром Дзекуном очень интересно, – рассказала художник-постановщик спектакля Надежда Никифорова, которая когда-то вместе с режиссером училась в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. – Он творческий человек, и сцену знает «изнутри». У нас так принято было в ВУЗе – независимо от специализации, художник ты или режиссер, во время практики изучаешь и дело монтировщика сцены, и декоратора. Поэтому Дзекун может взять кисть, и где-то подправить декорацию. Наша совместная работа напоминала процесс игры, когда нужно импровизировать на заданную тему...».
А еще о Дзекуне говорят, что его спектакль – живой организм. От показа к показу
Режиссер успевает изменить концепцию. Так что «Бес плоти» все время в движении, трансформируется и изменяется просто на глазах.
Как не попасться ему на пути – каждый решает сам – особенно, после просмотра такой жуткой истории.
«Одна надежда – на батюшку», – артистки Татьяна Крижановская и Оксана Блащук в ролях Пелагии и бесноватой Тодосьи
«Не так-то просто выгнать нечистого из чистой души», – Тодосья (арт. Оксана Блащук) кажется просто неизлечимой
«Изыди, нечистый!» – иеромонах Климентий (арт. Виктор Коломиец) изгоняет беса при помощи Ангела-Хранителя (арт. Александр Павлютин)
Автор фото: Сергей Рыдванецкий, Черкассы
Черкассы, Елена Буевич
© 2007, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».