День космонавтики: Россия отбросит Украину, как ступень ракеты
12 апреля, День Космонавтики – повод поговорить о состоянии украинской космической отрасли. На первый взгляд, здесь все неплохо: после распада Союза Украине достались такие мощнейшие предприятия как КБ «Южное», «Хартрон», «Арсенал» и другие. Об этом пишет обозреватель РИА «Новый Регион» Елена Маргвелашвили.
За 15 лет независимости Украина заняла свою нишу на космическом рынке, используя и модернизируя советские технологии, и последние два года занимает третье место в мире по количеству коммерческих запусков на орбиту. Это в первую очередь запуски ракет «Зенит-SL» в рамках программы «Морской старт», а также «Днепр» и «Циклон-2» с Байконура.
Успехи украинской промышленности в сегменте рынка «легких» носителей, где предложение достаточно широко, объясняется демпингом. Цены на запуск «Днепра» ниже средних в 20 раз. Объясняется это просто: Украина не изготавливает новые ракеты, а берет из запаса. «Днепр» – это снимаемые с дежурства и подлежащие утилизации российские МБР РС-20 «Воевода». А программа «Циклон-2К» состоит в модернизации за счет средств России последних семи штук РН «Циклон-2». Кроме того, РФ оплачивает аренду Байконура и решает с Казахстаном экологические проблемы.
На Украине отсутствует ряд ключевых производств ракетной отрасли. Например, здесь нет своих стартовых комплексов. Для «Циклонов» и «Зенитов» они создаются в московском КБ транспортного машиностроения. А «большие» ракетные двигатели, которые устанавливаются на первых ступенях носителей, «Южмаш» изготавливает по лицензии подмосковного НПО «Энергомаш им. Глушко».
За последний год экспорт продукции предприятий ракетно-космического комплекса Украины в РФ составил не менее $52 млн., из России на Украину импорт соответствующей продукции составляет $72 млн. Сальдо явно показывает, кто кому нужнее.
В последние годы в России наметилась тенденция на разрыв сотрудничества с Украиной в космической отрасли. Это вызвано и поведением официального Киева, который устами президента Ющенко заявляет о приоритетности сотрудничества с НАСА и Европейским космическим агентством, и прагматичным расчетом. Зачем участвовать в проектах на паях с Украиной, когда Россия сама обладает полным производственным циклом?
Иметь дело с одним, а не двумя исполнителями удобней и заказчику. Вот почему Франция сделала выбор в пользу полностью российского «Союза-2», а не «Циклона-4». Российские, а не украинские специалисты были привлечены для создания южнокорейского носителя. Судя по всему, Россия будет затягивать вопрос участия своих предприятий в украино-бразильском проекте «Циклон-4», потому что ей выгодно перехватить этот заказ. Россияне уже начали разработку ракет семейства «Ангара», способных потеснить с рынка «Зениты». Уже готовы к запускам с Плисецка «Рокот» и «Космос». Зависимость РФ от украинских предприятий тоже сокращается: производители «Протонов» и «Союзов» перешли на отечественные комплектующие еще 10 лет назад.
Создать собственный полный цикл производства Украине не по карману. А рассчитывать на серьезное участие в проектах НАСА и ЕКА – просто иллюзия. США уже хватает своих носителей, Европа скоро закончит создавать полный цикл. На рынок можно было выйти с новыми технологиями, но таковых нет.
Ситуация осложняется еще и тем, что украинские носители довольно опасны: только пять из восьми запусков завершаются успешно. Яркий пример тому – последние аварии. 27 июля 2006 года на Байконуре взорвался «Днепр», а 31 января этого года – в Тихом океане «Зенит-3SL».
Киев, Елена Маргвелашвили
© 2007, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».