AMP18+

Киев

/

Крым не стал ни украинским Приднестровьем, ни украинским Татарстаном

30 июня исполняется 15 лет со дня принятия закона Украины «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым». Этот акт, если бы он реально был воплощен в жизнь, позволил бы АРК стать экономически независимым образованием в рамках унитарного государства – своеобразным «украинским Татарстаном», пишет обозреватель РИА «Новый Регион» Елена Маргвелашвили.

Однако после избрания Верховного Совета автономии и президента Крыма отношения Киева и Симферополя радикализировались. Казалось, полуостров ожидает судьба Приднестровья. Но и этого не случилось. Режим Юрия Мешкова пал, а «Закон о разграничении полномочий» и первая крымская Конституция были отменены. АРК сегодня имеет немногим больше полномочий, чем любая украинская область.

Крым уже был автономией, когда Украина объявила себя независимым государством. Принятию Конституции помешал так называемый августовский путч. После этого крымские власти были вынуждены корректировать свою политику, направленную на обретение федеративного статуса. В многонациональном Союзе достигнуть этой цели было бы проще, чем в озабоченной собственной унитарностью Украине.

Национал-патриоты, пришедшие к власти в Киеве, хорошо помнили слова гимна о единой стране «вид Сяну до Дону», но слабо представляли себе, что делать с территорией, явно отличной по культуре, языку и этническому составу от континентальной Украины. Любая просьба об особом статусе воспринималась Киевом как посягательство на территориальную целостность.

Во многом таким представлениям способствовали предсказания США о скором развале России. Националисты свято верили в будущую государственную независимость соседских автономий и потому боялись этой заразы у себя дома. «Процесс разделения Срюза на союзные республики является объективным, его остановить нельзя, он будет продолжаться вплоть до того периода., когда все 15 республик, а потом и автономные, например Татарская автономная республика, станут вполне самостоятельными государствами», – говорил Левко Лукьяненко, выступая в Крыму в 1990 году.

Уверения крымских властей в лояльности независимой Украине не помогли. Тогдашний спикер Верховного Совета Крыма выступал против затеянной оппозиционным «Республиканским движением Крыма» во главе с будущим президентом Юрием Мешковым кампании за проведение референдума о государственной независимости. Возглавляемое Николаем Багровым большинство 4 сентября 1991 года приняло «Декларацию о государственном суверенитете Крыма», в которой декларировалось уважение к территориальной целостности Украины.

В обмен за лояльность тогдашние крымские власти требовали договорных отношений с Киевом. Проект закона о разграничении полномочий был разработан еще в марте 1992 года, но Верховная Рада все медлила с его принятием. Наконец 22 апреля неожиданно принимается совсем другой закон «О статусе автономной республики Крым», существенно урезающий сферу компетенции региональных властей.

Однако на тот момент была уже очевидна слабость молодого украинского государства. Поэтому Верховный Совет Крыма не слишком рисковал, когда пошел на прямой шантаж Киева. 5 мая он принимает «Акт о государственной самостоятельности Республики Крым», а на следующий день Конституцию, которая вводила термин «народ Крыма» и устанавливала региональное гражданство. Кроме того, РДК удалось добиться постановления о референдуме о независимости. Верховный Совет Крыма поддержало командование Черноморского флота, выступившее с соответствующим заявлением.

Националисты в Киеве были и взбешены, и напуганы. Дело шло к утрате значительной части территории. Николаю Багрову пришлось выслушать немало грубости в свой адрес на заседании Верховной Рады, однако после этого украинский парламент все же принял закон о разграничении полномочий, правда, при условии, что Крым объявит бессрочный мораторий на проведение референдума и исключит наиболее «сепаратистские» положения своей Конституции.

Если бы эти события пришлись на «мирное время», возможно, АРК смогла бы реализовать все отвоеванные у Киева права, и вскоре бы республика стала процветающей. Но дело происходило на развалинах Союза, экономика стремительно рушилась, в следствии чего в Крыму стали нарастать сепаратистские настроения. В апреле 1993 года уже более половины крымчан выступали за изменение статуса Крыма.

На волне этих настроений первым президентом Крыма в 1994 году становится Юрий Мешков, набравший более 70% голосов избирателей, а его блок «Россия» берет большинство в региональном парламенте. Сразу же после своего избрания Мешков нарушает договоренности Багрова с Киевом о моратории на референдум. 27 марта в Крыму проходит консультативный опрос о восстановлении Конституции в первоначальном виде. «Да» ответило 78,4% проголосовавших.

Справедливости ради отметим, что договоренности нарушались и Киевом. Уже в конце 1992 года Леонид Кравчук вводит институт представителя президента в Крыму, который противоречил «Закону о разграничении полномочий». Не учитывал его и проект Конституции Украины. Однако к 1996 году, когда основной закон Украины был принят, все противоречия были уже ликвидированы.

Завившись как федералистская сила, новая власть Крыма не выдержала противостояния с Киевом, который на тот момент чувствовал себя уже способным принять вызов мятежной автономии. Кравчук сразу же вывел из подчинения Мешкова все силовые структуры. Крым перестал получать кредиты из центра, кроме того, туда прекратилась поставка горюче-смазочных материалов. Было создано региональное отделение Фонда госимущества вместо крымского Фонда, что затормозило приватизацию.

Ситуацию усугублял внутренний раскол в блоке «Россия». Непрерывные конфликты президента с парламентом заставили крымчан разочароваться в своих избранниках. Вот почему отмена Конституции АРК и «Закона о разграничении полномочий» весной 1995 года не вызвала массовых протестов. Вполне могли быть реализованы тогда и призывы крайних националистов о полной ликвидации автономии. Последствия того глубокого разочарования в собственных политиках Крым переживает до сих пор.

Киев-Симферополь, Елена Маргвелашвили

© 2007, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Запорожье, Киев, Экспертиза, Крым, Москва, Нижний Новгород, Одесса, Пермь, Приднестровье, Челябинск, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Юг России, В мире, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Туризм, Экономика,