AMP18+

Киев

/

Страсбург накажет Казахстан за «фосфорную катастрофу»

Авария на железнодорожном перегоне во Львовской области грозит обернуться международным скандалом: жители пострадавших населенных пунктов собираются подать иск в Европейский суд по правам человека. Об этом «Новому Региону» заявил член инициативной группы по защите прав пострадавших в «фосфорной катастрофе» Андрей Бурсов.

«Мы будем добиваться компенсаций от Казахстана», – заявил Бурсов.

По его словам, уже 20 жителей Бусского района Львовской области выразили твердое намерение обратиться в Страсбург.

«Сейчас мы дождемся выводов комиссии по расследованию нашей катастрофы, после чего найдем адвокатов и приступим», – рассказал Бурсов.

Впрочем, по мнению Андрея Бурсова, государственная комиссия сенсационных выводов не сделает.

«У нас часто бывает, что виновными остаются совсем не те. А мы, независимо от выводов комиссии, будем обвинять Казахстан», – заявил Бурсов.

Он выразил уверенность, что нарушение правил перевозки опасных химикатов и стало причиной трагедии. Бурсов добавил, что сейчас инициативной группе предстоит выяснить, кому принадлежали непосредственно цистерны, кто отвечает за безопасность перевозок и прочие моменты, необходимые для подачи иска.

На вопрос «Нового Региона» о том, кто помогает пострадавшим, Бурсов ответил:

«Да ни на кого мы не надеемся. Никому скандал не нужен. Хотя, я не исключаю, что накануне выборов, некоторые политики заявят о поддержке. Но Стратсбург – это длительный процесс, и надеется на эмоции не стоит. Мы пойдем до конца».

По словам Бурсова, пострадавшие от казахского фосфора будут требовать, прежде всего, оплаты медицинского обследования, причем качественного и объективного, а при необходимости – соответствующего лечения за счет виновного в аварии. Бурсов также сказал, что некоторые истцы потребуют моральной компенсации, другие настаивают и на независимой экспертизе почвы и воды. Стоимость всех исков, по словам члена инициативной группы, еще не известна. Однако уже сейчас «можно смело говорить о десятках миллионов долларов», заключил Бурсов.

Между тем, казахстанская компания-изготовитель желтого фосфора – «Казфосфат» – утверждает, что железнодорожные цистерны для его перевозки были в технически исправном состоянии.

«В соответствии с технологическим регламентом, они были переданы официальным представителям перевозчика – национальной компании «Казахстан темир жолы» (Казахстанские железные дороги) на станции «Асса» 5 июля 2007 года и были отправлена перевозчиком 6 июля в 01:50 времени Астаны поездом номер 3801», говорится в распространенном сообщении «Казфосфата», – говорится в сообщении казахской компании.

В Москве в Российских железных дорогах заявили, что осуществляли транспортировку фосфора только до границы с Украиной, пишет «Российская газета». В компании сообщили, что в РЖД есть специальные инструкции по доставке подобного рода химикатов. Они, в частности подразумевают, что, если в цистерне, перевозящей фосфор, обнаруживается неисправность, то ее отцепляют от состава и транспортируют на отдельный путь, максимально удаленный от гражданских объектов и станционных помещений.

«Казфосфату», безусловно, выгодно такое заявление, да и позиция россиян вполне объяснима. Тем более, что критическая ситуация, которая сложилась в начале 2006 года в «Казфосфате», не могла не ударить и по РЖД.

Напомним, что тогда «Казфосфат» был вынужден приостанавливать производство жёлтого фосфора из-за того, что склады оказались переполнены продукцией, предназначенной для потребителей европейских стран, но не было разрешения правительства России на её транзитную перевозку по российской железной дороге.

Тогда на складах ТОО «Казфосфат» скопилось готовой продукции на сумму свыше 20 млн. долларов. Ситуация привела к тому, что на Новожамбылском фосфорном заводе, считающемся одним из крупнейших в мире производителей жёлтого фосфора, была остановлена одна из трёх рудотермических печей.

После того, как Федеральная служба России по экологическому, атомному и технологическому надзору все же разрешила особо опасным грузам из Казахстана проезжать по России, «Казфосфату» долго пришлось убеждать прежних партнеров купить жамбыльскую продукцию.

Авария во Львовской области вполне может вызвать схожие проблемы «Казфосфата» и на Украине. Уже сейчас эксперты называют «фосфорную катастрофу» хорошим информационным поводом для ужесточения правил перевозки опасных грузов по украинским дорогам.

«Необходимо, чтобы перевозчик, который находится в Казахстане, имел сертифицированную систему качества, чтобы быть гарантом того, что тот вагон, который он направил на территорию Украины, полностью соответствовал требованиям», – заявил «Новому Региону» руководитель экспертной службы консалтингового консорциума «Менеджмент консалтинг групп» Дмитрий Подтуркин.

«Цистерна, принадлежащая определенной компании, ездит по нашим дорогам, а глубокое техническое обследование не проводится», – пояснил он причину беспокойства.

Справка «НР»: Товарищество с Ограниченной Ответственностью «Казфосфат» основано 27 октября 1999 г. Участниками Товарищества с 10 июля 2003 г. являются Компания «EnergoTherm B.V.» и Компания «UnterThermB.V.». Товарищество объединяет в себе следующие филиалы: Жамбылский филиал ТОО «Казфосфат» (Новоджамбулский фосфорный завод – НДФЗ); Таразский филиал ТОО «Казфосфат» «Минеральные удобрения»; Филиал ТОО «Казфосфат» Горно-перерабатывающий комплекс «Каратау»; Филиал ТОО «Казфосфат» «Железнодорожно-транспортный комплекс»; Степногорский филиал ТОО «Казфосфат» «Химический завод»; Шымкентский филиал (ЦСМС) ТОО «Казфосфат».

Филиал ТОО «Казфосфат» железнодорожно-транспортный комплекс представляет собой железнодорожное транспортное предприятие, которое оказывает услуги по перевозке грузов ж/д транспортом, и внутризаводские операции филиалам ТОО «Казфосфат» и другим предприятиям, находящимся в промышленной зоне г. Тараз. В ведении предприятия имеются четыре станции с выходом на пути общего пользования РГП «Казахстан Темиржолы», которые примыкают к подъездным путям станций Асса и Чайкурук в городе Таразе, и станции Каратау и Жанатас на Жанатаской промзоне.

98% продукции завода отправляется на экспорт в 27 стран мира, в частности, желтый фосфор – в страны Европы, триполифосфат натрия, фосфатное сырье – в Россию, Узбекистан и страны ближнего зарубежья, минеральные удобрения – в Китай.

Львов, Оксана Казакова

© 2007, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Крым, Москва, Львов, Центр России, Конфликт на Украине, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,