Ахметов отказался от коалиции с «Нашей Украиной» и ставит на БЮТ
Становится понятно, зачем был нужен скандал вокруг регистрации Блока Юлии Тимошенко в Центризбиркоме: поначалу, когда Партия Регионов планировала создать коалицию с «Нашей Украиной», она поддерживала скандал вокруг БЮТ, обеспечивая пиар Тимошенко. Когда же «бело-синие» отказались от коалиции с НУНС, они едва ли не силой заставили избирком зарегистрировать БЮТ. Об этом пишет обозреватель РИА «Новый Регион» Елена Маргвелашвили.
Скандал был супертехнологичен. Оппозиционному блоку отказывают в регистрации чиновники, представляющие правящую реакционную партию. Сторонники демократии выходят на улицы. В конфликт вмешивается президент, независимый суд и европейская общественность. Справедливость торжествует. Именно так ситуация выглядела извне. И только украинский зритель, привыкший кожей чувствовать своих политиков, с первого же дня не услышал в голосах участников настоящего драйва, переходящего в истерику. Это был спектакль.
Более внимательный наблюдатель не мог не заметить, что репрессии коалиции по отношению к БЮТ носили странно избирательный характер. Придирались к формальностям с адресами, но зато закрывали глаза на действительно принципиальный момент с формированием окружкомов. В них по закону должны входить представители действующих парламентских фракций, а БЮТ и «Наша Украина», как мы помним, в июне самораспустились. Характерно, что ЦИК включил представителей оппозиции в окружкомы еще до того, как административный суд отклонил иск Александра Мороза по этому вопросу. Как будто знали заранее, что решат.
Тимошенко шантажом вынудила Ющенко и лидеров НУНС высказаться в свою защиту, угрожая выйти из пакта о ненападении, заключенного на время избирательной компании. И президент, и его блок отмалчивались целый день. При этом близкие к Банковой аналитики не отказали себе в удовольствии проехаться в адрес лидерши оппозиции.
Все понимали: «регионы» просто дают Юле попиариться. Такая политическая щедрость объясняется двумя причинами. Во-первых, гонения на Тимошенко никогда не возмутят избирателя Януковича, скорее, наоборот. Во-вторых, тогда «донецкие» полагали, что им будет выгодно, если в соревновании двух «оранжевых» команд победит БЮТ. Это, как обещал Ринату Ахметову глава Секретариата президента Виктор Балога, подтолкнет НУНС к созданию широкой коалиции («ширки»), поскольку видеть Юльку премьером никто не хочет.
Пока Тимошенко пиарилась за счет «регионалов», в президентском лагере случились серьезные перемены. Главный идеолог «ширки» Балога впал в немилость. Поговаривают, что, доведя до конца аферу с роспуском парламента, он показал себя слишком эффективным менеджером (не столько антикризисным, сколько беспредельным), и его стали побаиваться. Ющенко гораздо спокойнее чувствует себя в обществе не хищников от политики, а расслабленных этнофундаменталистов в вышиванках. Для последних банальный тезис о том, что в политике нет друзей, а есть интересы – высшая математика. Этим «нацикам» не нужны ни друзья (их удовлетворяет своя хуторская тусовка), ни интересы.
Типичным представителем такой породы является Вячеслав Кириленко. Он против «ширки», поскольку трезво понимает: попав в компанию «донецких» он их не переиграет, даже имея своего премьера. Поэтому ему легче идти по пути наименьшего сопротивления. На выборах использовать светлый образ Ющенко, антидонецкие настроения и админресурс, объегорить Юльку, и под лозунгом единения команды Майдана торжественно вручить ей посты министров здравоохранения и образования.
В отличии от Кириленко, более опытный в политике Луценко понимал, что готовить нужно и запасной аэродром на случай, если БЮТ все же победит. Он даже рискнул на межпартийном съезде высказаться за ситуативные союзы с Партией Регионов. Но положение Луценко весьма шаткое. Его используют для привлечения голосов на парламентских выборах, но потом постараются отстранить: Ющенко не нужен такой харизматичный соперник. Позиция Кириленко и прочих этнофундаменталистов восторжествовала.
Увидев, что достигнутые договоренности о «ширке» рушатся (а именно она была тем условием, при котором Ахметов согласился на выборы), «донецкие» решили, что пиарить Юльку хватит. Во вторник Борис Колесников публично озвучивает позицию партии о невозможности коалиции с НУНСом. В этот же день административный суд Киева удовлетворяет иск Тимошенко.
Забавно было наблюдать, как представитель БЮТ настаивал на том, что ЦИК должна оспорить это решение, а представитель «регионалов» торопил коллег с регистрацией. Карты раскрылись. Стало ясно, кому этот конфликт нужен, а кого он уже утомил. «Донецкие» поняв, что союза с НУНС не будет, решили не давать лишних процентов «оранжевым» в целом.
А вот после выборов «регионы», скорее всего, вернутся к своей старой союзнице… Тимошенко. Поначалу они сторонились этой авантюристки. Осенью 2005-го отказались поддерживать ее план устранения Ющенко от власти (так Юля хотела отомстить за свою отставку). Но уже зимой того же года вместе солидарно отправили в отставку правительство Юрия Еханурова. Пережив глубокое разочарование «Нашей Украиной», которая весной подписала с ПР коалиционное соглашение, а потом переметнулась к БЮТ, «донецкие» вновь вернулись к Тимошенко. За небольшие услуги она «слила» голоса своей фракции при голосовании и за мораторий на продажу земли, и за Закон о Кабмине.
Видимо, в новом парламенте «регионы» вновь рассчитывают ситуативно использовать Тимошенко. Она, в отличие от вялого националиста Кириленко, всегда найдет, чем объяснить избирателю свое странное поведение.
Киев, Елена Маргвелашвили
© 2007, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».