Тимошенко и бензин: между «Приватом» и Путиным
«Разруливая» сегодня очередной бензиновый кризис, Юлия Тимошенко пожинает плоды как собственной деятельности на посту премьера в 2005 году, так и деятельности кабинета Януковича, при «жизни» которого самый крупный нефтеперерабатывающий завод Украины оказался под контролем группы «Приват», пишет обозреватель РИА «Новый Регион» Вероника Ост.
В начале этой недели сразу в трех регионах страны цены на бензин А-95 перешли отметку в шесть гривен (1,2 доллара). При этом в Крыму участники рынка прогнозируют дальнейшее подорожание до 7 гривен.
Эксперты полагают, что причин у нынешнего нефтяного кризиса две: внешняя и внутренняя. За последние годы Украина уже достаточно интегрировалась в мировую экономику, чтобы чутко реагировать на происходящие там процессы. В частности – на подорожание горючего.
Не последнюю роль в этом процессе сыграл кабинет министров Тимошенко образца 2005 года. Тогда, не найдя общего языка с российскими нефтетрейдерами, украинский премьер обнулила ввозные пошлины на бензин. Готовый продукт хлынул на территорию страны, при этом за нефть приходилось платить на границе, как и раньше. Это сделало невыгодным производство горючего из импортной нефти. В результате «встали на реконструкцию» сразу два из шести нефтеперерабатывающих завода – Одесский и Херсонский. Их контролировали россияне.
Импортная нефть продолжала поступать на Кременчугский НПЗ, который является основным фондом ЗАО «Укртатнафта». Это общество было создано в 1995 году указами президентов Украины и Татарстана. Украина вложила в новое дело производственные фонды. Россияне, точнее, татары обещались поставлять нефть и модернизировать НПЗ.
Все 13 лет существования «Укртатнафты» корпоративная жизнь общества изобиловала скандалами и конфликтами. Главной причиной стали 18% акций, переданных руководителям завода Владимиру Матыцину и Владимиру Димехину, материализовавшимся в образе двух оффшорных компаний – Sea Group (9,96% акций) и AmRUZ TRADING (8,336%).
Когда контроль за этими акциями перешел к татарской стороне, изначально владевшей 37%, она стала контролировать все предприятие. Это вызвало активное недовольство украинского государства. Оно в лице Фонда госимущества долго и безуспешно судилось за злополучные 18 %.
Через средства массовой информации татарам пеняли за невыполненную модернизацию, недозагрузку нефтью, реализацию продукции по бросовым ценам «своим» структурам, уклонение от уплаты налогов. За три года кредиторская задолженность предприятия увеличилась в четыре раза и составила порядка 3,7 млрд. грн, дефицит оборотных средств – 300 млн. Все эти обвинения были небезосновательны, однако как показали дальнейшие события, с нерадивыми татарами Украине жилось лучше, чем без них.
Как это ни странно, операция по передаче Кременчугского НПЗ олигархической группе «Приват», спонсору Тимошенко и Ющенко, произошла не при «оранжевых» правительствах, а при кабинете Януковича в 2007 году. 18% оффшорных акций в мае того года отошли «Нафтогазу Украины», который на тот момент уже владел 43% госпакета. Однако реальный контроль над заводом получила отчего-то группа «Приват», которая через аффилированное ООО «Корсан» владеет всего 1,2 % «Укртатнафты». Именно «Приват» осенью прошлого года сумел протащить на пост председателя правления свою креатуру – Павла Овчаренко.
В замене российского инвестора на отечественных олигархов возможно и не было бы ничего дурного, если бы нефть из недр Украины била фонтаном. Но дело обстоит иначе. Рейдерские забавы «Привата» не на шутку разозлили президента Татарстана Минтимера Шаймиева. «Видите, каким образом захватывает Украина нашу собственность – бандитским путем! Послали, наняли вооруженных каких-то ребят – пришли, привели свою команду и высадили, как говорят, действующую команду и заняли все должности. Вот вам демократия украинская. «Оранжевой» называйте ее после этого, «синей», «красной», какой угодно… Покушение на собственность не может иметь место в демократическом обществе», – публично возмущался президент.
В результате Татарстан прекратил поставки нефти на Кременчугский НПЗ. Предприятие было вынуждено перестроиться на отечественное сырье – нефть, которую добывает «Укрнафта», также подконтрольная «Привату». Ранее эту нефть гнали на Западную Украину. Теперь потреблявшие ее Надвирянский НПЗ и львовская «Галичина» оказались без сырья и встали. Да и Кременчугский НПЗ снизил объемы переработки на 40%. Таким образом, рейдерский захват «Приватом» всего одного предприятия самым серьезным образом нанес урон всей нефтяной промышленности Украины и как следствие – ее экономике в целом.
Ходят упорные слухи о том, что Тимошенко попросил вернуть НПЗ татарам лично Путин. Это якобы было одним из условий заключения выгодного для Украины газового соглашения. А операцию на месте вроде как контролирует посол России на Украине Виктор Черномырдин.
Однако весь ход нефтяной войны свидетельствует об обратном. Первую атаку на «Приват» правительство совершило еще в январе. Ее целью было лишить группу контроля над «Укрнафтой». Попытка не удалась, поскольку там у государства был недостаточно большой пакет акций. И тогда Тимошенко нанесла удар там, где у нее было явное преимущества: в «Укртатнафте» с учетом оффшорных 18% государство владеет 61% акций. Таким образом провести на предприятии собрание акционеров в своих интересах легче, чем высморкаться.
Смена руководства на Кременчугском НПЗ, которая неминуемо произойдет в ближайшее время, должна найти поддержку в украинском обществе. Ведь «приватовцы» за последние месяцы несколько раз демонстрировали, что им плевать на страну и ее энергетические проблемы. Сначала группа грозила продать свои акции «Укрнафты» «Газпрому», потом прикрыла самую большую сеть автозаправок, и, наконец, объявила о сокращении добычи газа в разгар «войны» с Россией. К тому же, какими бы ни были татары, их уход с рынка самым негативным образом повлиял на ситуацию с бензином в стране.
Тимошенко хочет сыграть на два фронта, с одной стороны, вернув татарскую нефть в Кременчуг, с другой, сохранив контроль над предприятием. «Укртатнафта» – это Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, как мы помним, который является самым большим производителем нефтепродуктов в Украине. «К сожалению, это предприятие было в предыдущие годы захвачено определенной коммерческой структурой, которая имеет там собственности аж 1,5%. А государство, которое имеет 62% (акций), не имеет там ни менеджмента, ничего», – заявила она журналистам.
То есть, Кабмин не намерен возвращать татарам оффшорные 18%, из-за которых они подали на Украину в стокгольмский арбитраж. Но при этом Тимошенко уверенно заявляет о том, что после смены руководства завод будет продавать бензин «по нормальной цене». А такое возможно только при условии возобновления поставок татарской нефти. Видимо, у украинского премьера есть некая договоренность с россиянами. Она надеется исправить ошибки прошлой каденции и восстановить внутренне производство бензина, чтобы сделать рынок независимым от внешних влияний.
Киев, Вероника Ост
© 2008, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».