Почему для русских на Украине Лужков предпочтительней Затулина
Ажиотаж, возникший в СМИ вокруг то ли слухов, то ли утечек об отзыве из Киева чрезвычайного и полномочного посла РФ Виктора Черномырдина, понятен. Российская внешняя политика вообще и на малороссийском направлении в частности все 17 лет независимости отличалась ситуативностью и спонтанностью, а потому сильно зависела от конкретных личностей, пишет обозреватель РИА «Новый Регион» Вероника Ост.
Заметим, что ротацию дипломата номер один, то есть американского посла, в Киеве воспринимают гораздо спокойней. А все потому, что украинская доктрина Вашингтона была сформулирована сразу же после распада Союза, а потом с незначительными вариациями воплощалась в жизнь демократическими и республиканскими госдепами.
Оно и понятно, Америка далеко и может, абстрагировавшись от чувств, разрабатывать на евразийской доске затейливые шахматные стратегии. Украина же с Россией, как бы кто не возмущался по этому поводу, – близкие родственники. А потому решение принципиальных вопросов о границе и Черноморском флоте проходило синхронно с дележом и приватизацией промышленных активов СССР. Занимались этим чиновники и директора, годами срабатывавшиеся в союзных министерствах.
Какая между такими странами может быть дипломатия?! Вот почему в 2001-м году в Киев назначили не профессионала, а газовщика и хозяйственника Черномырдина. Выбор определила близость его не столько с «Газпромом», сколько с Кучмой. Посол и президент часто встречались, охотились, выпивали. Думается, Леонид Данилович, переживший кассетный скандал и международную обструкцию, находил утешение в беседах с другом.
Параллельно решались кой-какие дела. К концу второй каденции Кучмы российский капитал контролировал по разным оценкам от 25 до 40% украинской экономики, четыре из шести нефтеперерабатывающих заводов, почти половину облэнерго, до 90% цветной металлургии.
Работая диспетчером по продвижению тех или иных бизнес-проектов, российское посольство отнюдь не отстаивало интересы самих бизнесменов. Чего стоит история с Константином Григоришиным, которого конкуренты подвели под ложное обвинение в хранении оружия. Сотрудники посольства не явились ни в СИЗО, ни на суд. Украинские адвокаты, ведущие дела россиян, жалуются, что консульство и посольство не выполняют даже элементарных бюрократических процедур в отношении тех, кого должны защищать.
Порочность такой прагматичной внешней политики привела к тому, что на президентских выборах в 2004 году Россия поставила не на того кандидата. Отрицательный имидж Януковича значительно ухудшил отношение к северо-восточному соседу.
С приходом «оранжевых» выяснилось, что у россиян на Украине есть только активы и капиталы, но нет никаких механизмов для того, чтобы их защитить. И тем более для того, чтобы как-то влиять на власть. По всей стране в 2005-м прошли проверки КРУ и реприватизационные наезды на предприятия российских собственников.
Общественное мнение также было не на стороне России и россиян. Выяснилось, что значительные бюджетный средства, распределяемые в том числе и через посольство, оседали в карманах активистов пророссийских организаций, абсолютно не пользующихся влиянием. А русские граждане Украины тем временем были вынуждены отдавать своих детей в украинские школы, поскольку количество русских учебных заведений неуклонно сокращалось. Выросло целое поколение, которое не может писать на родном языке. Начался необратимый процесс изменения самоидентификации русских на Украине.
На все это Россия смогла отреагировать только программой переселения русских. К счастью, российское посольство провалило и ее, переселив за все время всего 120 семей.
Сейчас российская внешняя политика выглядит вообще шизофренично. С одной стороны, никто не отменял программу переселения, с другой, вливаются огромные бюджетные деньги в фонд «Русский мир», который должен поддерживать все русское в СНГ. То есть, одновременно проводится и эвакуация со сданных территорий, и экспансия на них же.
Что касается бюджета «Русского мира», то осваивать и распределять его с удовольствием возьмется любой российский чиновник. Вот почему слухи об отставке Черномырдина могут быть инспирированы его конкурентами отнюдь не в дипломатической среде, а теми, кто изо всех сил хочет проводить бесконечные конференции и съезды. Господин Затулин, например, очень любит такие мероприятия. А родители в русских школах каждый год сбрасываются, чтобы закупить буквари, изданные в Томске, и другие учебники.
Приход в Киев «ястреба» вроде Затулина повлечет за собой череду громких заявлений и скандалов, но ничуть не улучшит жизнь тех, кого сейчас называют соотечественниками. Какой бы фантастической ни казалась идея с назначением Лужкова, если вдуматься, такой человек и нужен России на Украине. Помимо определенной системы политических взглядов у Юрия Михайловича и его жены – здесь солидные активы. Есть надежда, что защищая себя, он не забудет и собратьев по инвестициям.
Именно русский капитал, уже давно работающий на Украине, должен расширять границы Русского мира, а не пресмыкаться перед «оранжевыми» властями. Четко сформулированная внешняя политика обеспечит и экономическую, и культурную экспансию. Способна ли на это современная Россия – большой вопрос.
Киев, Вероника Ост
© 2008, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».