Пристрелка закончилась. Началась война
Только очень наивный и романтичный человек мог ожидать, что Грузия сможет оказать реальное военное сопротивление российской армии, пишет обозреватель «МК в Украине» Андрей Ганжа. Особенно во главе с президентом Саакашвили, который, нашкодив в Южной Осетии, криком закричал об «отказе от военных действий», как только российские танки прошли через Рокский тоннель. И начал прятаться от пролетающих самолетов под бронежилетами охранников. Так что все имевшие место военные действия – это было так, пристрелка. Основное начинается сейчас.
Кибернетическая война
А, все-таки, не зря на последнем саммите НАТО кибертерроризм был назван в числе основных угроз 21 века. Августовский кавказский опыт показал, что все начнется с кибератак.
Yuga.Ru, онлайн-ресурс южных регионов России, уже 8 августа сообщил о массированной DDoS-атаке южноосетинских сайтов, размещавших сведения о ходе боев. DDoS-атака («распределенный отказ в обслуживании») – это осуществление действий, при которых на сайт поступает такое количество запросов, с которым он не в состоянии справится и в результате лишается возможности функционирования в рабочем режиме. С ночи 8 августа в результате такой атаки была нарушена работа официального сайта Госкомитета по информации и печати Южной Осетии и стали недоступны сайты информационного агентства «ОСинформ» и Осетинского радио и телевидения.
В ответ российские хакеры, или, как их называют, «хакеры, симпатизирующие осетинской стороне», очень быстро сайты президента и парламента Грузии, а также практически остановили работу интернет-ресурсов грузинских МИДа, МВД и Министерства обороны. Попало и информационным агентствам: был взломан и практически уничтожен один из ведущих грузинских интернет-ресурсов «Грузия on-line».
Грузинам было бы совсем плохо, если бы на помощь не пришла Европа. Польский президент Лех Качинский предоставил Грузии свой официальный сайт, а на популярном блог-сервере Blogspot.Com был развернут Интернет-дневник грузинского МИДа.
Российские DDoS-атаки заставили ряд грузинских сайтов перенести хостинг в США, на площадку американской компании TULIP Systems. Но хакеры и там продолжали ломать грузин. «Атаки носят массированный характер и происходят одновременно примерно с пятисот адресов, все из которых находятся в России, главным образом в Москве и Петербурге» (Тома Берлинг, временный руководитель TULIP Systems).
Россиянам тоже доставалось, и проблемы были у сайтов РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, ИА REGNUM, Lenta.ru, газет «Известия» и «Твой день», а также сайт радиостанции «Эхо Москвы». В общем – резвятся ребята!
Хотя, какие там ребята. Ведь это не стихийный всплеск эмоций, а целенаправленная организованная работа. И, в этом отношении, у России есть очень неплохие шансы. Ведь РФ, как авторитарное государство, имеет гораздо более высокий мобилизационный потенциал. То есть, способность организовать общество, или какую-то его часть, ндля решения определенных задач. Уже 11 августа Госдуме прошел круглый стол прокремлевских молодёжных движений, где обсуждался вопрос о том, как реагировать на войну в Южной Осетии. Один из лидеров «России молодой», Максим Мищенко, заявил там о необходимости организации англоговорящих людей, для написания текстов и «заливки» их на западные Интернет-ресурсы.
Судя по всему, слова с делом у «России молодой» не очень расходятся, что уже почувствовала на себе CNN. Этот ресурс предложил аудитории оценить действия России по отношении к Грузии. И, совершенно неожиданно для организаторов, 92 % голосов (более 329 тыс. человек) было отдано за вариант ответа, признававший поведение России миротворческим, и всего 8% оценили происходящее между двумя странами как вторжение в Грузию. Просто удивительно, как быстро Россия смогла организовать флешмоб-накрутку, т.е. спланированную массовую акцию, когда большая группа людей фиксирует свое присутствие в оговоренном месте.
CNN, кстати, быстренько закрыла это голосование. Понять их можно: демократия демократией, но когда такие результаты!!!
Дипломатическая война
Но это все – только начало будущих кибервойн, о котором через десятилетие будут вспоминать с ностальгией, как о невинной детской шалости. Основные геополитические результаты конфликта будут сформулированы с использованием старых дипломатических методов – давления, угроз, «кнута и пряника».
На сцене европейского и трансатлантического театра Россия осталась практически в одиночестве, Белоруссия не в счет. Осталась, одетая в маску бандита, издевающегося над невинной жертвой – жующим галстук Саакашвили. Уже никого не интересует право нации на самоопределение, разрушенный Цхинвали, работа «Градов» по мирному населению.
И даже гибель миротворцев, действовавших по мандату международного договора. Но международный европейский хор звучит как-то странно, в диссонанс (звучание тонов, «не сливающихся» друг с другом). А, порой, просто как какофония (сочетания звуков, производящие впечатление беспорядочного, хаотического их нагромождения).
Пример? Пожалуйста. Кандолиза Райс, снуя между Тбилиси и Брюсселем, везде провозглашает необходимость превращения России в «страну-изгоя», путем изгнания ее из «Большой восьмерки» и недопущения в ВТО. И тут, вдруг, статья министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибенда. В газете «The Times» от 20 августа: «Предлагаю сделать блага международной системы, необходимые Кремлю в экономической и политической сферах, рычагом воздействия на Россию, принуждения ее вести себя ответственно».
Как?
Во-первых, «гостеприимно принять Россию в такие структуры, как ВТО, – при условии, что российская сторона хочет подчиняться правилам».
И, во-вторых, «Я не поддерживаю идею исключить Россию из G8: это поощрит у россиян синдром жертвы нападок, подогреет российский реваншизм и позволит российской стороне позиционировать себя как защитника реформ в интересах тех, кто на данный момент не входит в G8».
Ай, молодец, этот потомок бойца Красной Армии и выпускник Оксфорда и Масачуссетского технологического института! Он прекрасно понимает, что закрытие доступа в ВТО – это не наказание России, а, скорее, награда. Позволяющая ей сохранить, например, свое сельское хозяйство. И пусть в нынешнем виде это хозяйство может вызвать только слезы, но какой потенциал! Ведь РФ производит 2% мировой сельскохозяйственной продукции, обладая при этом 10% мировых пахотных земель. В условиях надвигающегося продовольственного кризиса – это Клондайк. Который, если принимать правила игры ВТО, может достаться не России (читай – российской элите).
Ну, а что касается G-8, то и оттуда России есть куда уйти. Не так сложно назвать «великими» (great – G), Бразилию, себя, Индию и Китай. Ведь это BRIC, совокупное название четырёх быстроразвивающихся экономик начала XXI века. И это объединение к середине века опередит по совокупному ВВП всю «большую семерку» (без России) вместе взятую. Это прогноз главы отдела анализа мировой экономики «Goldman Sachs Group» Джима О'Нила. Так что не выталкивать из G-8 надо Россию, а за фалды держать. Что бы не сбежала.
Так что реакция Европы производит впечатление только декларативной. Конечно, действия Москвы – это «дикость», «вопиющая агрессия» (публичные выражения того же Милибенда, положение обязывает!), но «Вы же понимаете, зима на носу, газ, нефть, ресурсы…». Так что не должно удивлять то, что, в сухом остатке, экстренное заседание глав МИД стран НАТО не поддержало желание США «наказать» Россию. Экономические связи оказались крепче уз атлантической солидарности.
Восток – дело тонкое…
И как-то очень малое внимание было обращено на один «фрагмент из Путина». Когда российский премьер давал в Пекине первые оценки конфликта, он заметил, что проконсультировался «с Китаем, США и иными…». Сознательный ли это мессидж политика или поток неконтролируемого сознания человека – неважно. На первое место Путин поставил Китай.
Китайцы пас приняли и ответили достаточно откровенно. Было распространено мнение председателя КНР Ху Цзиньтао о том, что «если в ООН будет обсуждаться вопрос и готовиться какая-либо резолюция с осуждением России, то Китай будет с такой же осторожностью выбирать позицию, которая на давала бы повода для ухудшения отношений как с Россией, так и с Грузией». На дипломатическом языке это означает: «Делайте что хотите, мы не вмешиваемся».
О том, насколько большое значение придает Россия возможной реакции своих восточных партнеров, свидетельствуют и действия в отношении Батуми. «В отношении Батумского порта и нефтеналивного терминала, которым владеет Казахстан, никаких враждебных действий предпринято не было… У нас ситуация в корне пока отличается от Поти и других портов» (Серик Буркитбаев, глава АО «НК «КазМунайГаз»). И, как результат, «правительство Казахстана рассматривает возможность переориентировки казахстанской нефти, идущей через грузинский порт Батуми на экспорт, на внутренний рынок» (Карим Масимов, премьер-министр Казахстана). А что такое потеря доходов от транзита нефти – нам ли, украинцам, этого не знать?
Так что, абсолютно прав председатель грузинского парламентского комитета по вопросам внешних связей Лаша Жвания, когда заявил, что сегодня Грузия выигрывает информационную войну. Впрочем, только относительно влияния на Запад. «Азия и Ближний Восток – под российским влиянием».
И, в заключение, еще об одном моменте «с азиатским колоритом». В восточной дипломатической практике непоправимой ошибкой было «потерять лицо». То есть, публично уронить свое достоинство. Именно поэтому Медведев никогда не выведет войска из Грузии под давлением. Он уже согласился с «планом Саркози», снискав французскому президенту лавры миротворца. Но он не приступит к полному выполнению этого плана, пока у него над головой будет стоять, например, Кондолиза Райс и делать «Ай-ай-ай!». То ли пальчиком, то ли вводом в акваторию Черного моря кораблей ВМФ США, Канады и Польши.
А зачем ему это? Операция в Грузии подняла рейтинг российского президента до 76 % и мобилизовала российское общество. Так что, сделать сейчас что-либо под давлением – это будет признак слабости, который уронит престиж новой российской власти как внутри страны, так и за ее пределами. Особенно в Азии.
Уверен, что это прекрасно понимают медведевские оппоненты, ибо если не понимают – то, Боже, храни эту планету от дилетантов у власти! Но продолжают давить. Что приводит к очень неприятному выводу – завершение конфликта на Кавказе неинтересно никому. За исключением, как это не парадоксально, самого Медведева, для которого выгодно завершить конфликт в статусе «победителя» и по праву доброй воли.
Не позволят! А зачем им это? Развитие конфликта уже позволяет НАТО сосредоточить в Черном море группировку, по мощности уже сопоставимую с Черноморским флотом РФ. 18 судов – от начиненного приборами радиоэлектронной разведки штабного корабля десантных сил «Маунт Уитни» и до вооруженного 50-ю ядерными «Томогавками» эсминца «Макфоул». Совершенно неожиданно, для себя, Альянс обрел могучую «плавучую базу» в 1000 километров от Москвы.
Вот почему развитие «кавказской пристрелки» имеет шанс стать первым залпом четвертой мировой войны (третью Россия проиграла в 90-х годах, территориально сократившись до пределов эпохи царей Алексея Михайловича и Петра 1). Ибо характерное для предвоенного периода формирование «стай союзников» можно наблюдать уже сейчас.
А посредине стоит Украина, у которой два выхода. Либо присоединиться к одной из стай, либо, самим фактом своего географического положения, своими тысячью километрами между границами НАТО и России, удержать своры на расстоянии. Все-таки, какой-то шанс!
© 2008, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».