AMP18+

Киев

/

Российский политолог Евгений Минченко предложил стратегию разработки новой системы европейской безопасности

Украине следовало бы оставить неудачные попытки интеграции в НАТО, а вместо этого стать участником создания новой европейской системы безопасности с участием ключевых игроков ЕС и России. Такая система будет непременно создана в ближайшие годы.

При этом при подготовке к созданию новой системы безопасности Украина сможет добиться от России и ЕС предоставления новых гарантий территориальной целостности.

Об этом на конференции в Киеве заявил директор Международного Института политической экспертизы (МИПЭ) Евгений Минченко.

«Сегодня у украинской политической элиты есть уникальный шанс принять участие в формировании новой системы европейской безопасности и обеспечить максимальный учет своих национальных интересов. Если вы сами не позаботитесь о своих интересах, никто не будет их за вас лоббировать. У украинской элиты есть выбор – или уже сегодня активно включиться в формирование новой системы, которая все равно будет создана, или потом уже при шапочном разборе принять ту роль, которую ей предложат.

Первым шагом Украины может стать инициирование подготовки и подписания документов, дающих международные гарантии безопасности и территориальной целостности Украины со стороны России и Евросоюза, развивающих принципы Будапештского меморандума и при этом предполагающих конкретные механизмы реализации этих гарантий. Принятие подобных механизмов поможет снять вопрос, разделяющий украинские элиты и раскалывающий население – о возможном вступлении в НАТО. Наличие международных гарантий безопасности обеспечит украинский нейтралитет», – сказал он, передает корреспондент «Нового Региона».

«В то же время Украина может выступить одним из лидеров по разработке системы новой безопасности в Черноморском регионе и в Центральной Европе. Новые региональные площадки будут востребованы, поскольку существующие форматы не эффективны.

ОБСЕ неизбежно будет пытаться удержать реформу безопасности в рамках статус кво и придать ей логику косметических изменений. Межблоковый диалог по линии НАТО-ОДКБ, НАТО-ШОС, а также в рамках совета «Россия-НАТО» тоже имеет свои минусы. Диалог военно-политических блоков будет будить логику межблокового противостояния. Кроме того, за бортом переговоров окажутся внеблоковые страны (в том числе и Украина), а ведь именно для них сегодня проблематика реформы системы безопасности является наиболее животрепещущей», – отметил Минченко.

«Да и сами военные блоки, в первую очередь НАТО, сегодня находятся в стадии глубокой внутренней трансформации. К примеру, вхождение Франции в военную организацию НАТО свидетельствует о намерении ключевых европейских стран организовать передел сфер влияния внутри этого блока. Кроме того, принципиально важно включение в систему диалога о европейской безопасности стран Центральной Азии, которые значимы по целому ряду параметров – как источник не только энергетических ресурсов, но и коридор для экспансии радикального исламизма и для поставок в европейские страны наркотиков.

Межстрановой диалог с одновременным участием всех стран евро-азиатского региона также не является идеальной схемой, поскольку мы рискуем столкнуться с такой разноголосицей мнений, которая затянет переход к стадии внедрения», – добавил эксперт.

«Поэтому, на мой взгляд, имеет смысл выстроить систему концентрических кругов разработки новой архитектуры безопасности. В центре этой системы может быть диалог ключевых для безопасности Европы стран. Я имею в виду квинтет (Великобритания, Германия, Италия, Россия, Франция). В это ядро, таким образом, войдут Россия и наиболее экономически мощные страны Евросоюза, а также ближайший союзник США в нашем полушарии. В этом кругу имеет смысл выстроить первичный диалог о концептуальных подходах к европейской безопасности. Дискуссии политиков и государственных деятелей должны быть подкреплены еще более интенсивным общением экспертных сообществ этих стран», – считает он.

«В то же время диалог мэйджоров должен быть дополнен интенсивной работой в рамках региональных экспертных форумов (Центральная Европа, Черноморский регион, Балканы, Центральная Азия и т.д.). И в рамках этих форумов у Украины есть шанс занять лидерскую позицию», – уверен Минченко.

«Новая система европейской безопасности неизбежно будет иметь сетевой характер. Было бы логично, чтобы на экспертном уровне в этом диалоге участвовали и представители государств, не имеющих полноценного международного признания (Косово, Абхазия, Южная Осетия, возможно, Приднестровье)», – полагает он.

«Было бы также неправильно изолировать США от переговоров по новой системе европейской безопасности. В этом случае велик риск, что переговоры будут торпедированы. Поэтому полезны были бы консультации в формате 5+1 («европейский квинтет» + США). Также необходимо создание постоянно действующего американо-российского органа по образцу комиссии Гор-Черномырдин (или нескольких комиссий по конкретной проблематике, как предлагают наши американские партнеры). Необходимо провести инвентаризацию угроз для безопасности Евразийского континента и конкретных стран. Важно учитывать, что сегодня угрозы военно-политического характера уступают угрозам иного плана – экономического, террористического и т.д. Эта инвентаризация будет неполной, если мы не привлечем к ней представителей крупного бизнеса, в том числе и транснациональных корпораций, особенно задействованных в сфере ВПК и энергетики», – считает эксперт.

Киев, Анна Сергеева

© 2009, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, В мире, Конфликт на Украине, Политика, Россия,