Что стоит за новым скандалом вокруг убийства Гонгадзе Почему на Украине опять вспомнили, что заказчиком покушения был Литвин
На Украине вновь вспомнили об убийстве журналиста Гонгадзе: в минувшее воскресенье скандально известный майор Николай Мельниченко заявил, что «заказчиком» покушения является спикер Верховной Рады Владимир Литвин. Спустя два дня лидер Партии Регионов Виктор Янукович анонсировал роспуск парламента после избрания президентом, если там не будет создана новая коалиция. Эти два события связаны между собой, считает обозреватель РИА «Новый Регион» Вероника Ост.
Вне событийного контекста было бы сложно предположить, кто проплатил майору Мельниченко очередное разоблачение. Этот человек, изначально завербованный Евгением Марчуком, потом в «кассетном скандале» выступил на стороне Александра Мороза. При этом во время своей эмиграции в Чехии майор поддерживал контакты с администрацией «антинародного» президента Кучмы. Однако это не помешало Мельниченко сыграть против Украины на стороне Вашингтона уже в «кольчужном» скандале. Он брал деньги и у Бориса Березовского, которого потом обвинил в желании убить Кучму. Майор в 2005-м году обвинял «любого друга» Ющенко Владимира Третьякова в том, что тот пытается выгородить «убийцу» Кучму (тогда это было выгодно Тимошенко), а в 2007-м обвинил в утаивании переданных ей записей уже саму Тимошенко. Мельниченко был даже готов выступить в поддержку версии Кремля о причастности Березовского к убийству Анны Политковской, но потом от его услуг отказались.
Все это так, к слову. Гораздо интересней другое. За 10 дней до публичного заявления Мельниченко принадлежащая спонсору Януковича Ринату Ахметову газета «Сегодня» утверждала со ссылкой на собственные источники, что подозреваемый по делу Гонгадзе генерал МВД Алексей Пукач заявил на допросе в генпрокуратуре: он получил приказ убить журналиста от тогдашнего министра внутренних дел Юрия Кравченко, когда тот вышел из кабинета Владимира Литвина, главы президентской администрации.
Эта информация не может не насторожить тех, кто отслеживал новости по «делу Гонгадзе». В 2006 году находящийся в розыске Пукач обратился с открытым письмом к украинским властям. В нем он признал, что его подчиненные вели наружное наблюдение за Гонгадзе, однако отрицал свою причастность к убийству.
В то время киевский апелляционный суд слушал дело якобы исполнителей убийства офицеров МВД Протасова и Костенко. Пукач утверждал, что эти люди являются убийцами, но не Гонгадзе, а бизнесмена Белоцерковского. По версии беглого генерала, Протасов и Костенко согласились взять на себя другое преступление по договоренности со следствием. Заметим, что опубликовавший тогда же протокол следственного эксперимента сайт ОРД увидел в показаниях обвиняемых явные нестыковки и противоречия.
Письмо Пукача не показалось внимательным наблюдателям отчаянной попыткой оправдаться. Уже были известны результаты расследования Санкт-Петербургского журналистского агентства «АЖУР», в котором указывалось на странности поведения подруги Гонгадзе Алены Притулы. Она начала беспокоиться о судьбе Георгия через два часа после его исчезновения, а через 12 часов дала старт всеукраинской медиа-акции по поиску журналиста.
Есть свидетельства того, что и сам Георгий знал о готовящемся похищении и с азартом ждал его. Об этом в бытность журналистом Пятого канала заявлял в своей передаче нынешний народный депутат Владимир Арьев. По его словам, Гонгадзе накануне советовал не уезжать из Украины, потому что «скоро такое начнется». Аналогичные анонсы Георгий сделал еще нескольким людям. Одна из этих женщин, придерживающаяся «оранжевых» взглядов, призналась мне: «Не удивлюсь, если он до сих пор жив».
Пукач в своем письме утверждал, что «тело Гонгадзе», найденное в Тараще под Киевом, на самом деле принадлежит некому Сергею Сиренко. Генерал писал, что истерическая кампания по поиску пропавшего журналиста финансировалась Юлией Тимошенко и Петром Порошенко с целью дестабилизировать ситуацию в стране.
Вся эта разнородная информация позволяла предположить, что если Гонгадзе и убит (Алена Притула была буквально раздавлена горем), то не там, не теми и не тогда, а вся шумиха вокруг его исчезновения поднята с предварительного согласия журналиста и в политических целях.
В 2006 г Пукач угрожал в случае ареста обнародовать и другую известную ему информацию. Возможно, поэтому его безуспешно разыскивали еще три года по всему миру.
И вдруг в июле 2009-го Пукача обнаружили – в соседней с Киевской Житомирской области. Украинская пресса тогда высказывала удивление, почему резонансный арест произошел накануне президентских выборов. Кое-кому из журналистов он показался инсценировкой.
Сразу после задержания бывший адвокат Пукача Сергей Осыка был отстранен от защиты. Его заменил предложенный генпрокуратурой Николай Лаптиев. Именно он заявил, что генерал во всем сознался и сотрудничает со следствием. Многие заподозрили в этом очередной политический сговор и стали ждать громких разоблачений. И дождались.
Фамилия Литвина всплыла в деле Гонгадзе сразу после опубликования пленок Мельниченко. На них он говорит немного, больше поддакивает Кучме, когда тот рассуждает о том, что Гонгадзе нужно отдать чеченцам. Правда на другой записи Леонид Данилович утверждает, что идея переправить борзого журналиста в Ичкерию принадлежит «Володе». Как бы то ни было, сам Мельниченко даже не удостоил Литвина отдельной главы в своей книге «Кто есть кто на диване президента Кучмы», изданной в 2002 году.
Зато автор другой книги – «В центре кассетного скандала» – Владимир Цвиль приводит интересное воспоминание журналистов Юлии Мостовой и Станислава Пиховшека, встретивших Владимира Литвина сразу после обнародования пленок Мельниченко:
«Перед ними предстал полностью потерянный Владимир Литвин. Глава администрации президента находился в шоковом состоянии – он сидел за столом, обхватив руками голову, и готов был вот-вот заплакать. Обращаясь к знакомым журналистам, он запричитал: «Это не я, честное слово. Я не убивал и не знаю, кто это сделал. Я здесь ни при чем, я только докладывал ему и передавал его распоряжения!»
О том, что Литвин является «заказчиком» убийства Гонгадзе, заговорили значительно позже – перед парламентскими выборами 2006 года. Тогда спикер откровенно мешал выяснять отношения в треугольнике Ющенко-Тимошенко-Янукович. Возможно, в связи с этим в прессу была вброшена мелодраматическая история о безответной любви Литвина к Алене Притуле, которая предпочла ему Гонгадзе. Якобы за это седовласый глава президентской администрации страшно отомстил журналисту.
Тогда Блок Литвина в парламент не прошел. Зато в 2007 году, когда он оказался нужен крупным политическим игрокам как прокладка для нескладывающейся коалиции, о его причастности к резонансному убийству никто не вспомнил. Литвин не только оказался в парламенте, но и через год стал спикером.
И вот снова Гонгадзе. Почему? Как противник на выборах Литвин с его 4% не страшен никому. Зато после выборов он как руководитель парламента и маленькой, но гордой фракции, становится важной персоной.
Судя по тому, как вальяжно и расслаблено спикер проводит свои встречи с избирателями, он уверен в своем положении после выборов. Если проанализировать ситуацию, то логично предположить, что гарантии на будущее ему дала Юлия Тимошенко.
Дело в том, что премьер не проигрывает при любом исходе выборов. Если она побеждает, то без труда перетаскивает в парламентскую коалицию бизнес-крыло Партии Регионов (переговоры с тем же Ахметовым уже проведены). Если же президентом становится Янукович, у Тимошенко все равно остается, пусть непрочная, но коалиция, которая позволит трепать нервы новому главе государства точно также, как и Ющенко. Этой заманчивой перспективой она рассчитывает удержать при себе не только своих морально нестойких депутатов-бизнесменов, но и фракцию Литвина, дорожащую помимо прочего еще и креслом спикера.
Похоже, что эту безрадостную перспективу осознали и в Партии Регионов. Ситуация почти патовая. Спонсоры лидера не хотели бы тратиться в нелегкое кризисное время на внеочередные парламентские выборы, о которых отважно заявляет Янукович. Тем более, что впереди не менее важные местные выборы. К тому же премьер Тимошенко может проигнорировать указ о роспуске, как она это сделала в прошлом году, когда Раду пытался разогнать Ющенко.
Легитимным основанием для роспуска может стать только развал коалиции. А развалить ее может только Литвин (если НУНС пойдет навстречу пожеланиям президента Януковича, то рискует не взять вообще ни одного голоса). Но спикер не уверен в своих электоральных перспективах, а потому предпочитает держаться за юбку Тимошенко.
Вот почему «Регионы» пустили в ход тяжелую артиллерию (утечки из подконтрольной генпрокуратуры) и легкую кавалерию – всеядного Мельниченко. Характерно, что очередное разоблачение майора поддержала адвокат Татьяна Монтян, уже создававшая «регионалам» нужный пиар фон в «педофильском скандале».
Президент Ющенко не может не поддержать атаку на спикера. Он готов на все, лишь бы избавиться от Тимошенко во власти. А потому, если Владимир Литвин окажется несговорчивым, стоит ожидать дальнейших утечек из генпрокуратуры, а, возможно, и публичных заявлений Алексея Пукача, «активно сотрудничающего со следствием».
Киев, Вероника Ост
© 2009, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».