AMP18+

Киев

/

Социолог предупреждает об опасности «бархатной автокефализации» УПЦ МП

Среди окружения Киевского митрополита Владимира по-прежнему сильны позиции сторонников выхода Украинской Православной Церкви из Московского Патриархата: угроза «бархатной автокефализации» УПЦ МП сохраняется.

Об этом заявил российский социолог Сергей Баранов, заведующий лабораторией информационно-образовательных технологий социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

«Терпение и смирение Блаженнейшего митрополита Владимира, его твёрдость сохранить Церковь в кризисные десятилетия вызывает преклонение. В этом – его историческая миссия. Однако же действия других лиц вызывают оторопь. А они-то во многом и определяют политику УПЦ МП сегодня», – отметил эксперт.

«Дальнейшее обособление от РПЦ не имеет под собой никаких оснований и, более того, опасно. Без чёткой линии против автокефалии преодоление церковного разделения на Украине теряет свой смысл, так как вливание в УПЦ покаявшихся – на словах! – националистов и раскольников сделает сторонников единства с РПЦ меньшинством и вызовет новый раскол по национальному признаку на сторонников большой русской и украинской наций. Всё это может произойти уже не при Януковиче, но в другой политической ситуации. И потому следовало бы предотвратить это уже сейчас», – полагает ученый.

«Бархатная автокефализация» УПЦ Московского Патриархата под влиянием украинского национализма является наиболее серьёзной угрозой для Православия на Украине. Приведу исторические и теологические соображения, которые позволяют взглянуть на отношения УПЦ и РПЦ под другим углом зрения. Если создание автономной Русской митрополии Константинопольского патриархата в конце X-XI вв. с центром в Киеве было результатом Крещения Руси – действия воли её правителя св. Владимира, его окружения и миссионерской деятельности византийского Православия, то учреждение УПЦ МП всего двадцать лет назад трудно рассматривать иначе, как процесс дробления Церкви под влиянием доктринального украинского национализма и светских партий. Никакими требованиями защиты и сохранения веры оно не вызвано. Многие века Церковь на Украине, как во всей Западной Руси, называлась «русской», а не «украинской». Это мнение было устойчивым во всём Православном мире. Равно как и предки украинцев, имевшие свою этническую специфику, тем не менее, назывались русскими, (варианты – русинами, руснаками). Это слово на Украине ныне запрещено даже по отношению к жителям России и к историческим «русским» украинцам, или же используется профессиональными русофобами для всяческого оплёвывания. Между тем, не менее половины современных этнических украинцев являются частью русской нации. Какая же у них должна быть Церковь, если не русская?» – отмечает Баранов.

«Мы не будем кривить душой – речь идёт о судьбе на Украине именно Русской Православной Церкви, как единой Церкви вообще. И другой на Украине нет и не будет. В качестве же альтернативы могут появиться 5 осколков Церкви и сотни тоталитарных сект. РПЦ и есть поместная Церковь украинцев, существующая 10 веков, как напомнил Патриарх Кирилл в обращении к экс-президенту Ющенко», – акцентирует внимание эксперт.

«Если Русская Православная Церковь оформилась в рамках митрополии как полностью автокефальная только накануне падения Византии (1448) и фактического подчинения Константинопольского патриархата мусульманской Османской империи (1453) с одной стороны, и, с другой стороны, духовного подчинения католическому Риму в рамках Флорентийской унии (1439), то Украинская Православная Церковь оказалась в ситуации автокефалии под влиянием распада СССР и самой церковной организации (иерархии) на Украине. В 1990-1991 гг. политики и некоторые церковные деятели как бы поставили верующих перед фактом. Тем не менее, создание УПЦ не уберегло её от выделения «Киевского патриархата», а западные епархии от униатского разгрома. Наоборот, обособление УПЦ только способствовало раскольнической деятельности Филарета и будет способствовать подобным деятелям как соблазн. Так что в целом линия выхода из РПЦ является вредной. В какой-то момент должна быть остановка этого движения. И сейчас исторический момент подходящий», – полагает ученый.

«Автокефалию и национализм нельзя превращать в религию, так как при этом Православие исчезает, а остаётся только национализм. Об этом часто забывают многочисленные околорелигиозные публицисты Украины, раздувающие истерику вокруг речей и действий Патриарха Кирилла, молитвенно призывающего к сохранению единства хотя бы в рамках Русского мира. Речь идёт не о единстве земном, а о метафизическом единстве в Боге. Вопрос о единстве Русской Церкви выходит за пределы узкопрагматических политических расчётов, за пределы земной жизни. На уровне нацстроительства решить его невозможно. Автокефалисты же руководствуются не верой, а вполне земными соображениями увеличения своей власти над церковными институтами. Разделение Церкви в 1990-е годы приравнялось националистами дележу МИДа, таможни, МВД, железных дорог, границ, газопроводов, которые они жадно бросились присваивать. Это путь искусственного разделения и противопоставления, провоцирования расколов и греха, развала и вражды между христианами, путь Тьмы, а не Света. В то же время единение во Христе есть путь к спасению. Мнение Церкви определяется не пиаром и националистической пропагандой среди украинских обывателей о том, что неплохо бы иметь всё своё, в том числе и Церковь. Оно – за молитвенниками, монастырями, людьми верующими, воцерковлёнными», – резюмирует Баранов.

Киев, Михаил Рябов

© 2010, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Крым, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия,