Отец Андрей Кураев: Патриарх Кирилл не будет баллотироваться в президенты Известный миссионер ответил на вопросы читателей РИА «Новый Регион»
Возможность выдвижения Патриарха Кирилла в президенты России – всего лишь досужие сплетни. В недалеком будущем у Русской Церкви может появиться архитектурный стиль XXI века – например, храмы со стеклянными стенами. Известный сатирик Михаил Задорнов хулит христианскую веру, за что достоин неуважения. Об этом, отвечая на вопросы читателей РИА «Новый Регион», рассказал известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев.
Анонимно: Отец Андрей! Можно ли ожидать в ближайшее время, что многочисленные раскольники на Украине одумаются? и вернутся в лоно Матери-Церкви?
Отец Андрей: Признаюсь, мне очень трудно ответить на этот вопрос. Потому что я не знаю этих людей. Я даже не слежу за их Интернет-сайтом или прессой. Поэтому не знаю настроений, какие у них есть. Очень важно понимать, как то или иное событие выглядит в глазах другой стороны.
Надежда такая, конечно, всегда уместна. Но для того, чтобы что-то происходило, должно что-то происходить – или у них, или у нас. У них – что-то такое, отрезвляюще – пугающее. А у нас – может быть, что-то такое добро – обнадеживающее.
Александр. г. Славянск Донецкой обл.: Уважаемый отец Андрей.
Единства, по моему, не будет до тех пор, пока Московский Патриархат, первое, – не признает своей вины в столетних гонениях на староверов – лучших русских людей не пьющих, не курящих, работящих , многодетных...
Отец Андрей: Если честно, я вообще не очень понимаю эти спектакли, декларации коллективной ответственности какой-то одной большой группы людей за какие-то давно миновавшие исторические события.
То есть, с одной стороны, считается, что принцип коллективной ответственности не совместим с демократией, гуманистическим отношением к человеку. Каждый отвечает за себя.
С другой стороны, что-то в этом есть от мормонов. Мормоны – это такая секта, которая крестится за уже умерших людей. Члены секты объявляют: я сегодня войду в крещальную купель, потому что я крещусь за Александра Македонского, а в следующую неделю – за Александра Сергеевича Пушкина, и так далее.
Вот такое покаяние за события былых веков несут в себе что-то нечестное. Ненастоящее.
Другое дело, когда речь идет о переоценке. То есть, о том, чтобы в проповедях, в учебниках, в официальных документах Церкви давалась какая-то иная, не триумфальная оценка былых «побед». Вот это – реальный путь покаяния. Не в смысле биения себя в грудь и орошения слезами телекамер. А в смысле проецирования наших вечных ценностей на те или иные загогулины нашей собственной церковной истории.
Уверяю вас, в нашей церковной мысли, публицистике. проповеди – никакого триумфализма по поводу того, как мы этих проклятых еретиков, раскольников, староверов сжигали. Во всех серьезных православных книгах, касающихся этого вопроса, честно говорится, что огромная доля вины лежит на лидерах господствующей Церкви той поры.
Василий архитектор. Донбасс: Отец Андрей, известно, что архитектура отражает современную ей цивилизацию. Какую цивилизацию отражает «современная» архитектура нынешних строящихся православных храмов.
Серость, убожество, отсутствие вкуса и полная оторванность от СОВРЕМЕННОСТИ.
Ссылки на традицию – не выдерживают никакой критики, так как это даже традицией назвать нельзя, так как утеряны навыки проектирования в саженях!!!!
«Современные» православные храмы – это в лучшем случае Плохие образчики храмов ПРОШЛОГО.
Жаль, что в сравнении с архитектурой храмового строительства в Европе, наше храмовое строительство просто убогое.
Отец Андрей: Всегда можно взять неудачный пример родной в реальной жизни и очень удачный момент в жизни зарубежной. Сопоставить две фотографии, или две цитаты, сказать: «вот у них – не так, как у нас».
Но если сравнивать типовые модели, то, уверяю вас, типовые модели современных католических храмов вызывают просто изжоговое настроение.
Я этим летом довольно много провел в Италии. Во время своих европейских поездок я был поражен деградацией вкуса тех художников и архитекторов католических, которые пробуют быть актуальными. Очень часто просто приходишь в изумление – ну как люди, которые могли создать такие шедевры в недалеком прошлом, архитектурные, скульптурные, живописные, как они могут до такого безвкусия докатиться сегодня?
Какие-то постройки такие с претензией на модернизм, а, на самом деле, напоминающие чайники фирмы «Тефаль», вот они – то там, то там встречаются.
Еще страшнее бывает, когда в одном и том же храме в одном пределе видишь роспись, скажем, XVII века, а иногда и более древнюю, а в другом – будет стоять какая-то загогулина в модернистском духе. Как это совмещается – ума не приложу.
Так вот, в современной западной архитектуре есть удачи и неудачи. Точно также в русской православной архитектуре.
Наш собеседник, думаю, в значительной степени прав вот в каком отношении. Пока у нас еще не сложился стиль православной архитектуры именно XXI века. Пока совершенно понятно, что Церковь, которая вышла из руин, она, естественно, стремится восстановить то, что было в дореволюционные времена. И понятно, что у очень многих людей, в том числе архитекторов и заказчиков храмов, мышление работает в сторону реставрации. Я думаю, что это пройдет, и уже в следующем поколении мы обратим внимание, как в западном мире, Канаде, США, русские зарубежные приходы в XX веке строили свои храмы. Там были очень интересные необычные проекты. И у нас, я думаю, это тоже будет появляться.
Например, в Минске есть Дом милосердия. Это очень интересный синтез больницы и храма приходского. И вот стены, соединяющие храм с больничным комплексом, полностью выполнены из стекла. А дальше начинается уже иконостас. То есть, стены храма – это стекло. Удивительно светлый и открытый получился храм. Храм человеческий, вписанный в храм Божий. И в этом храме довольно много молодежи. Студенты туда приходят.
Так что, я думаю, свой язык мы найдем, он появится, и со временем специалисты будут говорить: «вот это – икона XXI века». Каноническая, но именно XXI века, а не XVII или XVIII. Не просто ремейк, а что-то необычное. Точно также будут говорить: «это – особенности русской храмовой архитектуры XXI века».
Появится все это. Столетие только началось.
NN(Севастополь): Глубокоуважаемый отец Андрей. У меня к Вам ряд вопросов... Не планирует ли наша Церковь... бороться с ...проявлением «украинского» национализма... Когда наведет наша Церковь здесь порядок и сошлет этих епископов (сочувствующим националистам, – ред.) хотя бы в Соловецкий монастырь на покаяние? ...Не считаете ли вы, что... никаких «украинцев» нет – это миф, созданный австрийскими спецслужбами и насажденный затем большевистскими комиссарами.
Отец Андрей: Во-первых, Украинская Православная Церковь является самоуправляющейся Церковью. Поэтому никакой зарубежный центр не может изымать граждан Украины, пусть даже они в сане епископов, и куда-то ссылать за пределы других государств.
Второе: слово «национализм», я чувствую, очень своеобразно понимается автором этого вопроса. Я тоже не знаю, что такое «национализм». Если это – любовь к своему родному языку, культуре, народу, то что же в этом плохого? Это отнюдь не является грехом для епископа. Если же автор вопроса связывает слово «национализм» с каким-то превознесением одной нации над другой – то, честное слово, я не знаю таких украинских епископов, ни одной проповеди, где украинский архиерей нашей Церкви сказал, что, вот, «украинцы умнее русских», «украинцы добрее евреев» или что-то подобное.
Так что не вижу оснований прилагать слово «национализм» в ругательном смысле прилагать к нашим украинским епископам.
Андрей, Молдова (Приднестровье), Тирасполь: многоуважаемый отец Андрей! Прошу Вас ответить на такой вопрос. Планирует ли Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетить Молдову и Приднестровье в частности? Если да, то очень был бы рад со всем православными людьми Молдовы узнать, когда это произойдет?
Отец Андрей: Я убежден, что такой визит будет. Возможно, что в следующем году. Я не знаю планов Патриарха, но знаю, что и на самом высоком уровне, на уровне епископов в Молдавии, Патриарх, конечно же, ожидаем.
Дмитрий, Пермь: Почему такое негативное отношение у Вас к Михаилу Задорнову?
Отец Андрей: Во-первых, мне не нравятся любые клоуны, которые пробуют выдавать себя за специалистов в вопросах, выходящих за рамки цирковой арены.
Если бы Задорнов не пробовал высказывать свои суждения на тему религии и Православия, языкознания, просто вышучивал бы те или иные грани современной жизни, у меня было бы к нему вполне доброе отношение. А так – я, конечно, вынужден относиться с глубочайшим неуважением к его агрессивно диктантским попыткам изуродовать историю, русский язык и, уж тем более, похулить христианскую православную веру.
Анонимно: Признает ли РПЦ независимость абхазской и юго-осетинской паствы от Грузинской Церкви?
Отец Андрей: Я не являюсь участником переговоров между Русской и Грузинской Церковью. Более того, я не знаю, есть ли этот вопрос в повестке дня этих переговоров. И поэтому сказать тут ничего не могу.
Пользуясь своим статусом неучастника, я бы даже сказал, некомбатанта, я стараюсь по мере своих сил помогать православной Абхазии. Поэтому, например, этой осенью я оставил преподавание в Московском университете ради того, чтобы стать преподавателем Абхазского университета. Я сейчас переехал в Сухуми для достаточно постоянного пребывания там.
Друг. Крым: Как Православная Церковь относится к автономным образованиям (республикам и т.п.)? Нужна ли Крыму реальная автономия? Христианство пришло к славянам из Крыма. Возможно ли сделать Крым сегодня свободным полуостровом, где будет создан духовный центр, на базе которого славянские народы вновь почувствуют себя единокровными братьями во Христе?
Отец Андрей: Я думаю, что статус Крыма должно определять, прежде всего, население самого Крыма. Это вопрос не ко мне. Каждый имеет столько прав, сколько он сумел добыть.
@н@рхiстЪ. планета Земля: Москва получила патриаршество не весьма законным способом, зачем же мешать становлению Украинской церкви (патриархата) и считать это становление незаконным?
Отец Андрей: Я думаю, что автор такого вопроса очень вольно трактует историю.
Для начала, скорее всего, он путают два вопроса: объявление автокефалии Московской митрополии, ее независимости от Константинополя, и второй – возведение Московского митрополита в ранг Патриарха.
Что касается первого, то да, действительно, московский епископат объявил свою независимость от Константинополя без согласования своей позиции с Константинопольским Патриархом. Но здесь надо учесть, что в ту пору не было в Константинополе православного Патриарха. А были униаты у власти. То есть, просто дальняя епархия, не подвластная византийскому императору, и поэтому была свободна от его политических нужд и замыслов, смогла сохранить Православие вне зависимости от политической конъюнктуры. Поэтому когда в Константинополе исчезла православная иерархия в результате принятия унии, соответственно, Русская Церковь изгнала из своих пределов кардинала Исидора, – митрополита, ставшего кардиналом, подписавшего унию во Флоренции. И тогда Русская Церковь решила самостоятельно управлять своей внутренней духовной жизнью.
Может быть, потом у Константинополя и было некое недовольство (когда он и сам, в конце концов вернулся к Православию), но, надо сказать, что никогда церковное общение и общение в Таинствах не прекращалось. Другие восточные Патриархи посылали своих послов в Москву, сослужили и так далее. То есть, не было литургическо-канонической изоляции у Московской Церкви в ту пору, не было той ситуации, в которой стоит Филарет уже 20 лет.
Вольный казак. Крым: Отец Андрей! Как Вы относитесь к идее выдвижения Патриарха Кирилла кандидатом на пост президента России на следующих выборах? Не будет ли это мощным стимулом к духовному возрождению славянского единства?
Отец Андрей: Это предмет для досужих сплетен, не более того. Абсолютно ничего серьезного за такого рода чесанием языков нет. Хотя бы по той причине, что мы с вами беседуем с людьми, живущими в другой стране – на Украине. Подумайте, каково придется православным людям множества стран, если окажется, что их духовным лидером стал президент какой-то другой страны?
Москва-Киев, Михаил Рябов
© 2010, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».