Россия предлагает отказаться от унитарности Молдовы и независимости Приднестровья
Глава МИД РФ Сергей Лавров рассказал, каким в Москве видят будущее Молдовы и Приднестровья.
В интервью радиостанции «Эхо Москвы» дипломат напомнил о меморандуме Козака, который должен был быть подписан сторонами конфликта еще в начале 2000-х годов.
«Родился меморандум Козака, который был на каждой странице завизирован президентами Молдавии Ворониным и Приднестровья Смирновым. Но на утро, в день подписания по причинам, о которых я даже сейчас не хочу говорить подробно, Кишинев отказался его подписывать. Суть этого меморандума заключалась в том, что будет федерация, в рамках которой Приднестровье является частью суверенной Молдовы, Молдова имеет все полномочия в том, что касается отправления функций субъекта международного права, Приднестровье обладает особым политическим статусом.
Ключевые моменты этого статуса и вообще всей договоренности состоят в том, что если вдруг Молдова утрачивает свой суверенитет (а такие намеки, так скажем, периодически возникают)... Да, имею в виду Румынию, да. ...то Приднестровье имеет право свою судьбу определять самостоятельно. То же самое относится к ситуации, когда вдруг Молдова свое конституционное положение о нейтралитете военно-политическом изменяет и вступает в какой-то военно-политический союз – не важно куда, налево или направо. Но в этой ситуации тоже Приднестровье будет иметь право решить, оставаться ли ему в едином молдавском государстве, или определить свою судьбу самостоятельно. Это базовые принципы, которые акцептованы всеми без исключения.
И, к сожалению, в 2005 году, вопреки подписанным Тирасполем и Кишиневом документам, где говорится, что это 2 равноправные стороны в переговорах до тех пор, пока не будет договоренности, о том, что, вот, нужно сохранять единство молдавского государства при определении особого статуса Приднестровья. И, вот, в 2005 году при президенте, между прочим, Воронине, лидере Компартии Молдовы был принят закон, который фактически требует, чтобы вся эта проблема решалась исключительно в рамках унитарного государства. Это отбросило все усилия по урегулированию далеко назад. При этом молдаване говорят: «Вот, мы дадим Приднестровью самую широкую автономию» и упоминают Гагаузию. Гагаузия уже является по молдавским законам автономным особым районом. Но гагаузы стонут от того, что никаких прав, которые прописаны в молдавском законодательстве, они не имеют. Поэтому это тоже, конечно же, в мозгах у тех, кто садится за переговорный стол», – описал Лавров ситуацию вокруг переговоров.
По его словам, на встрече представителей ПМР и РМ в Москве российская сторона будет убеждать их отказаться от крайних позиций.
«Если молдаване будут говорить «Мы можем вести дела только с позиции закона 2005 года об унитарном государстве», то Тирасполь, конечно же, скажет «А мы, левобережные ребята, можем разговаривать только с позиции референдума, который был, кстати, не один, о том, что мы независимы». Безусловно, нужно отойти от этих крайних позиций. Это так же, как Израиль и Палестина, грубо говоря. Но, правда, где-то посередине. Одно абсолютно ясно: нет никакой поддержки в какой-либо международной структуре идеи независимости Приднестровья. Нет никакой поддержки идеи о том, чтобы Молдова была унитарным государством. Нужно искать особый статус. Настолько, насколько мы можем интеллектуально, как бы, повлиять на этот процесс, мы будем стараться это сделать на московской встрече», – резюмировал Лавров.
Москва-Киев, Михаил Рябов
© 2011, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».