«Румыния должна быть низвергнута до уровня третьестепенного государства!» Авторская колонка
Прошедшая в формате «5+2» в Дублине встреча по урегулированию молдо-приднестровского конфликта продемонстрировала: почвы для диалога на политические темы между Кишинёвом и Тирасполем более нет. Высказывания руководителей Молдовы и их союзников в Румынии и на Западе также демонстрируют нежелание искать разумный, взаимоприемлемый компромисс с ПМР.
Всё это ставит перед приднестровскими руководителями и принимающей председательство в ОБСЕ с января 2013 года Украиной вопрос: что делать дальше? Чтобы на этот вопрос ответить объективно и непредвзято, следует окинуть взором всё масштабное полотно идущих событий. Начать следует с базиса – с экономики.
Об этом читайте в авторской колонке тираспольского политолога Андрея Сафонова, написанной специально для РИА «Новый Регион».
Экономика ПМР: между Востоком и Западом
Для экономики ПМР Восток – это Россия и Украина. Запад – это Евросоюз. Прочие регионы мира сейчас занимают сравнительно незначительное место в экспорте и импорте республики. Молдова в сфере экономики проводит курс, вытекающий из её политической ориентации – на евроинтеграцию. Правда, в ЕС брать РМ пока никто не собирается, но лидеры Кишинёва почти каждый день заявляют, что никакой альтернативы сближению с Западом и, в частности, с Румынией, нет.
Это важно отметить вот почему. Часть готовой продукции ПМР экспортируется в страны Евросоюза. Доля экспорта в среднем за все годы существования Приднестровской Молдавской Республики на Запад колебалась в среднем от 40 до 50% от общего экспортного объёма. В результате многочисленных молдо-приднестровских экономических конфликтов и противоречий был достигнут следующий сугубо временный компромисс: приднестровские предприятия оформляют свой экспорт через Молдову, регистрируются в Кишинёве, а в обмен получают определённые преференции в работе с ЕС.
Так тянется с 2006 года и до сего дня. Всё просто: и ПМР и РМ висят между небом и землёй; ПМР не добилась официального признания ни от одной из стран мира, а РМ так и не стала ни на один серьёзный шаг ближе к Евросоюзу. Однако теоретически ситуация может измениться.
Стратегия ПМР: разворот экспорта на Восток
Кишинёв заявляет, что осенью 2013 года возможны прорывные решения по линии РМ-ЕС. Правда, возможно, всё это накроется, но будем исходить из какой-то реальной основы под этими планами. В виду имеются предполагаемые молдовскими лидерами следующие составляющие.
Во-первых, договор об ассоциации между РМ и ЕС (хотя, что это такое с юридической точки зрения, во многом остаётся неясным).
Во-вторых, соглашение о безвизовом или существенно облегчённом визовом режиме между РМ и ЕС.
В-третьих, соглашение о свободной торговле РМ-ЕС.
Это означает следующее. ПМР должна будет присоединиться к Зоне торговли с ЕС, на что нацелена Молдова, а также выполнить все сопутствующие условия, выдвигаемые евробюрократами. Естественно, законодательные и подзаконные акты Приднестровья должны будут фактически утратить самостоятельность, а сама ПМР – фактически влиться в состав унитарной Молдовы на условиях Кишинёва.
Для ПМР это неприемлемо. Например, присоединение к Зоне торговли с ЕС означает: о присоединении к Таможенному Союзу и – в будущем – к Евразийскому Союзу или же к любому иному интеграционному проекту в рамках СНГ можно будет напрочь забыть. Но если ПМР и РМ официально осуществят «бракоразводный процесс», то приднестровские заводы и фабрики лишатся преференций в работе с ЕС, и начнут платить налоги, которые сделают «марш на Запад» невыгодным.
Таким образом, с западных рынков придётся уходить. И тогда придётся переориентировать экспортёров ПМР на Восток, на Россию и Украину. Эту работу надо начинать уже сегодня. Данная переориентация – в интересах Москвы и Киева.
Вхождение ПМР в ЕС неприемлемо!
Итоги переговоров в Дублине гласят: экономика ПМР подвергнется переориентации именно потому, что политический компромисс в вопросе создания общего образования в границах бывшей Молдавской ССР сегодня не просматривается. Прорумынские власти РМ в лице правящего «Альянса за европейскую интеграцию» за 3 года утвердили приднестровцев во мнении: ПМР однозначно не пойдёт в сторону Румынии и Евросоюза. Даже если некоторые высокопоставленные тираспольские политики, прикрывающиеся клятвами в любви к России, а на деле сориентированные на Молдову, ЕС (в том числе – Великобританию) и США, попробуют изменить внешнеполитический курс республики на Днестре.
Это должны чётко понимать в Кишинёве. Лидеры РМ и молдовские дипломаты должны убедиться: на предстоящей встрече в формате «5+2» во Львове зимой 2013 года нет смысла обсуждать политические вопросы молдо-приднестровских отношений вообще и статусные – в частности.
Лидеры АЕИ должны убедиться: их курс «в Европу через Румынию» виден из Тирасполя в мельчайших деталях. Видна и открытая политика Румынии по присоединению всей бывшей Советской Молдавии. Например, недавно разгорелся скандал в связи с тем, что Посол Румынии в РМ Мариус Лазуркэ публично объявил себя унионистом. А 4 декабря в СМИ сообщается, что дипломат прямо заявил: «Республика Молдова должна войти в ЕС в своих нынешних границах, признанных на международном уровне, и другая возможность в этом вопросе Бухарестом не рассматривается». Суть проста: РМ подчиняет ПМР, сближается с ЕС, а член ЕС и НАТО Румыния присоединяет к себе и Кишинёв и Тирасполь.
Все лидеры АЕИ единодушны в одном из крайне волнующих приднестровцев вопросов – об открытии российского консульства в ПМР. И премьер-министр РМ Владимир Филат, и лидер либералов-унионистов Михай Гимпу, и спикер парламента Марианн Лупу, и абсолютно лишённый всенародной поддержки, избранный депутатами от Альянса келейно президент Николае Тимофти – против такого открытия. По мнению официального Кишинёва, вначале Москва должна вывести свои войска из ПМР, а уж потом можно разговаривать о дипломатическом присутствии РФ в Приднестровье.
Таким образом, ставка на то, что в ряды АЕИ можно внести раскол, бессмысленна. Альянс – сплочённая команда, которая со своего курса на свернёт. Переговоры на политические темы с этой командой бесперспективны.
Увы, но геополитические пути ПМР и РМ всё более расходятся.
Отозвать «Третий Пакет»!
В июле 2012 года дипломатия ПМР допустила стратегическую ошибку. Она согласилась на включение в повестку дня переговоров в формате «5+2» так называемого «Третьего Пакета», включающего в себя политические и институциональные вопросы, а также вопросы безопасности. Кишинёв благодаря этому получил возможность требовать разговора о выводе российских войск из ПМР и замене миротворцев РФ на неких гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ.
Не знаю, что это было – полная некомпетентность и дилетантизм высшего политического руководства Приднестровья или сознательная сдача позиций Кишинёву в горбачёвском духе. Важно то, что эту ошибку необходимо как можно скорее исправить. Как? Необходимо, чтобы Президент ПМР и министр иностранных дел республики официально до встречи во Львове отозвали подпись ПМР под включением «Третьего Пакета» в переговорную повестку дня.
Это стало бы своеобразным символом отказа ПМР от полностью обанкротившейся политики малых шагов, провозглашённой в начале этого года президентом Евгением Шевчуком и осуществляемой главой МИД ПМР Ниной Штански.
Сделать это необходимо, ибо дальнейшие уступки прорумынскому Альянсу чреваты катастрофой для Приднестровской государственности.
Законопроект о принципах переговоров с Молдовой должен быть принят!
Необходимо исправить и ещё один шаг президента Шевчука. В первой половине 2012 года он отозвал законопроект «Об основных принципах переговоров с Республикой Молдова». Отзыв документа, призванного регламентировать пределы возможных компромиссов с Кишинёвом, был уже сознательным отступлением перед прорумынскими властями Молдовы.
Между тем, РМ не отменила Закон от 22 июля 2005 года, провозглашающий унитарный принцип урегулирования молдо-приднестровского конфликта. Даже такая мелочь, как трансляция в Молдове приднестровских телеканалов, не была принята Кишинёвом. За 2012 год ни на одну уступку власти Молдовы не пошли.
Это означает, что власти ПМР должны и здесь заняться «работой над ошибками» и вернуть проект о принципах переговоров с Кишинёвом в Верховный Совет.
Оптимальный вариант – это единодушная позиция президента и Верховного Совета. Перед лицом нажима со стороны Кишинёва и его западных союзников такое единство продемонстрировало бы необоснованность надежд противников Приднестровья на возможность вырвать у приднестровской стороны новые уступки.
Но вполне возможно, что президент Шевчук откажется сделать это. В этом случае было бы правильно внести проект решением депутатов Верховного Совета ПМР. Для этого необходимо решение парламентской Комиссии по внешней политике и международным делам. После этого на пленарном заседании сессии ВС надо проголосовать и оставить политику «малых шагов» в прошлом.
Если президент ПМР наложит на принятый закон вето – это вето надо будет преодолеть.
Только статус-кво!
После Дублина и перед Львовом наступил тот период, когда все мы видим: для Приднестровья, России и Украины самое выгодное состояние на Днестре – статус-кво.
Украина в 2013 году принимает председательство в ОБСЕ. Разумеется, на неё будет оказано давление с целью приблизить подчинение Тирасполя Кишинёву. Однако, такой курс противоречит национальным интересам самой Украины. Дело в том, что политика прорумынского руководства Молдовы сознательно враждебна Украинскому государству.
За спиной лидеров РМ стоит Румыния, которая использует Молдову для ослабления Киева. Так, Молдова добилась от Украины серии уступок: в частности, по дороге в районе Паланки и порта Джурджулешты. Тем самым, всё больше устанавливающая контроль над политикой Кишинёва Румыния, будет пользоваться и успехами своих кишинёвских сателлитов на украинском направлении.
Поддерживая АЕИ, Румыния и сама активно действует по отторжению украинских территорий. История с островом Змеиный – яркое тому доказательство. На этом фоне сотрудничество спецслужб Молдовы и Румынии становится всё теснее. Против кого оно может быть направлено на юго-западе бывшего Союза? Против Украины и Приднестровья. Подчинение Приднестровья Кишинёву – это укрепление ещё и бухарестских патронов молдовских прорумынских националистов, которые идут в услужение к «старшим братьям». Пример – фашиствующий славянофоб учитель (к счастью, уволенный) из Бельц Виктор Кравченко, который с верноподданнической радостью пошёл в агитаторы к кандидату в парламент Румынии Виктору Алексееву.
Вот почему, параллельно с сохранением статус-кво на Днестре представляется целесообразным начать работу по открытию в ПМР консульства Украины в течение 2013 года. Говорил и говорю: Приднестровье – это буфер на пути румынской опасности. Если этот буфер падёт, Украина окажется в опасности.
В этой ситуации все, кому угрожает румынский экспансионизм, должны исходить только из своих интересов. А наши интересы заключаются в низведении Румынии до уровня и психологического состояния третьестепенного государства, которое даже в мыслях смертельно боялось бы посягнуть на чужие земли.
Тирасполь – Киев, Андрей Сафонов
© 2012, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».