Почему новый униатский собор в Киеве никакой не «патриарший» Авторская колонка
В воскресенье униаты открыли к празднованию 1025-летия Крещения Руси (к которому украинская уния, насажденная на 600 лет позже, имеет примерно такое же отношение, как, скажем, легализация гомосексуальных браков в ЕС к христианизации Европы) свой «Патриарший собор» на левом берегу Днепра (где их отродясь не водилось).
В престол сооружения лидер УГКЦ («Украинской греко-католической церкви») Святослав Шевчук вложил мощи апостола Климента «погибшего на украинских землях» (а именно в Херсонесе I в.), а также останки предтечи Чикатило – патологического садиста Иосафата Кунцевича.
Но главная фишка не в этом. И даже не в том, что, как поведал на зачитанной по бумажке проповеди Шевчук, «Господь избрал себе 1025 лет назад украинцев народом-сыном». А в том, что выстроенный ими молельный дом назвали «патриаршим». Тогда, как у данной, чисто локальной деноминации, распространенной лишь в трех областях современной Украины, никакого статуса патриархата нет и в помине. Это как стадион «Олимпийский» в Донецке, где Олимпийские игры история вроде как не зафиксировала. Впрочем, что взять с иезуитов? Не с тех, в данном случае, что типа «порожняк не гонят», а в прямом смысле – ведь УГКЦ являются прямым порождением ордена иезуитов.
И не были бы украинские униаты украинскими, если бы в своем иезуитстве не превзошли учителей – тех самых, что в статусе патриархата ученикам упорно отказывают.
В «2000» я уже как-то приводил причитания на сей счет свидомита 30-х годов прошлого столетия Дмытра Антоновыча: «Українська уніатська церква завжди була у Рима не дочкою, а пасербицею». Пасэрбыця, это падчерица по-галицайски, кто не знает. Кстати, и сегодня униаты устраивают не ночные бдения, а «нічні чування».
Положение с «патриаршеством» мало изменилось и во второй половине века. В 1970 г. папа Павел VI отказал кардиналу Иосифу Слипому в просьбе об основании украинского патриархата. Причем направил свой отрицательный ответ не лично Слипому, а передал через Конгрегацию восточных церквей. Поэтому послание было подписано ее префектом.
Более того, утомленный настойчивыми просьбами украинских униатов об ослаблении их зависимости от римского престола папа аннулировал ранее предоставленное УГКЦ право формировать собственный синод.
На II Папском синоде в 1971 г. униатские иерархи во главе с Иосифом Слипым недвусмысленно выразили папе недовольство. В ответ Ватикан аннулировал права кардинала Слипого как верховного архиепископа. Последний лишался возможности назначать и рукополагать епископов и управлять епархиями в диаспоре, став не более чем почетным главой украинских униатов без какой-либо реальной власти над ними.
В 1989-1991 гг. УГКЦ (при потворстве Ватикана захватам православных храмов) восстановила свою структуру, существовавшую в Галиции до 1946 г. Таким образом, был устранен веский аргумент Ватикана против учреждения униатского патриархата – отсутствие приходов УГКЦ на ее исторической территории.
Однако Иоанн Павел II так и не предоставил УГКЦ патриаршего статуса.
По мнению видного исследователя проблемы уний Владислава Петрушко, создание патриархата УГКЦ грозит Риму рядом негативных последствий: «Прежде всего, для Греко-католической Церкви на Украине характерна приверженность националистическим настроениям. В случае учреждения униатского патриархата можно опасаться, что церковно-сепаратистские настроения от раскольников-автокефалистов будут заимствованы греко-католиками, и тогда Ватикан рискует столкнуться с требованием если не полной самостоятельности новообразованного патриархата, то самой обширной его автономии. УГКЦ в таком случае может превратиться в практически не управляемую из Рима структуру. Подобное развитие событий будет еще более вероятным, если произойдет объединение греко-католиков и раскольников-автокефалистов. Усиление автономизации Украинской Греко-католической Церкви также способно обострить и без того довольно непростые отношения между греко- и римо-католиками Украины, которые из религиозной плоскости могут перейти в сферу национальных отношений, особенно, с учетом традиционно пропольской ориентации римо-католиков Украины (а мы помним, что Иоанн Павел II был поляком. – Д.С.).
Следует также отметить, что в вопросе об учреждении униатского патриархата на Украине возможно появление трудностей канонического порядка, так как до сих пор еще не было исторического прецедента учреждения Святым Престолом какого-либо восточного униатского патриархата de novo (хотя II Ватиканский собор отмечал возможность принятия такого решения). В составе Католической Церкви в настоящее время находятся 6 восточных Униатских Церквей, имеющих статус патриархатов. Но все они происходят от Церквей, уже имевших патриарший статус на момент заключения унии с Римом (но и в этом случае статус патриархата в католицизме никогда не означал независимости, как это наблюдается в православии. – Д.С.).
В Украинской Православной Церкви и Московском Патриархате в случае создания Киевского униатского патриархата этот шаг, безусловно, будет воспринят как открытый вызов со стороны Католической Церкви. Тем более что в таком случае будет образована не просто параллель православной Киевской митрополичьей кафедре, а патриаршая структура, имеющая для православного сознания более высокое достоинство. Поэтому наиболее масштабным для Католической Церкви негативным результатом реализации проекта униатского патриархата станет полное свертывание диалога с Русской Православной Церковью и, как следствие, серьезный кризис католического экуменизма в целом».
Тем не менее с приходом к власти украинских националистов УГКЦ отваживается на открытую конфронтацию с православной церковью. 21 августа 2005 г., расширяя границы своего присутствия (на протяжении трех с половиной веков ограничивающиеся исключительно Галицией), УГКЦ переносит столицу из Львова в Киев. Кардинал Любомир Гузар объявляет о своем новом титуле – архиепископ Киевский и Галицкий. Смена регионального статуса УГКЦ на «всеукраинский» придает украинским униатам решимости именовать своего руководителя уже «патриархом», а тому – заявлять о намерении создать единую с православными украинскую поместную церковь в общении с Римом. И это притом что II Ватиканский Собор (который для католиков является вселенским, его определения «распространяются на все времена»), еще в 1965 г. отверг унию как метод объединения восточного и западного христианства.
P.S. 27 марта 2011 г., по благословению предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ) митрополита Владимира (Сабодана) викарий Киевской митрополии епископ Иларий (Шишковский) принял участие в торжествах по случаю интронизации главы украинских униатов, которые состоялись в «патриаршем» униатском соборе Киева. Епископ Иларий зачитал официальное приветствие новоутвержденному руководителю униатов архиепископу Станиславу Шевчуку от митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Это был первый в истории Русского Православия пример такого рода поздравления православного архиерея главе организации, созданной для уничтожения Православия. Радует, что хоть на этот раз униатов поздравить забыли.
Киев, Дмитрий Скворцов
© 2013, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».