Взгляд из Киева: Политковскую убили зря
Показательно, что Владимир Путин выдержал паузу в три дня и прокомментировал убийство журналистки «Новой газеты» Анны Политковской только в Дрездене во время совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель. Видимо в Кремле все-таки полагали, что удар был направлен против его международного имиджа, и выжидали, отслеживая реакцию. Об этом читайте в материале обозревателя РИА «Новый Регион» Елены Маргвелашвили.
Реакция международной общественности оказалась довольно бурной, но не настолько резкой, чтобы сорвать важные для президента РФ переговоры с немецким канцлером.
«Сегодня большинство европейских лидеров предпочитает ублажать президента Владимира Путина, а не критиковать его. Одной из причин этого является ослабляющая Европу стратегически и морально зависимость от поставок российской нефти и газа», – написала во вторник британская «Таймс».
Уже потому, что сюжеты о Политковской и Грузии шли подряд в выпусках новостей на западных телеканалах, можно было догадаться, что это части одного плана. Сначала он был не так жесток. Саакашвили нужно было разыграть шпионский скандал с упором на теракты, которые якобы готовили российские офицеры. Но Миша по всегдашней своей глупости сбился на петушиные нападки, что сбило пафос. Тогда Путина решили дискредитирвать убийством его яростной оппонентки. Не получилось.
Меркель по достоинству оценила подарок «Газпрома», сделанный накануне – великий разворот северных труб, ведущих от Штокманского месторождения. Теперь газ из Баренцева моря пойдет не в Америку, а в Европу. Достаточно, чтобы не слишком заботиться о судьбах оппозиционных журналистов.
Убедившись в том, что расчет заказчиков убийства Политковской не оправдался, Путин не стал лицемерно рассуждать о важности независимой журналистики для демократии, а цинично (хотя это, скорее всего, и отвечает реальности) заметил, что убийство Анны представляет большую опасность для России, чем ее статьи. Это было самодовольной демонстрацией силы: хозяин Кремля уверен, что Европа с удовольствием будет пожирать вожделенный газ без всяких там политкорректных соусов.
Убийство Политковской не выдерживает сравнения с «делом Гонгадзе». Когда возникли подозрения в том, что к смерти Георгия причастен Леонид Кучма, украинскому президенту устраивали международную обструкцию: руки не пожимали, к Уганде на саммитах отсаживали. С Путиным (это уже очевидно) так обращаться не посмеют.
Что касается внутренних факторов, то здесь важно отметить, что поднять на знамя Гонгадзе было легче, чем Политковскую. Лишь в узких киевских журналистских кругах знали, что Георгий не слишком разборчив в политических связях и писал скорей задорно, чем аргументировано. Большинство участников акции «Украина без Кучмы» Интернета не читало, для них Гонгадзе так и остался черным силуэтом на транспорантах – символом человека, заказанного властью.
Анну в России знали… и не любили. Некоторые из бывших сотрудников «Новой газеты» полагают, что именно из-за ее чеченских репортажей у издания падали тиражи. Любое упоминание ее имени в Интернете вызывало яростную реакцию на форумах. Страну, в которой есть Кондопога, трудно заставить рыдать над чеченскими трупами. Не нам на Украине судить, правильно ли это. Ведь были еще и Буденовск, Дубровка, Беслан.
Смерть Политковской не сплотит даже тех немногих, кто упорно отстаивает либеральные демократические взгляды. Один из таких, Алексей Венедиктов, полагает, что об Анне забудут уже через два дня, как забыли о многих жертвах громких преступлений.
В этой странной стране России ФСБ было отчасти заинтересовано в том, чтобы Политковская часто бывала в Чечне. Мне довелось беседовать с фронтовиками-федералами, которые признавались, что хотели убить Анну. Сделать это в горячей точке было просто – шальная пуля. Но именно спецслужбы спасали журналистку от расправы, отслеживая ее связи с чеченским подпольем.
Лишь один раз ФСБ решило остановить Политковскую, когда она устремилась на переговоры с боевиками. Это было в 2004 году, когда необходимо было скрыть какие-то мрачные тайны, связанные с захватом школы в Беслане. Странное отравление в самолете – такова тактика спецслужб, а вовсе не контрольный выстрел в голову в центре Москвы.
О том покушении тоже говорили на Западе. Тогда имя Политковской услышала более широкая аудитория, чем интеллигентные читатели ее книг в Европе и США. И это тоже учли ее убийцы.
Но на этот раз расчет не оправдался. Анну убили зря.
Киев, Елена Маргвелашвили
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».