Украину в ВТО ведет «Газпром»
Это, конечно, удивит украинских патриотов, но вполне возможно, что отмашку на принятие так называемых ВТОшных законов правительство Виктора Януковича и Антикризисная коалиция получили в Москве. Не случайно же процесс пошел после успешного окончания газовых переговоров, а украинский вице-премьер Николай Азаров вдруг оказался преданным сторонником вступления во всемирную торговую организацию. Об этом читайте в материале обозревателя РИА «Новый Регион» Елены Маргвелашвили.
В Киеве мучаются над загадкой, какую политическую цену пришлось заплатить за 130 долларов за тысячу кубометров газа и пугают друг друга словами «синхронизация» и «консорциум». Может, стоит поискать ответ в экономической сфере?
Здесь мы имеем следующее. Как бы швейцарскую фирму «Росукрэнерго» и ее украинскую дочку (на паях с «Нафтогазом») «УкрГазЭнерго». То есть две структуры, уже допущенных на внутренний рынок. Никто и ничто не помешает им в недалеком будущем заняться экспортом энергоносителей в Европу. Делать это из страны-члена ВТО гораздо приятней, чем из страны-нечлена.
Конечно, секрет появления нового экспортера шит белыми нитками. Но Европа скорей всего это стерпит. Формально требования Энергетической хартии, предусматривающей диверсификацию поставок, будут соблюдены. «Росукрэнерго» уже успешно поставляет газ в Венгрию и Словакию. Создание зоны свободной торговли между ЕС и Украиной (а это событие в Брюсселе упорно привязывают к вступлению в ВТО) такую экспортную схему только интенсифицирует.
России от данной комбинации есть прямая выгода. Получив преференции в Европе через Украину, она сможет не вступать в ВТО, то есть избавиться от обязательств вводить на внутреннем рынке мировые цены на нефть и газ. А это накануне парламентских и «судьбоносных» президентских выборов, согласитесь, актуально.
Есть и набор сопутствующих выгод, связанных с газпромовским интересом к украинским нефтепереработке и химпрому. Для обеих отраслей режим членства в ВТО и свободной торговли с Европой очень даже выгоден. Еще в начале этого года Александр Рязанов декларировал доступ на внутренний украинский рынок, «который через пару лет не будет уступать по эффективности рынкам западноевропейских стран», как главное достижение газовых соглашений.
Пытливый читатель не может не спросить, почему же и Михаил Фрадков, и Виктор Черномырдин так настаивали на синхронизации вступления России и Украины в ВТО. Ответов два.
Первый и второстепенный. Цель этих заявлений – усыпить бдительность патриотов и заставить их по привычке действовать наперекор Москве.
Второй и основной – вслед за вступлением Украины в ВТО, для нее закроются российские рынки. Не секрет, что Киев на переговорах со Всемирной торговой организацией, пошел на большие уступки, чем Москва. Поэтому торговые санкции будут выглядеть вполне логично, да еще подкрепленные якобы обидой на отказ от синхронизации.
На самом же деле, плевать Москва хотела на синхронизацию – «Газпром», реально находясь на внутреннем рынке Украины, получает доступ в Европу. А что там будет с сельским хозяйством и пищевой промышленностью колонизированной страны – «Газпром» не интересует.
Киев, Елена Маргвелашвили
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».