Ющенко использует Черноморский флот для сохранения президентских полномочий
Провокации против Черноморского флота, которые с завидной регулярностью вот уже год случаются в Севастополе и Крыму, – вещь многофункциональная. В первую очередь, они позволяют отвлекать «оранжевый» электорат от сюжетов, в которых их избранники предстают в несимпатичном виде. Об этом читайте в материале обозревателя РИА «Новый Регион» Вероники Ост.
Очевидна связь так называемой маячной войны и газовых соглашений, в результате которых внутренний промышленный рынок Украины был отдан иностранному оператору. Оппозиция заявляла о личной заинтересованности в этой сделке высоких украинских чиновников и брата президента. Это крупный повод, и пиар провокация тоже была серьезной – захват ялтинского маяка, объекта, фигурирующего в межгосударственных соглашениях по флоту 1997 года.
Снятие с регистрации по надуманному предлогу крымского блока Януковича – повод помельче. Но и он мог заставить засомневаться демократов в верности «оранжевых» вождей, заявленным на Майдане ценностям. Поэтому незамедлительно последовала реакция общественной организации «Студенческое братство», которая на следующий день после этого знакового события бросилась пикетировать Херсонесский маяк в Севастополе.
Судя по всему, власть опасается мощных информационных ударов со стороны оппозиции. Поэтому «Студенческое братство» уже практически стационарно базируется в Севастополе – в здании телецентра ВМС Украины. Кроме того, перед штабом Черноморского флота стоит несколько палаток. По некоторым данным, дежурящие там юнцы получают 256 гривен (50 долларов) в день.
Однако помимо тактической задачи создания нужных информационных поводов в нужное время, «Студенческое братство» и в целом украинские власти преследуют, по мнению военных аналитиков, и стратегическую задачу. Расчет на то, что у российских военных сдадут нервы. Возьмем ситуацию с ялтинским маяком. Воинская часть была захвачена штатскими – сотрудниками украинской Госгидрографии. В другом месте и в другое время естественной реакцией любого военного было бы дать достойный отпор. Например, подогнать к ялтинскому молу катер с морскими пехотинцами и высадить десант.
К счастью, командование Черноморского флота к началу этого года уже имело горький опыт общения с украинскими властями. Чего стоил инцидент с плановыми учениями морской пехоты на мысе Опук в марте 2005-го. Десант был объявлен вторжением на украинскую территорию только потому, что в учениях (наряду с украинскими морпехами) участвовали и российские матросы из Тимрюка. Тот факт, что аналогичные учения уже не раз проводились в Крыму, в расчет не принимался.
Но в марте до парламентских выборов было еще далеко, а поддержка тогда еще единой «оранжевой» команды в народе была велика и не давала оснований беспокоиться. Сегодня партия Ющенко одинаково опасается и бывшей соратницы Тимошенко и давнего соперника Януковича. Создать коалиционное правительство, в котором «Наша Украина» будет доминировать, в будущей Верховной Раде практически невозможно. А это в купе со вступившей в силу конституционной реформой, урезавшей полномочия президента, делает реальной перспективу полной утраты власти.
Поэтому сегодня Ющенко было бы крайне выгодна любая резкая реакция на провокации со стороны Черноморского флота. Ему нужен малейший повод заявить об иностранном вторжении на украинскую территорию. Это дало бы возможность объявить чрезвычайное положение и отменить выборы. А там, глядишь, и конституционную реформу.
За первые месяцы текущего года в активе у оранжевых провокаторов лишь высказывание Сергея Иванова о том, что охрана маяков будет стрелять на поражение. Оно охладило пыл «Студенческого братства», зато в ход пошла тяжелая артиллерия – украинский МИД.
Источник, близкий к переговорному процессу 14 февраля, сообщил «Новому Региону» о том, что заседание подкомиссии по Черноморскому флоту проходило крайне нервно. Украинские дипломаты начали с того, что вручили российской стороне не много ни мало 12 нот. Такого за всю непростую историю переговоров по ЧФ еще не было. Разговор проходил на повышенных тонах. Украинцы всячески пытались увязать проблему флота и газовые договоренности. Россияне подписывать документы, объединяющие две проблемы, отказались. (Действительно, зачем помогать «оранжевым» отпиаривать назад собственные ошибки).
Но самое интересное: во время переговоров украинский замминистра постоянно держал телефонную связь с лидером «Студенческого братства» Олегом Яценко. Впрочем, удивляться здесь нечему. Спайка украинских дипломатов и радикальной молодежной организации очевидна. «Студенческое братство» – это молодежное крыло Руха, а Рух возглавляет никто иной, как министр иностранных дел Борис Тарасюк. По некоторым данным именно по мидовским каналам проходит финансирование пребывания братвы в Севастополе.
Еще месяц ситуация будет накаляться. Потом, возможно, последует разрядка: братчики исчезнут, будто и не было их. А возможно, последует новая волна провокаций. Потому что после выборов угроза утраты Ющенко власти встанет со всей очевидностью.
Киев, Вероника Ост
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».