Украина создает электронное правительство
В Киеве состоялась конференция по созданию Электронного правительства для представителей органов государственной власти. Об этом читайте в материале Интернет-обозревателя РИА «Новый Регион» Ирины Бохно.
Государство давно перестало эффективно срабатывать как система услуг для населения. Постиндустриальный ритм жизни несовместим со стоянием в очередях ко множеству госконторских «окошек».
Первые элементы электронного правительства (ЭП) на Украине внедряются уже лет пять; правда, пока это, в основном, сугубо информирующая его сторона – правительственный портал, информационная система Верховной Рады и некоторая электронизация их документооборота.
Новый этап подготовило окончательное узаконивание внедрение электронной подписи и появление центров сертификации электронных ключей и структуры, через которую государство может аттестовать такие центры сейчас и в дальнейшем.
Но и этого мало. Требуется развитая и апробированная технология разворачивания целых структур электронного правления «под ключ» – разворачивания буквально «порегионно», так, чтобы постепенно закрашивать карту страны штриховкой «сделано». А параллельно – необходимо проводить ознакомление с этими технологиями, своего рода вводные лекции для государственных чиновников, которым предстоит с этим всем работать.
Вкратце для потребителя услуги Электронного правительства должны выглядеть следующим образом.
На первом этапе внедряется информирующая составляющая – преимущественно веб-интерфейсы, благодаря которым отдельный гражданин или представитель фирмы может узнать о законах и подзаконных актах, относящихся к области его интересов – будь то предпринимательская деятельность или правила ведения дел о наследстве. За электронным фасадом, доступным из дому, с ПК компании или из Интернет-кафе, «скрываются» мощные базы данных и системы управления ими, а также гибкие поисковые системы, позволяющие найти нужный закон или часы работы нужного служащего по не слишком формализованному запросу.
Далее развиваются системы обратной связи – через их интерфейсы потребитель информационной услуги может сделать запрос или направить жалобу государственным органом (зачастую получая ответ уже в «бумажном» виде) или поучаствовать в обсуждении правовых актов на форумах министерств и ведомств.
Во «внутренней» части систем ЭП добавляется, таким образом, ИАС обработки таких обращений и контроля из прохождения через «столы» (точнее, десктопы) соответствующих должностных лиц. В идеале, же на этой стадии чиновники должны бы отмечать выполненные действия своей уникальной электронной подписью.
На следующих этапах – когда общение гражданина с «живым» чиновником и даже с бумагой сократится до минимума,– для того, чтобы госорган «знал», кому направлять готовый, зачастую – конфиденциальный документ, электронной подписью должен пометить свой запрос гражданин или юрлицо. И представитель госструктуры, естественно, должен аналогично подписать свой ответ, тем самым и устанавливая и свою персональную ответственность, и гарантируя конфиденциальность переписки, защищенный режим получения запрашивающим лицом справок и иных потребных ему документов.
Еще одна сторона дела – электронные транзакции, то есть создание не только для компаний, но и для физических лиц проводить все необходимые взаиморасчеты с государством посредством электронных платежей, также требующая и идентификации сторон, и защиты сеанса и данных.
При внедрении отдельных частей и системы в целом этом повышается прозрачность государства (как системы законов, правил и данных) для гражданина, снижается уровень бюрократизации общения человека и державы, сокращается область потенциальных злоупотреблений, снижаются затраты времени и количество ошибок для обеих сторон – участниц процесса.
Нам всем просто некуда от этого деваться – если мы не хотим продолжать месяцами обивать пороги различных учреждений, узнавать о появлении закона не тогда, когда он придуман и еще не обсужден, а когда он у нас что-то отнял или – бывает же такое – что-то добавил. Другое дело, что в прозрачном государстве прозрачен (и порой – избыточно) и гражданин. Но это уже правозащитная задачка... которую, кстати, также надо учиться решать – в том числе, и электронными средствами.
Киев, Ирина Бохно
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».