Украинский политолог: «Вот вам, россиянам, приятно жить в «Газпроме»?»
Перед выборами в Киеве усилились апокалиптические настроения. Эксперты предрекают Украине долгий период нестабильности, который, возможно, закончится диктатурой. Украинский политолог Андрей Дацюк предлагает решать проблему кардинально – отказом от демократической догмы, переходом от политики интересов к политике принципов.
«Новый Регион»: Вы как-то упомянули о том, что Евросоюз сегодня стоит перед проблемами, которые аналогичны проблемам, стоящим перед Украиной. В чем сходство?
Андрей Дацюк: Я вам скажу больше: не только Евросоюз, но и Россия, США и, в первую очередь, страны исламского мира столкнулась с такой же проблемой. Мы сейчас наблюдаем кризис демократии как формы правления. Идея будет существовать достаточно долго, а вот как форме правления ей пришел конец.
Когда мы ощутили кризис демократии, то каждый попытался выходить по-разному.
Мусульманские страны столкнулись с демократией извне, поскольку ее им начали навязывать. Им сказали: «Вы – уроды. Если вы не будете пользоваться демократией, вас будут бомбить».
Их-таки начали бомбить: «вы все еще не верите в демократию? Тогда мы летим к вам!». Они столкнулись с реальной угрозой физического уничтожения значительной части населения и свержением правящих элит. Они начали на это реагировать – апеллировать к более древним способам организации власти – традиционным. США с этим кризисом столкнулись намного раньше. Они продолжают всем втюхивать, что они демократическая страна, хотя таковой уже давно не являются.
«Н.Р.»: А Европа?
А.Д.: Европа сейчас пытается объединить разные страны по принципу единого государства. Вы начинаете собирать Европу, и в каждой стране у вас свой фокус управления, а вы пытаетесь создать еще один – общеевропейский. У вас едет крыша, вы не понимаете, что происходит. Десять стран, каждый реально влезает. Все, на этом демократия заканчивается. Мы должны как-то иначе строить управление странами. А мы не можем, потому что у нас в основании лежит демократическая догма.
«Н.Р.»: Вы сказали, что США уже недемократическая страна. Они отказались от догм?
А.Д.: Как из этого кризиса вышли Соединенные Штаты? У них есть еще один тип власти. Тут обычно у слушателей едет крыша. У них есть еще стратегическая власть.
«Н.Р.»: И каков институт этой власти?
А.Д.: Этот институт называется «элитная форма правления». Он недемократический. США уже давно нет демократии в ее нынешнем понимании. Там давно уже правит элита. Их президент – это ширма. Решения принимаются не на уровне президента.
«Н.Р.»: То самое «жидомассонское» правительство, о котором так много говорят?
А.Д.: Конечно, если вам так удобней это называть. Но это не имеет отношения к масонам. Это имеет отношение к форме правления, которую они предлагают. Это элитный способ управления. Поэтому, когда мы смотрим на то, что происходит в Соединенных Штатах, мы не можем понять, где у них точка лидерства. Для того, чтобы это понять, нам нужно отказаться от демократической догмы. Нам надо понять, что стратегический способ власти является конфигуратором остальных властей. Он придумывает, как их соединять через так называемые стратагемы.
«Н.Р.»: А что происходит в России?
А.Д.: В России этот вопрос решают еще более уникальным образом. Они тоже знают, что демократия в кризисе, но вместо того, чтобы идти дальше, они решили, как исламские страны, идти назад. Раз демократия плохо, давайте, пусть у нас будет диктатура, а еще лучше, монархия. Но в том-то и дело, что, отрекаясь от демократической догмы, нельзя возвращаться к традиционным формам правления. Надо идти дальше. Сложному миру должны соответствовать более сложные способы и технологии власти. Тот, кто пытается сегодня упрощать власть, только на первый взгляд действует правильно. Но они получают по полной программе такие проблемы, которых больше, чем от демократии. Потому что диктатура это шаг назад.
«Н.Р.»: Разве диктатура – это неустойчивая система?
А.Д.: Диктатура это очень устойчивая система. Но мы должны принять решение: мы создаем устойчивую систему или развивающуюся. Развиваться может только неустойчивая система. У устойчивой системы все хорошо. В ней конфликтов нет. Тишь да гладь да Божья благодать. Но эта система не способна к развитию. Поэтому мой тезис состоит в том, что от демократии не надо возвращаться обратно и делать устойчивые системы. Нужно делать еще более неустойчивую систему. Но учиться ее конфигурировать.
«Н.Р.»: Авторитарная Россия представляет опасность для Украины?
А.Д.: Пока Россия действует с точки зрения своих интересов и пытается достигать компромиссов, она не страшна. Потому что, чтобы с ней договориться, достаточно дать взятку власти. Вот когда она додумается до принципов и начнет действовать с позиции достижения консенсуса, вот тогда Россия может стать опасной. А пока вся эта холодная война и запреты на экспорт, все эти газовые конфликты яйца выеденного не стоят.
«Н.Р.»: Реальней предположить, что Россия даст взятку Украине. Ресурсов у нее больше.
А.Д.: Украинская власть такая же несчастная, как и российская. Такая же теоретически отсталая. Она не может до сих пор сформулировать заказ на новую теорию управления. И даже не понимает, что ей это надо. Она пытается достигать компромиссов с Россией. А компромисс всегда возможен на условиях более сильного. В этом проигрыш украинской власти.
«Н.Р.»: Принято считать, что основная проблема Украины – разорванность страны на Восток и Запад…
А.Д.: Разве это проблема только украинской власти? Российская власть точно так же не может сформулировать принципы. Меня интересует интеллектуальная политика, то есть политика принципов, а не интересов. Политика консенсуса, а не компромисса. До тех пор пока вы следуете интересам, а не принципам, вы строите что угодно, но не цивилизацию
«Н.Р.»: Корпорацию?
А.Д.: Или олигархат. Что угодно. Вот вам россиянам приятно сегодня жить в «Газпроме»? А ведь вы в нем живете. У вас вся страна – один единый «Газпром». Хорошо жить в такой стране?
«Н.Р.»: В состоянии ли кто-либо в современной Украине или России сформулировать политические принципы и преодолеть кризис демократии?
А.Д.: При элитарной форме правления, неважно, что говорит Путин или Ющенко. Решения принимаются в другом центре. Но для этого должна быть сильная элита. Она не должна быть дезориентирована. Почему сейчас Россия сдает? Вы думаете Путин плохой? С экономикой что-то не то? Главная причина того, что России ничего не удается – дезориентация элиты. Элита сама не понимает, куда она идет, что ей надо и чего она хочет. Потому что искушения денег и власти настолько сильны, что увидеть что-то другое очень трудно. Нужно иметь какое-то другое образование. Другой нематериальный опыт. А этот опыт с советских времен притупился. Он и тогда был не очень и у очень узкой прослойки. Плюс еще годы дерибана и воровства, они вообще отучили людей думать как-то иначе, нежели через интересы и компромиссы.
Киев, Елена Маргвелашвили
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».