Известный российский музыкальный критик Артемий Троицкий презентовал в Киеве свою новую книгу «Я введу вас в мир…поп». На встрече с киевлянами Троицкий рассказывал про Путина, Верку Сердючку и «говнорок».
«Новый Регион»: Согласны ли вы с тем, что сегодня украинская рок-музыка гораздо интереснее российской?
Артемий Троицкий: К сожалению, я вообще не знаком с современной украинской теле и радиопрактикой. Я знаю, у вас есть канал М1. Я его не видел. Музыкальных радиостанций у вас не очень большое колличество. Я их не слышал. В машине ехал тут слышал канал «Ностальгия». Очень милый канал. В России бы крутили Льва Лещенко и «Песняров», но никак не Битлз или Сантану.
Вообще Российское музыкальное радио отформатировано до предела. В России есть одна радиостанция, которую можно назвать внеформатной. Это радио «Серебряный дождь». Там отличный у них есть Володя Мирошниченко, который меломан-профи и отслеживает всевозможную интересную музыку: лаундж, трип-хоп. Остальные радиостанции топчутся на своих узких пяточках. Наше радио дико боязливое. Оно ждёт, когда песни в ротацию поставят музыкальные телеканалы. Возникает круговая порука, потому что ТВ ждёт, а что скажет радио. Я не понимаю, как та поганая машина движется. Это мрак. Это просто абсолютный ужас.
Даже хорошие идеи и намерения – сделать отдушину для российской рок-музыки, у нас имеется «Наше радио», – скатились к такому явлению, как «говнорок». Крутятся всякие «Звери» или металлические группы типа «Ария», ветераны сцены – Шевчук, Чайф. Всё это очень скучно. Иногда, правда, ставят песни «Кино» и это единственное, что оправдывает существование радиостанции.
«Н.Р.»: Говорят, что во времена перестройки вы были цензором КГБ и решали, какую иностранную музыку разрешать в СССР…
А.Т.: Могу очень коротко ответить – нет. Но вопрос мне настолько понравился, что я хочу у вас тоже спросить: откуда такие сведения?
Я знаю единственный возможный источник таких сведений. У меня есть один малый, который ко мне довольно плохо относится. Я к нему отношусь также. Есть у нас такой голосистый певец по имени Александр Градский.
В своё время я про Александра Градского написал. Мы с ним более-менее дружили при всей его неаппетитности. И вот я спокойно наивно написал, что Александр Градский очень хороший вокалист и совершенно бездарный композитор. Кроме него это все знают, и это доказывает всё его творчество. Александра это ужасно обидело. И после этого он повёл против меня кампанию. Он стал ходить по телевидениям и всем рассказывать, что я агент ли КГБ, то ли ЦРУ, вот не помню. Если б я работал на такую контору, то сидел бы сейчас где-нибудь за Кремлёвской стеной на хорошем троне.
«Н.Р.»: Как вы относитесь к Верке Сердючке?
А.Т.: Есть у меня в биографии позорная страница: мне нравится ездить заграницу в богатые клубы и играть там свои DJ-set. Моя излюбленная программа – русская попса. Отбираю её с 60-х годов – Магомаев, Пьеха, Ленинград – только отборные песни.
Я специально взял все пластинки Верки Сердючки. У меня есть одна пластинка Верки Сердючки, что-то вроде «Веерка Сердючка неизданная». Там какие-то ранние записи Верки Сердючки с песенками про «пждилка». Отличная песня, на ура в дорогущих клубах идёт – «Шла, шла, пирожок нашла». Это очень весёлые песни. Я считаю, что это качественный попсовый продукт.
Пока Верка Сердючка не пошла по рукам алчных москалей, записи были очень даже ничего.
О том, что сейчас с этим Веркой происходит, то я на месте украинцев бы обиделся, ведь Веерка Сердючка – это пародия на украинскую женщину.
Если бы в Украине появился поп-персонаж, скажем, Васи Москалёва с вечно подбитым глазом и полупьяный, то российская общественность обязательно бы сказала, что украинцы опять издеваются над русскими.
«Н.Р.»: Вы заняли антипутинскую позицию. Вы страдали от этого?
А.Т.: Нет, не страдал. Я счастливый человек. Толстокожий. Я думаю, что потому что когда я работал в КГБ консультантом, у нас там были сотрудники получше и похуже. Путин был среди самых бездарных . Наверное тогда я это запомнил.
В России существует гибкая система затягивания-отпускания вожжей. Если на телевидении всё по максимуму закручено, то в прессе кое-что можно себе позволить. Радиостанция у нас одна такая сводная осталась – это «Эхо Москвы» – и я там работаю, среди газет такая одна – «Новая газета» – и я тоже там работаю. Телеканал кстати тоже такой один был – это RENTV – И я там тоже работал.
«Н.Р.»: Куда же делось вольнодумство?
А.Т.: Ушло в нефтяную трубу.
«Н.Р.»: В Кремле работать не хотели бы?
А.Т.: Я плохой менеджер и неплохой оратор. Спикером Госдумы мог бы стать легко, но не хочу – конкуренция большая. Одно дело с вами тут разговаривать, а другое дело с их думовскими рожами. Премьер-министром – нет, не хотел бы быть. Думаю, как по мне, то президентом в самый раз было бы.
«Н.Р.»: А ваше мнение по поводу Майдана?
А.Т.: Президентская администрация наша испугалась, что на Украине произошло что-то незапланированное. И самое незапланированное то, что в этом приняла участие молодёжь.
У нас-то в Росси считается, что молодёжь – это ничто. В Администрации подумали, что у нас такое тоже может случиться и решили нанести упреждающий удар: вызвали инженеров человеческих душ, которые молодёжь подвинчивают. Не было прямого тупого инструктажа, там был душевный разговор, в котором речь шла о любви к рок-музыке и желанию ей помочь… Очень душевно и по-человечески, мол, дадим, вам, ребята эфир…
«Н.Р.»: Сейчас на Украине обсуждается возможность объявления персоной нон-грата Владимира Жириновского. Что вы о нем можете сказать?
А.Т.: Несколько раз мне довелось сидеть рядом с Владимиром Вольфовичем на разных ТВ-шоу. До того я думал, что он умный, циничный клоун, после этих передач я понял, что он клинично болен.
«Н.Р.»: Что вы сейчас слушаете из музыки?
А.Т.: Среди зарубежных авторов я слушаю довольно замороченную музыку и некоторой части аудитории эти названия ни о чём не скажут. Ну, разве что Джейн Биркин с альбомом Friction. Среди наших ребят я очень люблю группу Мумий Тролль, их последний альбом «Слияние и поглощение». Люблю группу «Ленинград» и их последний альбом «Хлеб». «Amen orchestra» – проект электронной музыки новгородского парня очень приятно впечатлил.
А вот тошнит меня от группы «Queen». И вообще мне не нравятся псевдо-декоративные группы. 80 процентом нынешней рок-музыки я слушать не хочу. Роковым человеком меня можно не считать и из этих списков меня прошу исключить.
«Н.Р.»: Бывшие рокеры уходят со сцены достойно?
А.Т.: Судьба рокера печальна, как и судьба спортсмена. Пока ты молод – ты органичен и нет вопросов. А когда тебе за 40-50, то ты либо должен меняться и взрослеть творчески, либо должен быть явлением природы.
Первое удачно сделал Макаревич. А второй пример – Мик Джагер, с которым я лично знаком и проводил какое-то время. Он меня старше лет на 15, но это просто феномен. Человек с 60-летним организмом, и при этом в спортивной и сексуальной форме. На сцене даст фору любому Мерлину Менсону.
Кто не может перейти на тренерскую работу, а ничего кроме рока делать не умеют, – я им сочувствую. Они-то привыкли к определённому стилю жизни, а делать им уже нечего. Вот что делать металлистам, когда они уже лысые с жидкими хвостиками и косичками, обвешивают себя цепями и лязгая железными зубами изображают из себя демонов, то это просто жалко. Не могу сказать, что до слёз, потому что они просто идиоты и мне их жалко.
«Н.Р.»: Вы знакомы с творчеством феномена украинской сцены – Михаила Поплавского?
А.Т.: Я вообще не знаю, кто такой Поплавский. А по поводу самолюбования, то есть такая категория людей. Их считают почему-то гомосексуалистами. Я таких людей называю самосексуалистами.
Классический человек такого типа – Майкл Джексон – такая себе неведомая зверюшка непонятного пола, расы и возраста. У нас это Валерий Леонтьев и Филипп Киркоров. Считается, что они голубые, но они не гомо и не гетеро – они любят сами себя. У них нет большей радости, чем покрасоваться на сцене, чем перемерять сто или двести костюмов. Они себя обожают. Вот такая артистичная и комичная отчасти категория людей. Я к ней отношусь очень терпимо.
«Н.Р.»: Ваше отношение к наркотикам?
А.Т.: Я провожу чёткую грань между лёгкими наркотиками и настоящими наркотиками. Траву я вообще не считаю наркотиком. Считаю, что водка гораздо хуже: и по влиянию на здоровье, ощущению похмелья.
Кайф от алкогольных напитков агрессивный, а от травы – расслабленный. В России, между прочим, ежегодно от пьяных драк гибнет около 30 тысяч человек. Если б эти люди курили травку, а не пили водку, то они бы не лезли с ножом на собутыльника, а вместе бы слушали Боба Марли.
И в целом я абсолютно аргументировано, взвешенно и трезво, – это отнюдь не эпатаж, – считаю, что траву надо легализировать. Это моя аналитическая позиция. Никто, ни менты, не депутаты, ни врачи не могли мне сказать в ответ резонные аргументы. Звучало что-то тупое вроде «а как же наша национальная традиция».
А что касается серьёзных наркотиков, то я серьёзен. Я за смертную казнь наркоторговцев. Их надо уничтожать физически. Много моих друзей и подруг умерло. Я знаю, что это такое. Я сам чуть не умер.
В рок-культуре все пьют, все курят. Влияет это на рок-культуру настолько, насколько это вообще влияет на людей. Я бы не сказал, что у нас есть сфокусированные на наркотической теме артистов. С трудом представляю людей не только рока, но и безобидной попсы, которые обходились бы без стимуляторов. Хорошо это или плохо нужно спрашивать у них: вдохновляет ли их это.
«Н.Р.»: Вы согласны с утверждением, что светская жизнь России крутится вокруг имени Аллы Пугачёвой? Она может претендовать на роль русской мадонны?
А.Т.: Алла Пугачёва, конечно, женщина эпохальная. Безусловно на что-то она влияет, но в музыкальной жизни уже мало что решает.
Она бы обрадовалась, если б узнала, что вся наша светская жизнь вращается вокруг неё. У нас сейчас другие оси этой жизни – Ксения Собчак, Андрей Малахов. Не такие конечно масштабные личности, как Алла Борисовна, но зато помоложе и помоднее. Одеваются нормально в отличие от Аллы Борисовны. Она сейчас живёт в с воё удовольствие, не особо напрягаясь по этому поводу. А что об этом думает страна, это проблемы страны.
«Н.Р.»: Что вас может тронуть в женщинах?
А.Т.: По поводу женщин. От этого я не устал, потому что тут я так ничего и не понял. Чем больше я с женщинами общаюсь, тем больше убеждаюсь, что никогда не пойму их. Загадка в данном случае не исчерпана и она стимулирует. По поводу того, что я энергичный и динамичный мужчина, то мне уже скоро будет 51 год. И я могу сказать, что раньше я мог загулять на несколько суток, а сейчас стал уставать. Чувствуется потребность в регулярном сне. Мне нужно спать и иногда отдыхать. Это всем нужно. Но по-прежнему я не занимаюсь спортом, не сижу на диетах, не насилую своё тело. А в музыке моё восприятие не изменилось, мне не скучно в этой области. Не стал равнодушным, не утратил чуткости.
«Н.Р.»: Самый глупый вопрос, который вам задавали. И что спрашивали чаше всего?
А.Т.: С течением жизни и зигзагами моей творческой биографии список таких вопросов меняется. Когда я занимался журналом Playboy, меня спрашивали, считаю ли я себя плейбоем. Сейчас я профессор, поэтому спрашивают о взаимотношениях со студентками.
Но больше всего не люблю, когда меня заставляют вспоминать смешные истории.
Всем журналистам советую: никогда в жизни не задавайте никому этого вопроса. Нет более простого способа испортить отношения и впасть в отчуждение с интервьюируемым человеком. В лучшем случае вы наткнётесь на автопилотные заготовки.
А вот про Юлию Тимошенко ни разу не спрашивали, а мне бы так хотелось ответить…Юля Тимошенко замечательная женщина. Она мне очень нравится, я её большой поклонник. Это самая яркая украинская женщина со времён Леси Украинки. Это политик мирового уровня.
Известный российский музыкальный критик Артемий Троицкий презентовал в Киеве свою новую книгу «Я введу вас в мир…поп»
Послушать Троицкого пришел украинский певец EL Кравчук
Киев, Надежда Павлова
Киев. Другие новости 14.04.06
В Кировограде, чтобы подсчитать голоса избирателей, сейф распилили «болгаркой». / В Харькове совершено нападение на журналиста. / В Харькове пойман адвокат-вымогатель. Читать дальше
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».