Почему Республика Молдова может не протянуть и 10 лет? Авторская колонка Сергея Ткача
Кишинев, Июль 24 (Новый Регион, Сергей Ткач) –Летом 2013 г. молдавский политический класс оказался перед выбором: сохранить или окончательно разрушить государство? Почему вопрос стоит именно так, размышляет теледокументалист Сергей Ткач.
Возможно, тезис, который вынесен в заголовок, не совсем корректен. Многие (не всегда официально) считают, что Молдова как государство не состоялось и поэтому разрушиться уже не может. И это доказывает неразрешенный территориальный конфликт (Приднестровье). Но не только он. Существуют серьезные претензии соседней Румынии на территорию страны, открытая политика «Унири» – объединения двух государств. В этой связи о Молдове говорят, как о стране в «транзитном периоде» или государстве с неясным статусом и перспективой. Разумеется, это де факто. Де юре, мы имеем независимую страну, признанную извне, но не признанную окончательно изнутри.
Шаткий статус Молдовы – следствие внутренних и внешних причин.
Почему Молдове может быть отпущено меньше 10 лет?
Румынский президент Траян Бэсеску определил примерный срок, после которого возможно вхождение Молдовы в ЕС – 10-12 лет. Расчет его прост, если Молдова в Вильнюсе подпишет документы, предусматривающие сближение страны с ЕС, после этого требуется около 10 лет, чтобы кандидат созрел до качества «члена». Опустим множество объективных и субъективных факторов, которые делают непрочным сам ЕС и представим, что эта организация в том же виде все еще будет существовать, и так же будет стремиться к расширению за счет новых территорий.
Если иметь в виду, что для президента Бэсэску, и многих других сторонников унионизма, движение Молдовы в сторону ЕС означает объединение двух государств по типу немецкого, то становится очевидным, что любые такие шаги Молдовы – это путь к ликвидации государства. Из-за политики Бухареста, сближение с ЕС становится для Молдовы «самоубийством, о котором объявлено заранее».
Как только будет назван самый приблизительный срок, страна начнет разрушаться в ускоренном темпе, так как возникает дилемма: зачем укреплять нынешнее положение вещей и поддерживать страну, когда она все равно через несколько лет сольется с Румынией? Это приведет к полному разброду в умах и беспощадной войне всех против всех, к волнениям населения, которое еще помнит ужасы распада СССР.
У нас нет никаких веских оснований думать, что такие страны как Украина и Россия, будут с восторгом следить за сценарием государственного самоубийства и не захотят вмешаться в ситуацию. Но после этого вмешательства (не исключено и с военной составляющей) Молдова в том виде, какой мы ее знаем сейчас, уже не будет существовать. Мирным процесс растворения Молдовы в «еврорумынской интеграции» не будет. Об этом свидетельствуют конфликты во время митингов унионистов в городах Молдовы в 2012 г.
А теперь о причинах, указывающих на то, что «молдавский проект» не отличается особой прочностью.
Факт, что Молдова является главной европейской «нищенкой» и «попрошайкой», нам точно указывает на источник бед – управление. Но проблема не в том, что современный управленческий класс окончательно оторвался от народной жизни и замкнулся на идее быстрого самообогащения. Вопрос, видимо, нужно ставить иначе: а есть ли в стране настоящая национальная элита?
Номинально политическая и очень тонкая интеллектуальная прослойка в Молдове, конечно, существует. Но проявляет ли она качества «элиты»?
Этот вопрос возник еще 20 с лишним лет назад, потому что уже тогда стало ясно, что в стране отсутствуют люди, способные родить государственную идею и сплотить вокруг нее общество.
Безусловно, в самом начале этой элите просто неоткуда было взяться, так как обществом руководила партийная номенклатура. Вне всякого сомнения, это были грамотные и подготовленные люди, но без опыта строительства своего государства и самостоятельного управления им. А начинать нужно было с нуля. То есть, «прорабов», способных заложить фундамент, понимающих в государственном строительстве в Молдове не оказалось. И как стало ясно со временем, общество не смогло выдвинуть альтернативу – талантливых представителей новой волны, способных возглавить этот процесс.
Доказательства того, что все это именно так – находятся на поверхности.
Какую идею предложили лидеры начала 90-х? Объединение с Румынией! В момент, когда страна только зарождается, уже была предложена идея ее ликвидации.
Спустя десять лет Владимир Воронин и ПКРМ пришли во власть на лозунге присоединения к союзу России и Беларуси. Еще через пять лет та же ПКРМ объявила новый курс – интеграцию в ЕС. Эту идею и воплощает в жизнь последние четыре года новая правящая коалиция. Но если концепцию молдавской евроинтеграции слегка «помыть» и снять сине-голубую упаковку с желтыми звездочками, то мы опять увидим «унионистскую физиономию».
Других идей молдавскому обществу «элита» так и не сумела предложить.
Отсутствие «лица» и самостоятельности у молдавского политического класса особенно бросались в глаза во время визита в Кишинев в июле Траяна Бэсеску. И дело не в том, что молдавский, так сказать, лидер нации, Тимофти, выглядел провинциальным статистом, почти лакеем, даже рядом с потрепанным «капитаном» всех румын.
А потому что румынский президент, словно хозяин, в стране, где еще не у всех зажили раны, нанесенные приднестровским конфликтом, прямо говорит о разрушении Молдовы, то есть, об объединении двух государств: «Требуйте. И мы это сделаем!» Возможно, к словам Бэсеску не стоит относиться серьезно. Но если это слова «политического шута», то «шута», который служит при Короле, который не прочь вновь разыграть чувствительный «бессарабский вопрос».
Разве отсутствие реакции на эту фразу не показывает, что в Молдове просто некому реагировать? Но, кроме того, мы получили личное подтверждение Бэсеску, что идея вхождения Молдовы в ЕС проталкивается как способ ликвидации молдавского государства.
Поскольку те, кто в настоящий момент в Молдове осуществляют властные функции, это хорошо осознают, они смотрят на молдавское государство как на временное территориальное образование, и принимают соответствующие политические решения.
Все усилия в области экономики сводятся к получению заимствований и грантов. Дороги строятся с помощью кредитов, тепловозы ремонтируются также, даже школы ликвидируют за счет иностранных средств. Происходит так не только потому, что гранты и кредиты планируют разворовать, но, видимо, и с пониманием, что возвращать деньжата будет не нужно. Исчезнет страна, и тогда с кого спрос?
Или вот другой показатель. За время независимости в обществе так и не был достигнут социальный консенсус и межнациональное согласие. К этой цели никто не стремится.
Главным «успехом» в достижении межнационального согласия стало то, что на протяжении уже нескольких лет в стране функционирует исключительно мононациональное правительство, а в гагаузской автономии вновь поднимают вопрос об отделении от Молдовы.
И при этом одна из правящих групп, так называемые либерал-реформаторы, пытаются отменить Концепцию межнациональной политики страны, уничтожить чуть ли не единственную законодательную платформу, хоть как-то объединяющую граждан разных национальностей.
Та же ситуация и в вопросе объединения страны. После того, как 10 лет назад Россия помогла Молдове и Приднестровью выработать модель урегулирования конфликта ( пусть несовершенную и с большими изъянами), сама местная национальная элита не выдвинула ни одного жизнеспособного плана решения проблемы. Идеей-фикс стало стремление задушить непризнанную республику, используя экономическое, дипломатическое и международное давление. Для этого молдавская «элита», похоже, даже готова отгородиться от мятежной территории миграционными постами, доводя ситуацию чуть ли не абсурда. «Отделиться, чтобы объединиться?»
Но самым очевидным фактом неспособности верхушки молдавского общества справится с идеей государственности – это отток граждан из страны. Отъезд населения – это протест, равный непризнанию страны. Поскольку число уехавших на заработки достигло 1 миллиона человек и исход продолжается, то использование термина «геноцид» для характеристики политики элиты по отношению к собственному народу вовсе не будет преувеличением. Если иметь в виду катастрофическое положение пенсионеров ( и не только), развал медицины и образования ( многие дети уже просто не посещают школы), опасное сокращение населения, то более точный диагноз, нежели «вымирание нации» трудно поставить.
При этом молдавская «элита» всячески издевается над гражданскими правами населения.
И, прежде всего над правом непосредственного управления страной, которое можно реализовать на выборах и через референдум.
Выборы в Молдове давно превратились в фикцию. Партии дают предвыборные обещания, которые не выполняют. Молдавские избиратели окончательно убедились, что программы местных партий можно свети только к одному пункту – «воровство». О каких взглядах-программах можно говорить, если парламентарии по-разному голосуют по одному и тому же вопросу, меняя свою позицию на диаметрально противоположную, в течение месяца.
Полное неуважение к избирателю проявляется в практике его подкупа. Зачем электоральное соревнование, если можно просто «купить» голос, всунув избирателю продовольственный паек и алкоголь?
Партии не говорят правды населению о том, где они берут деньги на выборы. Ложь – главный инструмент молдавской политэлиты.
Презрение к мнению народа прочитывается и в решении снизить порог явки на референдум, которое приняли представители проевропейской коалиции.
Уже многие годы ни один важный для людей вопрос не выносится на референдум. Даже когда инициативная группа собрала сотни тысяч подписей для проведения референдума по вступлению в Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана, власть не пошла навстречу людям. 200 тысяч подписей объявили недействительными. Тогда, год назад, подписные листы для проверки передали в Генпрокуратуру. И с той поры никто ничего не слышал об этих подписных листах. Но зато Николае Тимофти, чье избрание президентом часть юристов и оппозиция до сих считает незаконным, немедленно назвал инициируемый референдум «имеющим под собой фальшивую основу и не имеющим перспектив». Прокурорской дубиной кишиневские власти недавно угрожали и инициаторам референдума в Гагаузии.
Разве настоящая элита общества, которая отражает интересы народа, станет так действовать?
Предательство народа выражается и в том, что верхние сегменты общества обслуживают интересы внешних сил.
Сегодня в Молдове вновь, как и много веков назад, похоже, установлен видоизмененный «фанариотский режим». Только в наши дни в роли Турции выступает Европейский Союз, а «чужаков»– фанариотов добровольно сменили местные кадры – проводники чужой воли. Но признаки режима фанариотов сохраняются. Вот как определяют суть фанариотского правления историки: «Фанариоты навязали в образовании, в управлении чужие структуры, чужие порядки, чужих правителей, пропагандировавших чуждые ценности, язык и даже одежду». Аналогичные процессы имеют место в современной Молдове.
Новый премьер-министр страны Юрие Лянкэ фактически был «назначен» еврочиновниками. Они давно говорили, что Юрий Лянкэ является предпочтительной кандидатурой. Европе был нужен технический премьер, который будет безропотно выполнять их указания.
Но может быть внешнее управление в Молдове – преувеличение оппозиции или заинтересованных комментаторов? Ведь правительство назначил парламент. Но разве посетителям театра марионеток не кажется, что куклы «живые» и сами передвигаются?
Закон о равенстве шансов, присоединение к третьему энергопакету ЕС ( в чем признался Валерий Лазер) и сейчас установка миграционных постов на Днестре – это все решения, принятые в Брюсселе, как и многие другие.
Вспомним, что даже назначение Юрие Лянкэ главой кабинета произошло после визита Штефана Фюле, хотя дело шло к досрочным выборам, а сам Лянкэ к должности не стремился.
Продажны не только нынешние управленцы, но и идущий им на смену второй эшелон – «выпускники» западных инкубаторов. Роль стамбулького «квартала Фанар» играют созданные и существующие в Молдове на средства Запада неправительственные организации. Здесь будущие политики получают «обкатку» и привыкают быть ручными изначально, осваивая гранты.
Запад, безусловно, позаботился и об апологии и информационной поддержке своей политики в стране. Этим занимается институт «политических аналитиков». Разумеется, выпускники итальянского Колледжа НАТО и существующие на американские деньги «аналитики», скажем, из Института публичных политик Фонда Сороса, предстают в виде автохтонных «экспертов». Хотя, по сути, это лишь трюк, сознательное введение в заблуждение общественного мнения и его интоксикация.
Даже очень небольшое углубление в тему и беглый «взгляд в лицо» молдавской элите показывает ее оторванность от родного общества, ангажированность и преданность чужим интересам.
Элита – это не физиономии в глянцевых журналах, а Совесть народа. Поэтому, кто бы не оказался на вершине власти в стране, главным и единственно верным признаком того, что в Молдавии появилась национальная элита, будет возвращение эмигрантов домой.
А пока мы находимся в ожидании: что произойдет? Если нынешнее «временное правительство» пойдет на подписание документов по сближению с ЕС и установит на Днестре миграционные посты, то будет запущен процесс распады страны.
Вне всякого сомнения, это поставит вопрос «что же делать?» перед самим молдавским народом, Приднестровьем, а также странами, гарантировавшими до сих пор цельность молдавского государства – Украиной и Россией.
Внешние силы будут отвечать на этот вопрос сообразно обстоятельствам, а вот как поведет себя в этой ситуации молдавский народ – не совсем ясно.
Если он окончательно плюнул на идею иметь свое государство, как и те, кто выехали за рубеж или кто получает гражданство Румынии или России (в том числе в целях обезопасить себя), то в стране достаточно быстро наступит фаза распада.
Если же в Молдове сработает инстинкт самосохранения, и проявят себя силы, которые переломят ход событий, то у народа появится шанс сохранить свое государство.
Учитывая, что финансовые и информационные ресурсы находятся в руках тех, кто ведет страну к евроинтеграции, то чаша весов в настоящий момент пока склоняется в их сторону. Если верно выражение, что «знаки и символы правят миром», то сгоревший оригинал Декларации о независимости страны, флаги Румынии и ЕС над государственными зданиями в апреле 2009 г. – могут действительно стать предвестниками разрушения Республики Молдова.
Но в любой игре, даже политической, рано или поздно появляется Джокер. Некая сила, которая нарушает все планы. Так мы узнали об Эдварде Сноудене, и о том, что Америка – это никакая не демократия, а «электронный концлагерь». И это стало настолько очевидным для всех, что бывшему президенту США Джимми Картеру пришлось признать, что «У Америки нет функционирующей демократии». Король оказался «голым».
Сегодня Молдова, оставшись без настоящей элиты, напоминает «всадника без головы», которого лошадь принесла к обрыву. Один неверный шаг и от «всадника» могут остаться лишь одни воспоминания.
© 2013, «Новый Регион – Кишинев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».