Калимжан Каландаров: «У Путина к новому президенту Туркменистана Бердымухаммедову такое же отношение, как и к Джорджу Бушу»
Как «крайне положительные» оценил итоги официального визита в Москву нового президента Туркменистана Гурмангулы Бердымухаммедова председатель подкомиссии по национальным вопросам Общественной палаты РФ, председатель движения «Наша Россия», правозащитник, этнический туркмен по национальности Калимжан Каландаров на встрече с представителями российских СМИ.
Главным итогом встречи президентов России и Туркменистана, по мнению Каландарова, стало достижение принципиальных договоренностей в различных сферах деятельности и расширение межгосударственных контактов.
– Надо не забывать, что Туркменистан и Россию связывает не только газовая труба, – заявил Каландаров. – Но и многое другое.
Под «другим» туркменский правозащитник с российским паспортом подразумевал совместную борьбу с наркотрафиком, международным терроризмом, укрепление гуманитарных и бизнес связей.
– Встреча Путина и Бердымухаммедова прошла в очень доброй, неформальной обстановке. Могу сказать, что у главы России в ходе переговоров по отношению к своему туркменскому коллеге возникло такое же хорошее, дружеское отношение, как, например, к президенту Бушу.
Каландаров рассказал, что со сменой политического руководства Туркменистана, страну ожидает постепенная либерализация как во внутри-, так и во внешнеполитической жизни. Своеобразная, «туркменская оттепель».
– В Туркменистане проживает свыше 165 тысяч русских. Раньше они были лишены возможности получать образование на русском языке, смотреть каналы российского телевидения. В стране был запрещен доступ в Интернет, и даже разговаривать по-русски на улицах считалось недопустимым. Сегодня ситуация меняется. В Ашхабаде уже открыты первые Интернет-кафе. Сейчас рассматривается вопрос о строительстве Российско-Туркменского Славянского университета, который будет напрямую взаимодействовать с такими российскими вузами, как МГИМО, МГТУ им. Баумана. Проходят переговоры об отмене визового режима для граждан двух стран.
По мнению Каландарова, отмена визового режима не повлечет за собой приезд в Россию лавины туркменских гастарбайтеров.
– Те, кто хотели поехать на заработки в Россию – уже приехали, – сказал Каландаров. – И проблемы с визами здесь не возникло. Приедут и еще. Но россиянам не стоит этого опасаться. Мы, туркмены, очень тихий и законопослушный народ. Вы вообще когда-нибудь в Москве живого туркмена видели? Нас не видно, не слышно. По оценкам МВД, граждане Туркменистана находятся на самом последнем месте среди представителей бывшего СССР по количеству совершенных в России преступлений.
Комментируя внешнеполитический курс нынешнего руководства, г-н Каландаров заявил, что теперь Туркменистан будет гораздо больше открыт для внешнего мира, чем при прежнем президенте Ниязове.
– Мы стремимся более активно интегрироваться в мировое сообщество. Однако делать это надо с умом, не торопясь. Ведь именно благодаря политике разумного нейтралитета Туркменистан, единственный в Средней Азии, сумел избежать тех потрясений, которые пережили соседние Таджикистан, Киргизия или Узбекистан.
На вопрос о планах строительства газопровода в Западную Европу по дну Каспия, транзитом через Азердбайжан, Грузию и Украину, то есть в обход России, Каландаров заметил, что «в этом проекте очень много заинтересованных сторон, лоббирующих свои интересы», и что, по его мнению, «российским газовым монополиям следует активнее участвовать в переговорном процессе, и тогда компромиссный, устраивающий всех вариант будет найден».
Вполне вероятно, поиски компромисса начнутся уже в конце июня, во время ответного визита президента Путина в Ашхабад.
Москва, Денис Фрунзе
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».