Александр Лебедев: В возвращении Крыма России нет никакого смысла
Депутат Государственной Думы, мультимиллионер, входящий в «тридцатку» самых богатых людей России по версии авторитетного журнала «Forbes», Александр Лебедев известен своим фрондерством.
Это бессменный оппонент действующего мэра Москвы Юрия Лужкова, самый последовательный критик его решений, касающихся градостроительной политики, благоустройства и так далее.
Это практически единственный представитель крупного российского бизнеса, который два с половиной года назад на выборах президента Украины, закончившихся Майданом и Оранжевой революцией, открыто поддержал Ющенко и Тимошенко. Поддержал, как он сам утверждает, морально, хотя, по некоторым данным, речь шла и о материальной поддержке.
Потом, когда Лебедев вышел из фракции «Родина» и примкнул к официозной «Единой России», когда отрекся от бывших «оранжевых» друзей и даже начал их критиковать, многим показалось, что бизнесмен «успокоился».
Оказалось – нет. Сегодня Лебедев – одна из ключевых фигур партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова. Он снова на передовой и критикует «Единую Россию». Говорят, что именно на Лебедева ляжет основная миссия по финансированию предвыборной кампании «СР», что автоматически делает его одной из наиболее влиятельных фигур внутри «второй партии власти». Об этом и о многом другом депутат Госдумы Александр Лебедев рассказал в интервью корреспонденту «Нового Региона».
«На Украине просто не с кем разговаривать!»
«Новый Регион»: Господин Лебедев, известно, что часть вашего бизнеса находится на Украине. Однако год назад вы заявили, что готовы свернуть все украинские инвестиционные проекты в связи с тем, что вам не удалось достичь взаимопонимания с нынешними украинскими властями. Как обстоят дела сегодня?
Александр Лебедев: Свернуть наши инвестиционные проекты на Украине – это позиция совета директоров НРК. Напомню, что по закону, я, как депутат Госдумы, не вхожу в органы управления коммерческих компаний. Но, в любом случае, возразить мне совету директоров было нечего.
Вопрос по сворачиванию инвестиций родился не вчера – это началось еще два года назад, когда начались судебные тяжбы с украинскими властями вокруг строительства гостиницы «Украина» в Киеве. Недавно мы «отпраздновали» юбилейное сто сороковое судебное разбирательство по нашим инвестиционным проектам в Крыму и двести пятидесятую проверку наших объектов. При этом все наши инвестиционные проекты на Украине не носят коммерческого характера. Мы потратили там 100 миллионов долларов своих денег, при этом ничего никогда не приватизировали. Все что там нами сделано – все построено с нуля. Ту небольшую прибыль, которую мы получали с наших объектов в Крыму – гостиниц, ресторанов, аквапарка, мы направляем на строительство храма и театра Чехова. Этого, конечно, недостаточно, однако после того, как отменили закон о свободных экономических зонах на Украине, срок рентабельности всех наших проектов по Алуште «уехал» аж за 25 лет. Нам были обещаны серьезные налоговые льготы, мы инвестировали 100 миллионов долларов и готовы были продолжать инвестировать деньги, а льготы у нас взяли и отобрали. Это удивительно. До какой степени лицемерия можно доходить, будучи политиком! И Украина вся такая. Я не могу не согласиться с президентом Путиным, который назвал украинских политиков «ребятами, на которых мы надеялись, но которые себя скомпрометировали». Ей богу, там просто не с кем говорить!
«НР»: Считаете ли вы, что официальной Москве стоит занять более жесткую позицию по отношению к Киеву для защиты нашего бизнеса на Украине?
А.Л.: Политика Российской Федерации в отношении стран СНГ сейчас просто отсутствует. И это хорошо. Жизнь показывает, что самая лучшая политика по отношению к СНГ – это отсутствие всякой политики.
В возвращении Крыма России нет никакого смысла
«НР»: Многие ваши проекты связаны с Крымом. вы надеетесь на то, что Россия сможет вернуть полуостров в свой состав?
А.Л.: Я не вижу никакой необходимости в возвращении Крыма в состав России. Нынешние границы итак носят достаточно условный характер. Билеты для россиян в Крым дешевле не станут до тех пор, пока чиновники будут крышевать перевозчиков. Мне кажется, что проблема «возвращения Крыма России» – надуманная. Надо говорить о том, чтобы все желающие отдохнуть в Крыму, имели возможность получить там качественное обслуживание, чего сейчас нет.
Вы думаете, что сегодня кто-то хочет что-то инвестировать в Крым? Нет, никто этого не хочет. Для инвестиций открыт весь мир – можно покупать где угодно и что угодно. В условиях глобального мира Крым не конкурентоспособен: там нет ни бизнес-плана развития, ни эффективных чиновников, ни пиара, ни пропаганды, ни облизывания иностранного инвестора.
Украиной руководит мелкотравчатая некомпетентная бригада
«НР»: Нынешние российские оппозиционеры часто приводят Украину в пример, как образец общества, где соблюдаются гражданские свободы. На ваш взгляд нам действительно есть чему у них поучиться?
А.Л.: Все эти наши оппозиционеры – как их там? Незатейливые? Неуверенные? А, ну да – несогласные. Они все время отстают от жизни. Нынешнее политическое развитие ситуации на Украине крайне вредно для государственного устройства. Мы, конечно, тоже не идеал. Мне бы хотелось услышать более вменяемый ответ на вопрос – куда мы движемся? Но в декабре мы этот ответ получим. Захотим мы выбрать квалифицированный парламент с внятной повесткой дня или не захотим – это будет ответ на вопрос – будет ли парламентская ветвь власти существовать в нашей стране достойным образом или же это будет декорация.
На Украине же видимость демократии играет с ними дурную шутку. Истина находится где-то посередине. Когда Касьянов был премьером, он очень хвалил нашу систему и ругал украинскую. А что произошло за это время, почему он так мнение поменял? Два с половиной года назад я ставил Украину в пример – их многопартийную систему, низкий порог прохождения в парламент, большое количество электронных СМИ. Но, кстати, электронные СМИ у них управляемы – они в основном прооранжевые. И рассказывают только то, что им позволено рассказывать. Про меня вообще молчат. Я приезжаю в Киев, организовываю встречу со СМИ – приходит 20 телекамер, и хоть бы где-нибудь потом показали. Так что не все там так просто и демократично, как кажется товарищу Касьянову.
«НР»: Но ведь в 2004 Вы поддержали «оранжевых»…
А.Л.: На самом деле я никогда не поддерживал «оранжевых». Тогда я просто сказал: «Давайте этим ребятам дадим какое-то время поработать и не будем им мешать». Поработав, я увидел, что эти ребята ни на что не годные – я имею в виду «оранжевых». Они умеют, как мелкие лавочники, только кого-нибудь обманывать, обсчитывать, отбирать. Да и отобрать-то толком не могут! Хотели у меня гостиницу «Украина» отобрать и не смогли – проиграли кассационную инстанцию. Позор! Это мелкотравчатая бригада по отъему собственности, по использованию коррумпированных правоохранительных органов для этих вещей, а Ющенко ничего в этих делах не понимает. Он безграмотный и некомпетентный. Так что не надо говорить, что Лебедев мечется между Ющенко и Януковичем.
Родись я раньше лет на 20 – оказался бы в ГУЛАГе
«НР»: Ваша политическая карьера изобилует многими удивительными поворотами. В чем причина такого непостоянства?
А.Л.: Про мою политическую карьеру действительно говорили: мол, избирался от «Родины», потом перешел в «Единую Россию», теперь в «Справедливой России»…Я хотел тогда участвовать в создании современной социал-демократической партии и сейчас занят тем же на базе «СР». Я когда увидел, что стало с «Родиной» я ее покинул. Куда я мог присоединиться? Только к «Единой России», потому что, работая в «ЕР», я мог продвигать закон об игорных заведениях. «Единая Россия» как могла со мной боролась, но потом президент ее подправил. И что в этом такого? Вот коммунисты говорят, что Лебедев во всех партиях состоял. Да, я состоял в КПСС. При этом любил Родину, но не любил КПСС. И что в этом такого шкурного? Как я мог тогда служить Родине, если бы я в КПСС не записался? Я б тогда только кочегаром мог бы работать или дворником. Просто коммунисты так устроили, что любой достойный человек обязан был вступить в организацию, которая 80 лет эту страну уродовала и насиловала. С моими взглядами, родись я на 20 лет раньше, я бы мог в ГУЛАГе оказаться, например, за политические анекдоты или чтение Солженицына... И пошел я тогда работать в разведку (Лебедев работал в СВР до 1992г. – прим. НР). Я знаю, в моем личном деле отмечено, что я рассказывал политические анекдоты, но никто меня за это не репрессировал.
«НР»: Через полгода состоятся выборы в Государственную Думу. Чего Вы ждете от предстоящей кампании. Будут ли какие-то неожиданности или же все заранее предсказуемо?
А.Л.: Я ожидаю серьезной дискуссии перед выборами. Думаю в рамках «Справедливой России», экспертного сообщества, может быть, другие партии присоединятся. Я ожидаю, что эта дискуссия закончится согласованием повестки дня следующей Госдумы. Я хотел бы идти в Госдуму, понимая, что она будет делать, какие законы она будет разрабатывать и принимать. И еще хочется понять, насколько качественно изменится депутатский корпус. Я категорически не поведу в Думу ни людей, купивших свои места, ни представителей криминала, ни просто пустых людей, которые будут там штаны просиживать.
Уверен, что для многих сюрпризом станет результат «Справедливой России», который окажется значительно выше, чем показывают нынешние социологические опросы. Причина нынешних невысоких показателей «СР» проста: избирательная кампания еще не начата, партия у нас молодая – ей лишь 8 месяцев от роду. При этом она не так плохо выступила на региональных выборах. Думаю, к партии будут присоединяться серьезные, авторитетные люди различных политических взглядов, и наш общий результат в декабре должен быть не ниже 20-25 процентов. Я по Москве рассчитываю на результат даже выше – я хочу выиграть у Лужкова. Надо больше авторитетных и известных людей в регионах, уровня Оксаны Дмитриевой в Питере, Евгения Ройзмана в Екатеринбурге, возможно кого-то из авторитетных коммунистов из регионов, которые не нашли себе заметного места в рядах КПРФ. Я бы даже посмотрел в сторону отдельных людей из ЛДПР. Я сторонник шага к двухпартийной работающей системе.
Я могу выиграть у Лужкова
«НР»: На выборах в Госдуму вы возглавите московский список «СР». Наверное, в этой кампании у вас будет кроме всего и дополнительная мотивация – ведь столичный список «Единой России» возглавит ваш давний оппонент Юрий Лужков?
А.Л.: Я думаю в ближайшее время Путин внесет кандидатуру Лужкова на утверждение, и Мосгордума его кандидатуру, конечно, утвердит. И он пойдет на выборы не избранным мэром с уровнем поддержки в 70 с лишним процентом, а утвержденным Мосгордумой, которая, по сути, является отделом по зачистке его собственной бюрократической вертикали. В городе Москве не так уж все хорошо, при мэре Лужкове. Президент отмечал среди нерешенных проблем и доступное жилье, я добавлю к этому проблему игорных заведений, отвратительную градостроительную политику, разрушение памятников, транспортный коллапс, отвратительную экологию, непрозрачный бюджет. Вот если он все эти проблемы до декабря решит, то сможет получить хороший результат на выборах, если не решит, то может проиграть. Тогда вопрос о его дальнейшем трудоустройстве отпадет автоматически.
Справка: Александр Лебедев родился в Москве 16 декабря 1959 года в семье преподавателей. В 1977 году Лебедев поступил на экономический факультет МГИМО, где углублённо изучал мировую валютно-финансовую систему, уделяя особое внимание проблематике международных долговых обязательств.
В 1982 году, по окончании учёбы в МГИМО, А.Лебедев получил распределение в Институт экономики мировой социалистической системы, где начал писать кандидатскую диссертацию по теме «Долговые проблемы и вызовы глобализации». Однако вскоре ему было предложено перейти на работу в Службу внешней разведки, где Александр Лебедев и проработал до 1992 года, занимаясь, в частности, вопросами предотвращения утечки капитала за рубеж.
Уволившись в запас в звании подполковника, А.Лебедев решил заняться финансовым бизнесом, создав Русскую инвестиционно-финансовую компанию (РИФК). В 1995 году РИФК приобрёл Национальный резервный Банк (НРБ). Сегодня НРБ входит в тридцатку лидеров банковской системы России. Среди его приоритетов – реализация инвестиционных проектов в авиационной промышленности и в области авиаперевозок, в энергетике, в сельском хозяйстве, в сфере телекоммуникаций, в строительстве, ипотеке и ЖКХ. Сегодня Национальный резервный банк обладает вторым по величине после государства пакетом акций авиакомпании «Аэрофлот» (около 30%), лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» (44%), которая управляет контрольным пакетом акций (56%) Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО), владеет значительными пакетами акций «Сбербанка», «Газпрома», РАО «ЕЭС». В настоящее время НРБ является ядром созданной на базе банка Национальной резервной корпорации (НРК), суммарные активы которой превышают 2 млрд. долларов.
В 2003 году Александр Лебедев принял участие в выборах мэра Москвы в качестве кандидата на этот пост и в парламентских выборах, возглавив московский региональный список блока «Родина» и набрал около 13% голосов избирателей. По итогам парламентских выборов А.Лебедев был избран депутатом Государственной Думы.
В 2003 году защитил докторскую диссертацию по теме «Финансовая глобализация в контексте проблем общемирового, регионального и национального (российского) развития».
В настоящее время Александр Лебедев – Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. Координатор депутатской группы по связям с парламентом Украины. Член Постоянной делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Комитете парламентского сотрудничества «Россия – Европейский союз». Координатор Межфракционного депутатского объединения «Наша Столица» в Государственной Думе.
Москва, Денис Фрунзе
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».