Мнение экспертов: Политические партии подошли к началу предвыборной гонки с солидным популистским багажом
В преддверие старта кампании по выборам в Государственную Думу специалисты Центра Коммуникативной Технологий «PROПАГАНДА» подготовили любопытное исследование, демонстрирующее с каким багажом подошли к началу гонки основные игроки на российском политическом поле.
По мнению экспертов, на предстоящих выборах партия «Единая Россия» имеет хорошие шансы одержать убедительную победу над конкурентами, однако вместе с тем, «единороссам» будет сложно решить стратегическую задачу по завоеванию 50 процентов голосов.
По данным «Proпаганды», возрастание уровня политической поддержки «партии власти» во многом объясняется тем, что ее избиратели в большей степени ощущают значимость выборов, так как их результаты совпадают с их собственными политическими пристрастиями. В то же время сторонники оппозиционных партий все чаще испытывают разочарование результатами, что приводит к разочарованию в самом институте выборов. Придя к мнению, что «от них ничего не зависит», они не приходят на избирательные участки, что автоматически улучшает показатели «ЕР». Эксперты предсказывают, что в новоизбранном парламенте могут оказаться от двух до пяти политических партий. При этом, они отмечают, что «Единая Россия» заинтересована в том, чтобы в Думе оказалось как можно меньше партий – не более трех. Только в этом случае, у «ЕР» появляется шанс преодолеть пятидесятипроцентную планку собственного представительства в парламенте.
Поэтому можно допустить, что «ЕР» задействует собственный ресурс для ведения контрпропаганды против партий, чье прохождение в Думу не выглядит очевидным – в первую очередь против ЛДПР и СПС. При этом политологи полагают, что все же при наиболее вероятном сценарии развития событий в Думу пройдут три или четыре партии.
Особое место в исследовании занимает анализ средств и методов, используя которые партии будут привлекать голоса электората. Эксперты «Proпаганды» выделяют пять основных «платежных средств» во взаимодействии партий и избирателей: Идеология, Популизм (под которым понимается редукция идеологии до риторики. Выдвижение заведомо популярных законодательных и политических инициатив, апеллирующих к широким народным массам), «Конкретные дела» (программа конкретных действий, актуальных для значимых социальных групп), «Прямой подкуп» и Агитационная и рекламная кампания.
Уже сегодня можно судить с каким багажом к предстоящим выборам подошла каждая политическая партия и чего можно ожидать от каждой из них, когда сигнал к началу гонки будет дан.
По мнению экспертов, главные задачи «Единой России» в этой предвыборной кампании помимо получения 300 мандатов будут заключаться в том, чтобы сохранить статус-кво в Думе и подтвердить звание «Партии Президента». Кроме этого важной задачей для «ЕР» будет недопущение формирования региональных фронд в результате активного торга с губернаторами и региональными элитами. Основными идеологическими постулатами «медведей» будут консерватизм, как гарантия стабильности общества, патриотизм в виде модели суверенной демократии и продвижение президентского тезиса о «государственно-частном партнерстве», предусматривающем широкую поддержку государством частного бизнеса. В области популизма основные козыри «ЕР» довольно широко известны: это и национальные проекты, и борьба с игорным бизнесом, и провалившийся проект «мигалки», ужесточение наказания за распространение наркотиков, «материнский капитал», акции и проекты патриотического характера. Эксперты уверены в том, что, как и в предыдущие кампании, «ЕР» будет позиционировать себя как «партия конкретных дел». С точки зрения политологов из «Proпаганды», «конкретные дела» «Единой России» – суть не что иное, как технология тотального подкупа избирателя, когда за государственные средства ведется пропаганда собственной партии.
Непростые задачи перед выборами стоят перед амбициозной «Справедливой Россией». Среди стратегических целей «СР» перед выборами – подогревание конкуренции среди «преемников», с последующим включением в орбиту партии одного из «преемников». Для «СР» жизненно важно занять место выше КПРФ, подтвердив заявленный статус «второй по значимости и влиянию партии». К тактическим задачам следует отнести стремление эсеров аккумулировать электорат, не приемлющий «Единую Россию» (имеется в виду борьба за «болото» и общипывание электоратов ослабевающих КПРФ и «Яблока»), маргинализировать КПРФ и «Яблоко» и не допустить полевения «Единой России».
Уже очевидно, что главным идеологическим постулатом Миронова перед выборами станет «новый социализм 21 века», который будет противопоставлен «старому социализму» КПРФ. Все это предполагает активное использование в ходе кампании «социалистического популизма», когда главными темами «СР» станут борьба с бедностью, введение в стране налога на роскошь, создание общественного комитета по борьбе с коррупцией, урезание депутатских зарплат и т.д.
Эти популистские лозунги должны компенсировать партии отсутствие значимых «конкретных дел» и привлечь голоса левого электората.
Главным конкурентом «СР» на перспективном левом фланге станет КПРФ, чьей задачей будет сохранение статуса «единственной оппозиционной партии». Поэтому следует ждать продолжения наездов руководителей коммунистов на «Справедливую Россию», как на «кремлевский проект».
По мнению экспертов, основными тактическими задачами в ходе предвыборной кампании для зюгановцев будет использование тенденции «полевения» электората. КПРФ предстоит преодолеть проблему деградации собственного электората и девальвации политических ресурсов (как результат исчезновения «красного пояса» и монополизации парламентского ресурса «ЕР»). Не допустить радикализации собственной предвыборной платформы (отсюда и скандалы с последними чистками внутри партии).
В настоящий момент руководство КПРФ не спешит выступать с оригинальными популистскими инициативами, так как раннее их оглашение может привести к тому, что эти инициативы будут перехвачены конкурентами из «СР», что уже случалось. Старые же популистские призывы Зюганова давно всем известны – разморозить стабфонд, уволить Зурабова и Чубайса и т.д. Эксперты уверены, что ближе к выборам что-то новое обязательно появится.
Перед ЛДПР стоит задача простая и понятная: сохранить место в Госдуме. Для достижения этой цели, «жириновцам» необходимо, прежде всего, сохранить за собой фактическую монополию на популизм, и не допустить обращения административного ресурса против ЛДПР для решения эгоистических задач «Единой России» и «Справедливой России». Идеологический базис ЛДПР сложился уже давно и остается неизменным – это популизм, замешанный на патриотизме. До сих пор эта схема срабатывала, благо в области креатива Жириновский по прежнему не знает себе равных.
Список последних инициатив лидера ЛДПР отличается разнообразием. Здесь и сокращение рабочего дня до 7 часов и придание статуса дополнительного выходного дня среде. И введение «сиесты» в те дни, когда температура на большей части государства будет подниматься выше 25 градусов. И легализация проституции, и отмена вступительных экзаменов в вузы, и распил стабфонда, и многое другое.
При всей своей непохожести друг на друга, перед СПС стоит та же цель, что и перед ЛДПР – преодолеть семипроцентный барьер и попасть в Госдуму. Партии Никиты Белых для этого, по мнению экспертов, предстоит решить следующие тактические задачи: продемонстрировать серьезность намерений и электоральный потенциал партии, в т.ч. для получения адекватного цели кампании финансирования. Переманить либерально-демократический электорат других партий, в т.ч. за счет вселения неуверенности в перспективы «Яблока». Отмежеваться от оппозиционных и маргинальных «правых» проектов, не допустить перегруппировки сил на «правом» фланге. Эксперты полагают, что базисная идеология СПС, выраженная в программе «Достройка капитализма», в настоящий момент сыровата и находится в стадии доработки. Находясь на грани не прохождения в Госдуму, СПС будет вынужден использовать достаточно большой объем популистской риторики. Среди тем, которые будут использовать «правые» – легальный откуп от армии, тотальная ликвидация депутатских зарплат, критика законопроекта, позволяющего устанавливать Государственный флаг Российской Федерации «на зданиях общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, а также над жилыми помещениями граждан Российской Федерации» не только по праздникам.
Очень сложная задача стоит перед партией «Яблоко». Стоит вопрос о выживании этой партии. Для сохранения партии Явлинскому и его соратникам необходимо хотя бы создать интригу и продемонстрировать вероятность преодоления 7%-го барьера, что на сегодняшний момент, по мнению экспертов, является крайне проблематичным. Возможно, «Яблоку» придется согласиться на поглощение со стороны СПС при сохранении некоторых рычагов управления за лидерами «Яблока». Объединение партий «списками» все еще может составить интригу предстоящих выборов и стать стержневой темой кампании «правых». Идеология «яблочников» останется неизменной – европейский путь развития России и соблюдение прав человека. Популистские заявления Явлинского тоже будут обращены к своему традиционному электорату – городской интеллигенции. Это будут инициативы наподобие обращения к Лужкову с предложением переименовать некоторые московские улицы, присвоив им имена Окуджавы, Высоцкого и т.д.
Москва, Денис Фрунзе
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».