Неудавшаяся забастовка на «АвтоВАЗе» дискредитирует все профсоюзное движение России, – мнение экспертов
Заявленная 10-тысячная забастовка на «АвтоВАЗе», в которой реально приняли участие не более 150 человек, провалилась из-за слабости профсоюза «Единство» и тех политических сил, которые за ним стоят. Как считают эксперты, «массовая акция протеста» оказалась лишь неудачной пиар-кампанией, которая может дискредитировать все профсоюзное движение в России. Между тем политологи отмечают, что это не исключает того, что активисты профкома «Единство» не предпримут новые попытки раскачать ситуацию на автогианте.
Руководитель Института национальной стратегии Станислав Белковский отметил в разговоре с корреспондентом РИА «Новый Регион», что одной из причин провала акции на «АвтоВАЗе» является слабость профсоюза «Единство», который организовал забастовку.
«Профсоюз, который организовывал эту забастовку, оказался не настолько многочислен и влиятелен на «АвтоВАЗе», чтобы дожать эту ситуацию и довести ее до действительно масштабной акции. Не исключаю, что попытки повторения такой акции в дальнейшем будут, и, возможно, они будут более успешными», – сказал Белковский.
При этом эксперт не исключил, что при попытках повторения такой акции может поступить серьезная поддержка от политических сил.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко согласен с Белковским, что подобные акции на «АвтоВАЗе» могут повториться, однако он выразил сомнения в успехе забастовщиков, назвав вчерашние события на предприятии PR-феноменом.
«Провал забастовки на «АвтоВАЗе» выглядит особенно впечатляюще в сочетании с громкими заявлениями в СМИ о ее планируемых масштабах. Журналисты с энтузиазмом подхватывали сообщения представителей профсоюза «Единство» об остановке конвейера и количестве бастующих (назывались цифры до 10 тысяч человек). Это еще раз говорит о том, в каком дефиците в России действительно эффективное рабочее движение», – отмечает эксперт.
При этом Минченко обращает внимание, что действия альтернативного профсоюза в Тольятти оказались супернеэффективными. «Во-первых, были очевидно завышенные требования. Например, рабочие «Форда», не обремененного советским наследием, требовали повышения зарплаты на 30% (получили на 20 %), а рабочие «АвтоВАЗа», который приходится вытягивать из кризиса, – на 150 %. Во-вторых, на протяжении последних месяцев руководство завода дважды поднимало зарплату (в общей сложности, почти на 10%).
В то же время эксперт отмечает, что в действиях лидеров «Единства» нетрудно заметить политическую подоплеку. Глава профсоюза Золотарев участвовал в прошлых выборах мэра Тольятти, а очередные выборы мэра состоятся в марте 2008 года. По мнению Минченко, также очевидна заинтересованность в дестабилизации ситуации в городе бизнес-групп, вытесненных с завода (СОК и Автотрейд Владимира Яркина), которые аффилированы со «Справедливой Россией».
«Думаю, что попытки расшатать ситуацию на «АвтоВАЗе» будут продолжаться. Вероятно, все больше политиков будут пытаться получить дополнительную раскрутку на этой теме. Однако массовых выступлений рабочих на «АвтоВАЗе» мы, вероятно, не увидим», – отметил Минченко.
Политолог Владимир Жарихин также полагает, что повторение акций протеста на «АвтоВАЗе» возможно, но вряд ли забастовки будут носить массовый характер.
«Моральное право требовать повышения зарплаты рабочие вообще имеют, но в данном случае с моральным правом достаточно сложно. Не все рабочие готовы пойти на забастовку до конца, потому что они, видимо, помнят, сколько гаек на отечественных «Жигулях» и «Калинах» не докручено. Вот когда гайки докрутят, как на «Форде», они смогут получить моральное право требовать увеличения зарплаты», – отметил Владимир Жарихин.
С ним солидарен генеральный директор центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) Михаил Виноградов. Он полагает, что одна из причин провала забастовки в отсутствии поддержки рабочими завода действий альтернативного профсоюза «Единство», а также в слабости организаторов акции, которые не смогли объединить рабочих «АвтоВАЗа».
«Влияние профсоюза «Единство» на предприятии очень слабо, поэтому он не смог добиться признания. Забастовка сорвалась, потому что организаторы оказались плохо подготовлены. Несмотря на то, что альтернативные профсоюзные движения зачастую оказываются сильнее официальных, тольяттинское «Единство» не оправдало своего названия и оказалось беспомощным», – говорит Виноградов.
По его словам, причиной провала акции также можно считать отсутствие необходимой поддержки со стороны населения. «Когда бастовал морской порт, все жители выразили свое сочувствие, внимание прессы и телевидения было приковано к акции. Когда пытался бастовать «АвтоВАЗ», то сочувствия это не вызвало. Прежде всего, благодаря нереалистичности самих требований, – сказал Виноградов.
Эксперт Фонда развития информационной политики Виталий Камышев считает, что неудача тольяттинских забастовщиков способна дискредитировать все профсоюзное движение в России.
«Причины неудачи очевидны: политические мотивы организаторов акции, связанные со стремлением заработать очки на популистских заявлениях накануне выборов мэра города и депутатов Госдумы. Заведомая невыполнимость требований, рискующих поставить предприятие на грань банкротства», – отмечает эксперт.
По его словам, у всего произошедшего есть как минимум два следствия. «Первое – неудачная попытка выдать политический демарш за возрождение рабочего движения способна дискредитировать идею в целом. Во-вторых, стремление подорвать работу «АвтоВАЗа» в процессе серьезных преобразований нанесло ущерб не только репутации автомобильного гиганта, но и политике государства по возрождению отечественного автопрома», – сказал эксперт.
Москва, Андрей Романов
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».